Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интеллектуальная викторина с ответами ко Дню воды, 5-9 класс

Интеллектуальный марафон «Удивительная вода»
Описание материала: Межпредметная викторина для школьников 5-9 классов. Для старших викторина может проводиться в очном режиме, например, как соревнование двух команд. В заочном режиме викторина может быть предложена более младшим школьникам, с разрешением пользоваться любыми источниками информации. В таком случае в ней могут принимать участи и учащиеся начальной школы, т.к. обычно им с удовольствием помогают родители. В этом случае мероприятие проходит в индивидуальном зачете и имеет скорее просветительскую, чем соревновательную направленность.
Цель: Развитие познавательной активности детей.
Задачи: Познакомить детей со сведениями о воде и водных ресурсах из разных предметных областей.
Развивать навыки поиска информации.
Развивать способность работать в команде.
Способствовать развитию мышления, логики, любознательности.

Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей» писал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь». Действительно, такое важное для жизни и такое привычное вещество на самом деле оказывается нам не вполне знакомым. Постарайтесь выполнить предложенные задания, и, возможно, вы узнаете для себя кое-что новое об этом бесценном веществе.
Задание 1.
Академик И.В. Петрянов утверждал: «Почти все физико-химические свойства воды — исключение в природе. Она действительно самое удивительное вещество на свете». Рассмотрите картинки, иллюстрирующие малую часть необыкновенных свойств воды, назовите эти свойства и поясните, в чем их необычность.
Ответ: Лед плавает по поверхности воды, т.к. плотность воды в твердом состоянии меньше плотности жидкого состояния, что нехарактерно для других веществ.

Ответ: Вследствие того же свойства вода при замерзании не сжимается, как другие вещества, а расширяется, поэтому бутылка, наполненная водой, при её замораживании лопается.

Ответ: Скрепка плотнее воды, но удерживается на поверхности и не тонет за счет высокого поверхностного натяжения воды, нехарактерного для других жидкостей (только ртуть имеет большее поверхностное натяжение, но ведь ртуть - металл)
Ответ: Наибольшую плотность вода имеет при 4 оС, поэтому более теплая вода опускается вниз и на дне водоёма оказывается более высокая температура, чем на поверхности. У других жидкостей более холодные порции, охлаждаемые с поверхности, будут опускаться на дно.
Ответ: Вода кипит при 100 оС, в то время как по всем расчетам, исходя из состава ее молекулы, должна превращаться из жидкости в газ при минус 70 оС.
Задание 2.
Вода в природе существует в виде разнообразных проявлений и объектов. Разгадайте загадки, так или иначе связанные с водой.
1.Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (Облако)

2. Живет – лежит,
Умрет – побежит. (Снег)

3. Не земля, а корабли не плавают,
Не море, а ходить нельзя. (Болото)

4. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут! (Дождь)

5. По морю идёт,
До берега дойдёт -
Тут и пропадёт. (Волна)

6. В нее льется,
Из нее льется,
Сама по земле плетется. (Река)

7. Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (Туча)

8. Ночью на земле спит,
А утром убегает. (Роса)
Задание 3.
Выберите правильный ответ.
1.Представьте, что всю воду, которая есть на Земле, вам удалось поместить в банку объемом 3 литра. Как вы думаете, какой объем придётся на пресную воду?
А) около 1 мл Б) около 100 мл в) около 1000 мл
Ответ – Б. Запасы пресной воды составляют, по разным данным, 2-3% от общего количества водных ресурсов Земли.
2. Где запасы пресной воды больше?
А) в озёрах, пресноводных водохранилищах Б) в атмосфере В) в ледниках
Ответ – В. Ледники содержат 1,65%, всей воды, озёра и водохранилища – 0,02%, атмосферный пар – 0,001%.
3. А где доля от общего количества земной воды меньше всего?
А) в реках Б) в атмосфере В) в почве
Ответ - А. Реки – содержат 0,0001% запасов воды, атмосферный пар – 0,001%, почвенная влага – 0,01%.
4. Площадь океанов и морей составляет 70,8% земной поверхности. Какова площадь суши?
А)29,2% Б) около 30% В) около 25%
Ответ – В. Площадь суши меньше, т.к. на материках существуют разнообразные водоёмы - реки, озера, водохранилища и т.п..
5. Самое соленое море в мире
А) Красное Б) Белое В) Мертвое
Ответ – А. Мёртвое «море» на самом деле является озером, а среди морей самое солёное именно Красное.
6. В 1799 году из реки Сена зачерпнули 1 кубический дециметр воды. Эталоном чего он стал?
А) прозрачности 100% Б) объема 1 литр В) массы 1 кг
Ответ – В. Это произошло в связи с решением революционного правительства Франции ввести четкую (метрическую) систему мер.
Задание 4.
Прочитайте следующие утверждения. Как вы думаете, являются ли они правдивыми? Свой ответ прокомментируйте.
1. Вода является химическим элементом.
Ложь. Вода – вещество, а не элемент. Она состоит из двух химических элементов (видов атомов) – водорода и кислорода.
2.Вода не всегда кипит при 100 градусах Цельсия.
Правда. Температура кипения воды зависит от давления. На Эвересте (высота 8 848 м) атмосферное давление составляет всего 0.3 атмосферы. Вода кипит в этих условиях при температуре чуть больше 68 оС.
3.Вода легко сжимается.
Ложь. Вода практически несжимаема.
4.Звук в воде распространяется быстрее, чем в воздухе.
Правда. Звук быстрее распространяется в более плотных средах.
5. Сухой лёд – замороженная вода, находящаяся при температуре ниже таяния.
Ложь. Сухим льдом называют углекислый газ в твердом состоянии за его способность испаряться, минуя стадию плавления.
6. Мягкая вода – это вода в жидком состоянии, а жёсткая вода – это лёд.
Ложь. Степень жесткости воды определяется составом и количеством растворенных в ней солей
7. Вода растворяет речной песок.
Ложь. Вода растворяет не все вещества. То, что вода не растворяет песок, мы можем наблюдать в природе.
8. Вода способна гасить огонь, но при этом сама является продуктом горения.
Правда. Вода образуется при горении водорода.
9. Чистая вода может оставаться в жидком состоянии при температуре до минус 40 оС
Правда. Это т.наз. переохлажденная вода.
10. Растворенную в воде пищевую соль можно отделить фильтрованием.
Ложь. Фильтрованием можно отделить только нерастворимые вещества.
11. Мы говорим: "В морях вода" и ошибаемся всегда.
Правда. Морская вода представляет собой соляной раствор. Кроме солей, в морской воде растворены и другие вещества, в частности, белки.
12. Чтобы произвести тонну хлопчатобумажной ткани, требуется 250 тонн воды,
Правда. Многие производства потребляют огромные объемы воды, в том числе и это.
13. В природе не бывает чистой воды.
Правда. Любая вода содержит то или иное количество растворённых веществ. Чистой мы считаем воду, в которой концентрация опасных примесей и микроорганизмов ниже допустимого предела.
14. Холодная вода замерзает быстрее, чем горячая.
Ложь. Быстрее замерзает горячая вода. Это явление называется «эффектом Мпембы» и названо по имени любознательного школьника из Танзании — Эрасто Мпембы, который заметил, что горячее молоко для мороженного замерзает быстрее чем холодное и, не получив разъяснений от школьного учителя, обратился впоследствии с этим вопросом к профессору физики Деннису Осборну, приехавшему в его школу. Это произошло в 1969 году, и с тех пор этот эффект все еще изучается. Хотя на практике он широко используется, например, когда катки и горки заливают горячей водой.
Задание 5.
Кроссворд.
По горизонтали:
3. Самая длинная река (Нил)
5. Волна в океане, образующаяся при землетрясениях (Цунами)
9. Минеральная вода (Ессентуки)
11. Река дважды пересекающая экватор в своем течении (Конго)
12. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает только одна (Байкал)
14. Белое, Красное, Черное, Желтое - что это? (Море)
15. Древнегреческий историк Геродот называл это государство «даром воды» (Египет)
16. Дождевое, кучевое, слоистое - что это? (Облако)
19. По руслу этой реки протекает пятая часть речной воды мира (Амазонка)
20. Хозяин воды в мифологии славян (Водяной)
По вертикали:
1. Звуковая, сейсмическая, морская – что это? (Волна)
2. Кристаллик льда в форме правильного шестиугольника (Снежинка)
4. На латыни это слово означает водоем (Цистерна)
6. Агрегатное состояние воды, с которым мы ассоциируем название этого вещества (Жидкость)
7. Бьющий из-под земли фонтан кипятка и пара? (Гейзер)
8. Водоём, у которого бывают рукава (Река)
10. Переход воды из газообразного состояния в жидкое (Конденсация)
13. Африканская река, давшая первоначальное название сказке Чуковского про доктора Айболита (Лимпопо)
17. Эта вещь получится если соединить латинскую воду с английским лёгким (Акваланг)
18. Затяжной, грибной, кислотный – что это? (Дождь)
Задание 6.
Объясните значения поговорок. Какое свойство воды отражено в каждой из них?
1. «Как в воду глядел».
Ответ: означает «знал заранее, предвидел что-нибудь». Связано со свойством поверхности воды отражать предметы как в зеркале. Зеркальные предметы и водная поверхность, как их заменитель, использовались при гадании о будущем.
2. «Как с гуся вода».
Ответ: говорит о способности с легкостью выпутываться из проблем, либо характеризует безразличное отношение к чему-либо. Гусиные перья покрыты жиром, вода не смачивает такие поверхности, поэтому просто скатывается с тела птицы, когда та выходит из воды, и она остается сухой.
3. «Толочь воду в ступе»
Ответ: означает «заниматься бессмысленным делом». Происхождение выражения может восходить к древним языческим обрядам, однако современное его значение связано с жидким агрегатным состоянием воды. Жидкость невозможно «измельчить», поэтому и действие это бесполезное.
4. «Водяной пузырь недолго стоит»
Ответ: Выражение применяли к горделивому, напыщенному человеку. Иногда его дополняли фразой «Не надувайся - лопнешь». Пузыри образуются на воде, например, при дожде, но быстро лопаются из-за большого поверхностного натяжения воды, т.к. водяная пленка на пузыре стремится собраться в капли. Мыльные пузыри более устойчивы, т.к. мыло уменьшает поверхностное натяжение воды.
Задание 7.
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы.
1. М.В.Ломоносов писал: «Морозы солёного рассолу не могут в лёд превратить, удобно как одолевают пресныя воды». О чем идёт речь? Приведите пример использования этого явления в наши дни.
Ответ: Температура замерзания концентрированного раствора соли ниже таковой для пресной воды, содержащей малое количество солей. Так, раствор пищевой соли с концентрацией 23% замерзает при минус 21 оС в отличие от пресной воды, замерзающей, как известно, около 0 оС. Посыпая солью лед на дорогах, таким образом получают смесь, которая на морозе уже будет не в твердом, а в жидком состоянии, и дорога не будет обледеневать.
2. Водопроводы обычно устроены с использованием силы тяжести, под действием которой вода течет вниз. А может ли вода сама подниматься вверх?
Ответ. Вода, преодолевая силу тяжести, поднимается вверх по тонким трубочкам-капиллярам. Это явление имеет место в живой природе, когда вода поступает от корней к верхним частям растений, в частности, за счет капиллярного эффекта.
3. Клетки растений, как и других живых существ, содержат воду. Зимой в морозы вода, замерзая, должна разорвать клеточные стенки, что неминуемо приведет к гибели растения. Однако, этого не происходит. Почему?
Ответ: подготавливаясь к зиме, растения накапливают в клетках запас сахаров, в основном, глюкозы. Кроме того, клеточный сок содержит и другие вещества, т.е. не является чистой водой, а, значит, и замерзает при более низкой температуре. Интересно, что глюкозу к зиме накапливают, например, лягушки в тех же самых целях – чтобы при зимовке пережить морозы.
4. Найдите русский аналог испанской поговорки «Бить молотом по холодному железу», учтя, что в русской поговорке упоминается вода. Что означают эти выражения?
Ответ: В русском аналоге действительно упоминается вода, только в твердом состоянии: «Биться, как рыба об лед». Это выражение означает упорное действие, отнимающее много сил, но не приносящее никакого результата.
5. Эдвард Форд однажды пошутил: «Люди были изобретены водой для переноса её из одного места в другое». Говорят, в каждой шутке есть доля правды. Найдите «долю правды» в этой шутке.
Ответ: Человек на 60-80% состоит из воды. Когда он перемещается, вместе с ним перемещается и эта вода. Также в процессе жизни происходит и водный обмен с окружающей средой. Конечно, можно перемещать воду и механически, но вряд ли Форд имел в виду именно это.

Рекомендуем посмотреть:

Новогодняя игра викторина с ответами для школьников 5-6-7 класса Интеллектуальная игра для школьников 5-9 классов
Конспекты занятий по опытно-экспериментальной деятельности для детей 6-8 лет. Свойства крахмала
Опубликовано: 1929 дней назад (11 августа 2019)
Просмотров: 21862
Рубрика: Игротека
+8
Голосов: 8
Вера Валерьевна Павлова # 11 августа 2019 в 22:37 +2
Ирина Вячеславовна!
Вами представлено ОЧЕНЬ познавательное мероприятие Интеллектуальный марафон «Удивительная вода»
Весь ход мероприятия отлично выстроен, продуман, проиллюстрирован фотографиями.
Вам удалось использовать разнообразные формы работы:необычность воды по фото, загадки, выбери ответ, правда или ложь с пояснением, кроссворд, крылатые выражения. Все это способствует интеллектуальному развитию школьников и межпредметным связям. Мне Ваше мероприятие ОЧЕНЬ понравилось, уверена, что коллегам оно пригодится в работе.
Спасибо за такое обобщение представлений об удивительной ВОДЕ. Мой ГОЛОС для Вас.
Елена Васильевна Бычкова # 12 августа 2019 в 01:23 +1
Уважаемая Ирина Вячеславовна, отличная методическая разработка. Вами соблюдены все правила разработки интеллектуального марафона: разнотипные задания; задействована информация о воде из научных источников (физика, химия, география), из устного народного творчества, из народной мудрости; задания предполагают получение ответов из разных источников - логическое мышление, поиск в справочной литературе, в учебниках, у взрослых. Многие задания наверняка подтолкнут детей к экспериментированию, проверки на практике утверждений о воде!
Скажу честно, я далеко не на все вопросы смогла ответить...
ГОЛОСУЮ "ЗА" Ваш труд!
Вера Владимировна Мухамадеева # 12 августа 2019 в 16:46 +1
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна, спасибо за приглашение на интеллектуальный марафон "Удивительная вода". Очень интересный материал, задания разноплановые, пробуждающие интерес к дисциплине. Казалось бы очень простое вещество - вода, а с ним связанно много чего любопытного, интересного. Мне все очень понравилось, спасибо за материал, наталкивает на раздумья. С удовольствием голосую, всего Вам доброго.
Ирина Сергеевна Миронова # 16 августа 2019 в 11:57 0
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна. С огромным удовольствие почитала конспект вашего марафона. Интересные, понятные задания затрагивающие различные сферы: география, химия, физика, фольклор. С вашего позволения возьму к себе в копилочку, что бы использовать на воспитательском часу по экологии. Спасибо за Вашу работу.
Дальнейших творческих вам успехов.
Читатель # 7 мая 2020 в 23:30 0

Что такое вода?

Это струйка из крана,

Это волны и шторм на морях-океанах.

В запотевшей бутылке напиток в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.

В жидком, твердом она.

Даже в газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.