Интеллектуальный марафон «Удивительная вода»
Описание материала: Межпредметная викторина для школьников 5-9 классов. Для старших викторина может проводиться в очном режиме, например, как соревнование двух команд. В заочном режиме викторина может быть предложена более младшим школьникам, с разрешением пользоваться любыми источниками информации. В таком случае в ней могут принимать участи и учащиеся начальной школы, т.к. обычно им с удовольствием помогают родители. В этом случае мероприятие проходит в индивидуальном зачете и имеет скорее просветительскую, чем соревновательную направленность.
Цель: Развитие познавательной активности детей.
Задачи: Познакомить детей со сведениями о воде и водных ресурсах из разных предметных областей.
Развивать навыки поиска информации.
Развивать способность работать в команде.
Способствовать развитию мышления, логики, любознательности.
Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей» писал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь». Действительно, такое важное для жизни и такое привычное вещество на самом деле оказывается нам не вполне знакомым. Постарайтесь выполнить предложенные задания, и, возможно, вы узнаете для себя кое-что новое об этом бесценном веществе.
Задание 1.
Академик И.В. Петрянов утверждал: «Почти все физико-химические свойства воды — исключение в природе. Она действительно самое удивительное вещество на свете». Рассмотрите картинки, иллюстрирующие малую часть необыкновенных свойств воды, назовите эти свойства и поясните, в чем их необычность.
Ответ: Лед плавает по поверхности воды, т.к. плотность воды в твердом состоянии меньше плотности жидкого состояния, что нехарактерно для других веществ.
Ответ: Вследствие того же свойства вода при замерзании не сжимается, как другие вещества, а расширяется, поэтому бутылка, наполненная водой, при её замораживании лопается.
Ответ: Скрепка плотнее воды, но удерживается на поверхности и не тонет за счет высокого поверхностного натяжения воды, нехарактерного для других жидкостей (только ртуть имеет большее поверхностное натяжение, но ведь ртуть - металл)
Ответ: Наибольшую плотность вода имеет при 4 оС, поэтому более теплая вода опускается вниз и на дне водоёма оказывается более высокая температура, чем на поверхности. У других жидкостей более холодные порции, охлаждаемые с поверхности, будут опускаться на дно.
Ответ: Вода кипит при 100 оС, в то время как по всем расчетам, исходя из состава ее молекулы, должна превращаться из жидкости в газ при минус 70 оС.
Задание 2.
Вода в природе существует в виде разнообразных проявлений и объектов. Разгадайте загадки, так или иначе связанные с водой.
1.Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет.
(Облако)
2. Живет – лежит,
Умрет – побежит.
(Снег)
3. Не земля, а корабли не плавают,
Не море, а ходить нельзя.
(Болото)
4. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут!
(Дождь)
5. По морю идёт,
До берега дойдёт -
Тут и пропадёт.
(Волна)
6. В нее льется,
Из нее льется,
Сама по земле плетется.
(Река)
7. Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет.
(Туча)
8. Ночью на земле спит,
А утром убегает.
(Роса)
Задание 3.
Выберите правильный ответ.
1.Представьте, что всю воду, которая есть на Земле, вам удалось поместить в банку объемом 3 литра. Как вы думаете, какой объем придётся на пресную воду?
А) около 1 мл Б) около 100 мл в) около 1000 мл
Ответ – Б. Запасы пресной воды составляют, по разным данным, 2-3% от общего количества водных ресурсов Земли.
2. Где запасы пресной воды больше?
А) в озёрах, пресноводных водохранилищах Б) в атмосфере В) в ледниках
Ответ – В. Ледники содержат 1,65%, всей воды, озёра и водохранилища – 0,02%, атмосферный пар – 0,001%.
3. А где доля от общего количества земной воды меньше всего?
А) в реках Б) в атмосфере В) в почве
Ответ - А. Реки – содержат 0,0001% запасов воды, атмосферный пар – 0,001%, почвенная влага – 0,01%.
4. Площадь океанов и морей составляет 70,8% земной поверхности. Какова площадь суши?
А)29,2% Б) около 30% В) около 25%
Ответ – В. Площадь суши меньше, т.к. на материках существуют разнообразные водоёмы - реки, озера, водохранилища и т.п..
5. Самое соленое море в мире
А) Красное Б) Белое В) Мертвое
Ответ – А. Мёртвое «море» на самом деле является озером, а среди морей самое солёное именно Красное.
6. В 1799 году из реки Сена зачерпнули 1 кубический дециметр воды. Эталоном чего он стал?
А) прозрачности 100% Б) объема 1 литр В) массы 1 кг
Ответ – В. Это произошло в связи с решением революционного правительства Франции ввести четкую (метрическую) систему мер.Задание 4.
Прочитайте следующие утверждения. Как вы думаете, являются ли они правдивыми? Свой ответ прокомментируйте.
1. Вода является химическим элементом.
Ложь. Вода – вещество, а не элемент. Она состоит из двух химических элементов (видов атомов) – водорода и кислорода.
2.Вода не всегда кипит при 100 градусах Цельсия.
Правда. Температура кипения воды зависит от давления. На Эвересте (высота 8 848 м) атмосферное давление составляет всего 0.3 атмосферы. Вода кипит в этих условиях при температуре чуть больше 68 оС.
3.Вода легко сжимается.
Ложь. Вода практически несжимаема.
4.Звук в воде распространяется быстрее, чем в воздухе.
Правда. Звук быстрее распространяется в более плотных средах.
5. Сухой лёд – замороженная вода, находящаяся при температуре ниже таяния.
Ложь. Сухим льдом называют углекислый газ в твердом состоянии за его способность испаряться, минуя стадию плавления.
6. Мягкая вода – это вода в жидком состоянии, а жёсткая вода – это лёд.
Ложь. Степень жесткости воды определяется составом и количеством растворенных в ней солей
7. Вода растворяет речной песок.
Ложь. Вода растворяет не все вещества. То, что вода не растворяет песок, мы можем наблюдать в природе.
8. Вода способна гасить огонь, но при этом сама является продуктом горения.
Правда. Вода образуется при горении водорода.
9. Чистая вода может оставаться в жидком состоянии при температуре до минус 40 оС
Правда. Это т.наз. переохлажденная вода.
10. Растворенную в воде пищевую соль можно отделить фильтрованием.
Ложь. Фильтрованием можно отделить только нерастворимые вещества.
11. Мы говорим: "В морях вода" и ошибаемся всегда.
Правда. Морская вода представляет собой соляной раствор. Кроме солей, в морской воде растворены и другие вещества, в частности, белки.
12. Чтобы произвести тонну хлопчатобумажной ткани, требуется 250 тонн воды,
Правда. Многие производства потребляют огромные объемы воды, в том числе и это.
13. В природе не бывает чистой воды.
Правда. Любая вода содержит то или иное количество растворённых веществ. Чистой мы считаем воду, в которой концентрация опасных примесей и микроорганизмов ниже допустимого предела.
14. Холодная вода замерзает быстрее, чем горячая.
Ложь. Быстрее замерзает горячая вода. Это явление называется «эффектом Мпембы» и названо по имени любознательного школьника из Танзании — Эрасто Мпембы, который заметил, что горячее молоко для мороженного замерзает быстрее чем холодное и, не получив разъяснений от школьного учителя, обратился впоследствии с этим вопросом к профессору физики Деннису Осборну, приехавшему в его школу. Это произошло в 1969 году, и с тех пор этот эффект все еще изучается. Хотя на практике он широко используется, например, когда катки и горки заливают горячей водой.
Задание 5.
Кроссворд.
По горизонтали:
3. Самая длинная река
(Нил)
5. Волна в океане, образующаяся при землетрясениях
(Цунами)
9. Минеральная вода
(Ессентуки)
11. Река дважды пересекающая экватор в своем течении
(Конго)
12. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает только одна
(Байкал)
14. Белое, Красное, Черное, Желтое - что это?
(Море)
15. Древнегреческий историк Геродот называл это государство «даром воды»
(Египет)
16. Дождевое, кучевое, слоистое - что это?
(Облако)
19. По руслу этой реки протекает пятая часть речной воды мира
(Амазонка)
20. Хозяин воды в мифологии славян
(Водяной)
По вертикали:
1. Звуковая, сейсмическая, морская – что это?
(Волна)
2. Кристаллик льда в форме правильного шестиугольника
(Снежинка)
4. На латыни это слово означает водоем
(Цистерна)
6. Агрегатное состояние воды, с которым мы ассоциируем название этого вещества
(Жидкость)
7. Бьющий из-под земли фонтан кипятка и пара?
(Гейзер)
8. Водоём, у которого бывают рукава
(Река)
10. Переход воды из газообразного состояния в жидкое
(Конденсация)
13. Африканская река, давшая первоначальное название сказке Чуковского про доктора Айболита
(Лимпопо)
17. Эта вещь получится если соединить латинскую воду с английским лёгким
(Акваланг)
18. Затяжной, грибной, кислотный – что это?
(Дождь)
Задание 6.
Объясните значения поговорок. Какое свойство воды отражено в каждой из них?
1. «Как в воду глядел».
Ответ: означает «знал заранее, предвидел что-нибудь». Связано со свойством поверхности воды отражать предметы как в зеркале. Зеркальные предметы и водная поверхность, как их заменитель, использовались при гадании о будущем.
2. «Как с гуся вода».
Ответ: говорит о способности с легкостью выпутываться из проблем, либо характеризует безразличное отношение к чему-либо. Гусиные перья покрыты жиром, вода не смачивает такие поверхности, поэтому просто скатывается с тела птицы, когда та выходит из воды, и она остается сухой.
3. «Толочь воду в ступе»
Ответ: означает «заниматься бессмысленным делом». Происхождение выражения может восходить к древним языческим обрядам, однако современное его значение связано с жидким агрегатным состоянием воды. Жидкость невозможно «измельчить», поэтому и действие это бесполезное.
4. «Водяной пузырь недолго стоит»
Ответ: Выражение применяли к горделивому, напыщенному человеку. Иногда его дополняли фразой «Не надувайся - лопнешь». Пузыри образуются на воде, например, при дожде, но быстро лопаются из-за большого поверхностного натяжения воды, т.к. водяная пленка на пузыре стремится собраться в капли. Мыльные пузыри более устойчивы, т.к. мыло уменьшает поверхностное натяжение воды.
Задание 7.
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы.
1. М.В.Ломоносов писал: «Морозы солёного рассолу не могут в лёд превратить, удобно как одолевают пресныя воды». О чем идёт речь? Приведите пример использования этого явления в наши дни.
Ответ: Температура замерзания концентрированного раствора соли ниже таковой для пресной воды, содержащей малое количество солей. Так, раствор пищевой соли с концентрацией 23% замерзает при минус 21 оС в отличие от пресной воды, замерзающей, как известно, около 0 оС. Посыпая солью лед на дорогах, таким образом получают смесь, которая на морозе уже будет не в твердом, а в жидком состоянии, и дорога не будет обледеневать.
2. Водопроводы обычно устроены с использованием силы тяжести, под действием которой вода течет вниз. А может ли вода сама подниматься вверх?
Ответ. Вода, преодолевая силу тяжести, поднимается вверх по тонким трубочкам-капиллярам. Это явление имеет место в живой природе, когда вода поступает от корней к верхним частям растений, в частности, за счет капиллярного эффекта.
3. Клетки растений, как и других живых существ, содержат воду. Зимой в морозы вода, замерзая, должна разорвать клеточные стенки, что неминуемо приведет к гибели растения. Однако, этого не происходит. Почему?
Ответ: подготавливаясь к зиме, растения накапливают в клетках запас сахаров, в основном, глюкозы. Кроме того, клеточный сок содержит и другие вещества, т.е. не является чистой водой, а, значит, и замерзает при более низкой температуре. Интересно, что глюкозу к зиме накапливают, например, лягушки в тех же самых целях – чтобы при зимовке пережить морозы.
4. Найдите русский аналог испанской поговорки «Бить молотом по холодному железу», учтя, что в русской поговорке упоминается вода. Что означают эти выражения?
Ответ: В русском аналоге действительно упоминается вода, только в твердом состоянии: «Биться, как рыба об лед». Это выражение означает упорное действие, отнимающее много сил, но не приносящее никакого результата.
5. Эдвард Форд однажды пошутил: «Люди были изобретены водой для переноса её из одного места в другое». Говорят, в каждой шутке есть доля правды. Найдите «долю правды» в этой шутке.
Ответ: Человек на 60-80% состоит из воды. Когда он перемещается, вместе с ним перемещается и эта вода. Также в процессе жизни происходит и водный обмен с окружающей средой. Конечно, можно перемещать воду и механически, но вряд ли Форд имел в виду именно это.
Рекомендуем посмотреть:
Новогодняя игра викторина с ответами для школьников 5-6-7 класса
Интеллектуальная игра для школьников 5-9 классов