Консультация для воспитателей ДОУ на тему: Формирование речевой активности детей младшей группы через произведения художественной литературы
Художественная литература – действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Задачи воспитания – донести до детей содержание произведения в единстве с его языковым богатством, умело подчеркнуть некоторые наиболее доступные их пониманию элементы композиции.
Большую роль играют при этом образная, эмоциональная речь воспитателя.
На занятиях используются такие приёмы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности.
Важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал, именно тогда они смогут выразительно воспроизвести, последовательно запомнить (без пропусков и искажений) события, проявить творческую активность.
В младшей группе учили детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводить их к воспроизведению текста.
Это осуществляется на занятиях по развитию речи, а также в вечерние или утренние часы ( в свободное от занятий время). Речевая деятельность детей здесь проявляется первоначально в форме ответов на вопросы.
Детей можно также привлекать к совместному пересказу с педагогом, побуждает произносить отдельные слова или предложения(при повторном рассказывании воспитателем сказки).
Для того, чтобы дети лучше усвоили литературный материал можно в ходе беседы выборочно зачитать тот или иной отрывок, предоставить детям возможность ещё раз вслушаться в образную авторскую речь, обратить их внимание на необходимую интонационную выразительность того или иного сюжета.
1. В плане развития речи нашу младшую группу в начале года можно назвать проблемной или трудной. Поэтому в начале года учила детей слушать и слышать воспитателя, отвечать на вопросы ровным голосом. Много работала над звукопроизношением, конечно же с помощью
потешек:
- Киса, киса, киса брысь
На дорожку не садись
- Котя, котенка, коток
Котя серенький лобок
- Тише мыши, кот на крыше
А котята ещё выше
- Водичка, водичка
Умои моё личико
- Дождик, дождик пуще
Дадим тебе гущи
- Радуга – дуга
- Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса
Обрабатывала произношения отдельных звуков в словах фразовой речи: « дождик капает кап - кап», «Большой жук летит жу – жу». Потом заучивали с детьми стихотворения А. Барто « Игрушки», «Самолёт», « Зайка», « Грузовик», «Мишка», «Лошадка» и д.р.
Учила детей владеть силой голоса, говорить потешки и стихи: громко и тихо, следить и чувствовать инонациональную выразительность стихотворений «Бычок», « Зайка» - грустный, «Самолёт» - радостно читали, рады что сами построили.
Всякий раз пытались дать детям почувствовать: что переживает зайка, один под дождём, бычок , который идёт по маленькому мостику. Почему ему страшно?
То есть старались
вызвать эмоциональное отношение на описанное в стихотворении.
- Уронили Мишку на пол
Оторвали мишке лапу.
Хорошо или плохо поступили с мишкой? Почему вы так думаете? А как бы вы поиграли с мишкой? Потом стала приобщать детей к чтению по ролям, то есть помогла им овладеть диалектической речью.
Для младших групп – это песенки русского народа:
- «куда Фома едешь?»
- «идёт лисичка по мосту»
- «бежала лесочком лиса с кузовочком»
- «Курочка – рябушечка»
- « Кисонька - мурысенька»
Можно использовать также французкие народные песенки:
- «был сапожник»
- «Дождь, дождь»
Стихи А.Введенского «Песня машиниста».
Необходимо несколько раз прочитать детям потешку, одобрять детей, если они проговаривают её вместе с воспитателем.
Как только малыши запомнят, можно организовать чтение по ролям.
Например: « Курочка-рябушечка»
Воспитатель и дети: «Курочка – рябушечка куда пошла»
Р-к: «На речку»
Воспитатель и дети: «за водичкой?»
Далее работала над развитием диалоговой речью детей на примере русских народных сказок: « Колобок», « Три медведя», « Маша и медведь», «Теремок», « Заюшкина избушка».
Здесь обращала внимание детей на характерные особенности героев.
Колобок, какой: румяный, большой, весёлый.
Лиса: злая, хитрая, хочет колобка съесть.
Учила детей оценивать поступки героев: зайчик добрый, пустил лисичку переночевать, лиса злая не пожалела зайчика, из его же избушки выгнала.
Показала детям на нужный тембр, высоту голоса, интонационную выразительность речи персонажей. Зайка говорит робко, несмело, негромко. Медведь басит, говорит громко.
Учила детей передавать жесты, мимику персонажей: вместо физкультурной минутки мы «ходим как мишки», «прыгаем как зайчик», «танцевали как лисичка», «рыскаем по лесу как волки».
Детям такие упражнения очень нравились.
Во время чтения сказки акцентировала внимание детей на том или ином эпизоде или диалоге, предлагала повторить жалобу зайчика: « Была у меня изба лубяная, а у лисы ледяная», сначала вместе с воспитателем, потом индивидуально по ролям.
Например диалог – «лисы и петушка», «собак и петушка».
То есть научила детей создавать
образ персонажей в играх – драматизациях по сказкам:
- Теремок
- Колобок
- Заюшкина избушка
Эта
работа продолжается и на музыкальных занятиях и на утренниках.
Речь наших детей стала эмоциональной, выразительной, в настоящее время они действительно умеют владеть силой своего голоса, тембром.
Дети с удовольствием стали участвовать не только в драматизациях, но и в беседах. Потому что речь стала чище, дети говорят увереннее, раскованнее.
Обычно, как часы занятия предлагаю детям тризовские игры или задания на развитие логического мышления.
Учим стихотворение: « К нам на длинной
тонкой ножке
дождик скачет по дорожке»
Дети, а давайте подумаем: Что хорошего в дожде? ( он умывает улицы, поливает цветы, траву, можно ходить по лужам)
А что плохого в дожде? ( можно простудится, заболеть, заливает дороги, грязно)
Так дождь это хорошо или плохо?
Хорошо - для кого?
Плохо – для кого?
Прочитали сказку «Гуси-лебеди», помимо вопросов содержанию и характеристике героев, предлагаю проблемный вопрос «-что было бы, если бы Машенька послушала маму и не оставила Ванюшку одного»
После чтения сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- что было бы, если бы Иванушка не стал бы пить из козлиного копытца?
Задание и вопросы такого типа заставляют детей думать рассуждать и конечно же,
развивать мышление - развивать речь.
Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют иллюстрации, картинки по сказкам, др. произведениям.
В младшей группе учила детей рассматривать иллюстрации, картины, опираясь на вопросы воспитателя, т.о. дети овладевали диалогической речью, учились выслушивать вопросы педагога отвечать на них, спрашивать.
Е.И.Тихеева писала «Дети проявляют исключительную любовь к картинкам: они напоминают им виденное, или лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Рассматривая картину, маленький ребёнок всё время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путём наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».
То есть рассматривание картины побуждает ребёнка к речевой активности. В процессе беседы по вопросам дети активно оперируют языковым материалом рассказа или сказки, воспроизводят отдельные словосочетания, обороты, упражняются в нахождении и использовании выразительных интонаций.
Первоначально показом иллюстраций я сопровождала чтение сказки. Это помогало детям последовательно запоминать содержание, эмоционально воспринимать прочитанное.
Постепенно
кроме сопутствующих, традиционных вопросов: «кого видели на картинке?», «чем они заняты?» рассматриванием одежды, предметов (убранство теремка), стала добавлять вопросы на определение характера, настроения героев.
Колобок- (какой) большой, румяный, круглый.
Зайка- (какой) серенький, маленький, грустный.
Почему колобок весёлый?
Почему зайка грустный?
Чему улыбается лиса, которую видели в окошке заюшкиной избушки?
Вопросы такого характера заставляли ребёнка размышлять вслух, вспоминать содержание сказки, будили воображения, развивали логическое мышление. Ребёнок непроизвольно вспоминал нужный эпизод сказки, диалог или речь персонажей, старался эмоционально воспроизвести их.
Далее предлагала детям Р/И «Сказочное лото», где уже учила составлять сказку по картинкам, сначала дети определяли, узнавали сказку по картинке, затем выкладывали картинки по сюжетам.
Сейчас мы уже умеем определять в этих сюжетах « что сначала, что потом», то есть дети воспроизводят развитие сюжета сказки в последовательности, и сейчас по этим картинкам мы рассказываем сказки, например: «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Репка».
То есть со своими детьми мы шагнули намного вперёд программы по развитию речи , мы перешли к рассказыванию сказок по картинкам.
В нашей группе подготовительный этап в обучении детей рассказыванию завершён.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Как привлечь внимание детей