Занятия для старших дошкольников и младших школьников «Вещества вокруг нас: крахмал»
Описание материала: Цикл занятий по детскому экспериментированию для старших дошкольников (6-7 лет) и младших школьников (7-8 лет). Количество занятий, на которые может быть разделен материал, зависит от возраста и возможностей детей. В предлагаемом конспекте предложено деление на 3 занятия. Занятия по этой методике успешно опробованы с также с детьми 5 лет в рамках курса «Химия с мамой».
Цель: формирование начальных представлений о свойствах вещества как его неотъемлемой и воспроизводимой характеристики.
Задачи: Познакомить детей со свойствами крахмала.
Развивать способность к наблюдению и начальные навыки фиксации результатов эксперимента.
Дать представление о пути решения экспериментальных задач (поиск иформации-предположение-опытная проверка-вывод).
Развивать мелкую моторику и навыки аккуратной работы.
Необходимое оборудование и материалы:
Оборудование: плоские тарелки, глубокие устойчивые мисочки, прозрачные стаканы и стаканчики, пробирки и пробирочные штативы (по возможности, при отсутствии можно заменить небольшими стаканчиками), пипетки или флаконы – капельницы, ложечки или шпатели, утюг и небольшая доска для глажки, чайник, нож, доска для нарезания продуктов. Также предполагается использование куклы-персонажа (может отличаться от предложенного).
Материалы: пластиковые подносы для работы на них, крахмал (желательно, в характерной магазинной упаковке с надписью), вода, раствор йода спиртовой или раствор Люголя, аскорбиновая кислота (можно в шипучих таблетках), перекись водорода аптечная, кусочки овощей и фруктов, крупы, небольшие кусочки хлеба и/или печенья, лоскутки хлопковой ткани, небольшие игрушки-фигурки, например, солдатики.
Раздаточный материал: опорные листы для фиксации результатов, цветные карандаши.
Техника безопасности.
Эксперименты, описанные в конспекте, являются неопасными, однако нужно напоминать детям о том, что ни в коем случае ничего нельзя пробовать на вкус, не нужно во время работы трогать руками лицо, работать надо так, чтобы ничего не проливалось и не просыпалось. Детям следует надеть защитную одежду (халаты либо фартуки с нарукавниками). При выполнении экспериментов можно использовать защитные очки, однако находиться в них на протяжении всего занятия не нужно. Вопрос с перчатками является спорным, т.к. перчаток на детский размер нет, а перчатки, которые будут велики ребенку, только помешают надежно держать оборудование и могут сыграть отрицательную роль. Учитывая, что в приведенных экспериментах нет веществ, способных оказывать серьезное раздражающее действие на кожу, от перчаток лучше отказаться. Преподавателю лучше вести занятие вместе с помощником, который будет следить, чтобы дети работали по правилам.
Начало (Занятие 1)
Персонаж, который действует на наших занятиях – мальчик Химиша. Его придумала автор замечательных книжек о химии для малышей Наталья Владимировна Иванова. Вот так он выглядел у автора.
А это – наш Химиша.
Он любит загадывать загадки и рассказывать сказки. Но это не простые загадки и не обычные сказки. Они – о веществах. Вот и сегодня Химиша пришел к нам с очередной загадкой.
Преподаватель (держит в руках куклу – мальчика Химишу, у Химиши «подмышкой» свернутый листок): Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришёл наш старый знакомый Химиша. И снова нам принес что-то интересное. Как вы думаете, что?
Дети: Загадку? Сказку? Может быть, письмо?
Преподаватель: Давайте посмотрим!
(Берет у Химиши листок, разворачивает его). Да, ребята, это загадка. Значит, мы будем сегодня знакомиться с новым веществом. Слушайте загадку про это вещество
(читает загадку):
Очень странный порошок:
Он хрустящий, как снежок,
Как мука, он белый-белый,
Но не сахар, и не мел он.
В кипяток попал, и вот
Превратил в кисель компот.
Ты, конечно, угадал:
Этот порошок – …
(крахмал)
Дети могут отгадать или не отгадать загадку. Преподаватель действует в соответствии с ситуацией – хвалит детей за ответы или подсказывает им (пробовали ли они кисель, что нужно для варки киселя). В качестве последней подсказки можно показать пакет с крахмалом, если дети умеют читать.
Преподаватель: А почему в загадке говорится, что крахмал хрустит, как снежок?
(Дает потрогать детям пакетик с крахмалом. Дети трогают, при желании описывают свои ощущения. Можно для сравнения дать потрогать пакет с мукой. Рассматривают крахмал, обсуждают, на что он похож.)
Преподаватель (сделав вид, что Химиша ему что-то сказал): А вы знаете, ребята, что Химиша не случайно загадал загадку именно про крахмал. Дело в том, что к нему в гости собирается его приятель - жучок Жужик. А Жужик питается только тем, в чем есть крахмал. И Химиша просит нас помочь ему накормить Жужика. Может быть, сделаем ему самый простой кисель, смешаем крахмал и воду?
Детям раздаются стаканчики с небольшим количеством крахмала и стаканчики с холодной водой. Дети добавляют воду к крахмалу и размешивают. «Кисель» не образуется.
Преподаватель: Ну, что, получился у нас кисель?
Дети: Нет! ...Кисель густой, а у нас просто мутная вода….
Преподаватель: Что же мы сделали неправильно?
Дети, которые видели, как варят кисель, могут сами подсказать, что нужна горячая вода. Если они не предлагают этого, можно подсказать – может быть, вода нужна горячая?
Преподаватель в демонстрационном варианте добавляет горячую воду к смеси крахмала и небольшого количества холодной воды, интенсивно размешивая смесь. (Вода кипятится в чайнике заранее, к этому моменту должна оставаться достаточно горячей.) Загустевшая полупрозрачная смесь демонстрируется детям.
Преподаватель: Посмотрите, как изменилась наша «мутная водичка». Что с ней произошло?
Дети: Она стала густая. Больше не вытекает из стакана!
(при большой густоте) Она стала не такая мутная!
Преподаватель: Прозрачная стала?
Дети: Нет… Немножко прозрачная и немножко мутная… Не как вода.
Преподаватель: А на крахмал похоже?
Дети: Нет, совсем не похоже. Крахмал твердый, белый. То, что получилось, не твердое и не жидкое. И не белое, а какое-то другое… мутное.
Преподаватель: Получился у нас кисель? Он густой теперь?
Дети: Густой. Но, наверное, он невкусный…
Преподаватель: Да, пожалуй, без сахара и ягод он и правда невкусный… Чтобы накормить Жужика, надо поискать крахмал в других продуктах. Только вот как? Ой, Химиша что-то подсказывает
(«слушает» Химишу). А Химиша подсказывает, как обычно, загадкой.
Он стоит на полке в склянке,
Лечит ссадины и ранки.
Только очень сильно жжет!
Догадались? — Это...
Дети: Йод!
Преподаватель: А как же нам йод поможет?
Если дети сами не догадываются, преподаватель предлагает смешать крахмал и йод. Дети при помощи пипеток или из капельниц могут добавить раствор йода к смеси крахмала и холодной воды, которая находится у них в стаканчиках. (Аптечный спиртовой раствор нужно развести в воде до цвета чайной заварки, раствор Люголя тоже можно слегка разбавить, но не сильно). Также можно раздать им «кисель», разделив на порции – он к этому времени уже достаточно остыл. Старшие дети могут заметить разницу в окраске крахмала в смеси с холодной водой и в «киселе».
Преподаватель: Что же произошло?
Дети: Крахмал стал синим.
Преподаватель: Давайте, чтобы не забыть, раскрасим картинку, какого цвета были йод и крахмал, и что получилось, когда мы их смешали.
Детям выдается опорный лист с картинкой. Они раскрашивают картинки, используя цветные карандаши. Преподаватель: Давайте вспомним, что мы с вами узнали сегодня?
Дети отвечают на вопрос. Возможные варианты: Узнали, что есть такое вещество – крахмал. Узнали, что он хрустит. Он похож на муку, но это не мука. Узнали, что от йода крахмал становится синим. Если дети не вспомнили что-то существенное, преподаватель подсказывает им.
Если необходим перерыв в занятиях, его можно сделать здесь. В этом случае проводится уборка рабочих мест.Продолжение (Занятие 2)
Преподаватель: (после напоминания о проделанной работе) Ребята, Жужик вот-вот приедет к Химише, а мы еще не нашли, чем его кормить. Помните, что ест Жужик?
Дети: То, в чем есть крахмал!
Преподаватель: Давайте при помощи йода поищем, в каких продуктах находится крахмал. Будем капать раствором йода на кусочки продуктов и наблюдать. Как мы узнаем, что нашли крахмал?
Дети: Если увидим синий цвет, значит, в этом продукте есть крахмал.
Детям раздаются плоские тарелки или досочки , на которые они поочередно выкладывают ломтики исследуемых продуктов. Они выдаются не сразу, а по очереди, с предварительной демонстрацией целого продукта. Например:
Преподаватель (показывая детям картофелину): Что это у меня?
Дети: Картошка!
Преподаватель: Давайте посмотрим, есть ли в ней крахмал.
Дети получают ломтики картофеля, капают на них раствор йода или Люголя, замечают синее окрашивание.
Преподаватель: Что мы видим?
Дети: Картошка посинела!
Преподаватель: И что это значит, есть в ней крахмал?
Дети: Да!
Преподаватель: Будет ее есть Жужик?
Дети: Да!
Преподаватель: Хорошо, один продукт для Жужика нашли. Давайте искать дальше. Вот это у меня что?
(Показывает следующий продукт, например, огурец. Действия повторяются). Что наблюдаем?
Дети: Огурец не синеет, капля йода просто желтая….
Преподаватель: И это значит…
Дети: В огурце нет крахмала… Жужик не будет его есть…
Так исследуются все имеющиеся продукты. Их набор может быть различным, но надо постараться, чтобы он включал и продукты, не содержащие крахмала. Можно воспользоваться сахаром, солью, хорошей сметаной (в плохой может быть крахмал и подобные ему вещества), и т.п. Общее количество продуктов не должно быть слишком большим, для дошкольников вполне достаточно будет 7-9 образцов. Преподаватель: Теперь давайте отметим на листочках, где мы нашли крахмал, а где нет. Вы свои листочки оставите себе, а я свой отдам Химише, чтобы он не забыл, чем кормить Жужика.
Дети получают опорные листы с заданием: "Закрась кружок таким цветом, какой получается при добавлении капельки раствора йода. Обведи продукты, в которых нашелся крахмал, большим кружком, как на образце". Закрашивают кружки синим и оранжевым/коричневым цветом. Преподаватель: Давайте посмотрим на наши листы и скажем, где нашелся крахмал и чем можно накормить Жужика.
Дети перечисляют продукты, в которых нашли крахмал.
Здесь также есть возможность сделать перерыв до следующего занятия. В этом случае проводится уборка рабочих мест.Продолжение (Занятие 3)
Преподаватель: Ребята, к нам снова пришел Химиша. Он хочет вас поблагодарить за помощь, говорит, что Жужику понравились угощения, которые мы с вами выбрали. Значит, мы всё сделали правильно. А еще в благодарность Химиша принёс новую сказку. Он рассказал ее мне, а я расскажу вам. Вы помните, что сказки у Химиши не простые?
Дети: Да!
Преподаватель: А про что эти сказки?
Дети: Про разные вещества.
Преподаватель: Молодцы. Итак, слушаем новую сказку.
В некотором царстве, далеком государстве жил-был царь, а наследников у него не было. И решил он себе наследника найти. Но он хотел не любого-всё-равно-какого, а грамотного, умелого да догадливого. Поэтому объявил он свой царский указ: кто три задачи царские решит, тот и будет наследником.
В назначенный день собрались во дворец юноши со всего царства и даже заморский королевич прикатил. Дал им царь кусочек мягкой-мягкой ткани и сказал: кто сможет сделать так, чтобы этот кусочек на столе не лежал, а стоял, тот первую задачу решит.
Стали все стараться: и так и этак пробуют поставить, да всё не получается – слишком мягкая ткань. Попробуйте-ка и вы: может быть, у вас получится?
Детям раздаются лоскутки ткани. Они пробуют их «поставить»
Преподаватель: Нет, не выходит? Вот и ни у кого из тех юношей не получалось. Дал им царь сроку до завтра.
Был среди них один паренек. Жил он в ближней ко дворцу деревне с бабушкой, дедушкой и семерыми младшими братьями. Совсем они бедно жили, и очень пареньку хотелось своей семье помочь. Для того он и к царю на соревнования отправился. Думал-думал паренек и решил с бабушкой посоветоваться. Бабушка давно живет, много знает, может быть, и подскажет.
Послушала она его и говорит: «Совсем нетрудная эта задача. Возьми крахмал, сделай из него и воды «кисель», тряпочку в нем намочи, подсуши немного и горячим утюгом прогладь. Это уже давно придумано, еше моей бабушке ее бабушка об этом рассказывала…» Паренек так и сделал.
Давайте и мы сделаем и посмотрим, что у него получилось.
Заранее готовится крахмальный клейстер из расчета 1 полная столовая ложка крахмала на пол-литра воды. В нем вымачиваются лоскутки такой же ткани (заранее демонстрируем детям, что ткань одинаковая), отжимаются и утюжатся. Получившиеся накрахмаленные лоскутки раздаются детям.
Дети сравнивают накрахмаленные и ненакрахмаленные лоскутки.
Преподаватель: Изменились наши кусочки ткани? Какие они стали? На что стали похожи?
Дети: Да, они стали твердые, похожи на бумагу.
Можно предложить детям самим догадаться, что достаточно согнуть лоскут пополам, как бумагу, и тогда его возможно поставить тем или иным образом, чтобы он не падал. Младшим детям можно подсказать.
Преподаватель: Вот видите, как крахмал помог нам царскую задачу решить. Ну, и бабушка, конечно! А что же было с пареньком этим?
Принес он свою накрахмаленную тряпочку царю. Оказалось, не один он загадку эту разгадал, еще несколько человек с ней справились, видно, тоже с бабушками советовались.
А царь похвалил их и другую задачу задал. Сделайте, говорит, так, чтобы в этом вот стакане ночь после дня наступила, а вы бы его при этом не трогали.
Расстроился паренек. Фокусы кое-какие делать он умел - дедушка научил, а такого не знал. Думал-думал, да и пошел к деду за советом.
«Мудреная твоя задача, -сказал дед,- да только мы мудреней». И пошли они книжку умную читать. И нашли-таки вместе в этой книжке ответ!
А что они придумали, мы сейчас тоже с вами сделаем, и проверим – как это ночь после дня в стакане наступает.
Готовятся два раствора. Первый раствор: 10-20 мг аскорбиновой кислоты (витамин С), 50 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Второй раствор: половину чайной ложки крахмала смешать с небольшим объемом холодной воды, затем при перемешивании добавить 50 мл кипятка до получения однородной смеси, остудить до теплого состояния и добавить 15 мл аптечной перекиси водорода. Количество может быть увеличено пропорционально, в зависимости от того, раздаются ли растворы детям, или опыт проводится демонстрационно. Эти растворы можно каждому ребенку (паре) в отдельных стаканчиках, их задача будет смешать оба раствора. Через некоторое время почти бесцветный раствор (день) без всякого внешнего воздействия быстро сделается темно-синим, почти черным(ночь). Скорость, с которой наступит изменение окраски, зависит от условий опыта (температуры, концентрации веществ, особенно перекиси), поэтому желательно потренироваться заранее. Лучше, когда приходится подождать около минуты, это производит больший эффект. Преподаватель: Ну, что, ребята, похоже это на наступление ночи? И стакан-то мы не трогали!
А сказка наша продолжается!
Показал паренек этот опыт царю. На этот раз у него получилось, да у королевича заморского; наверное, тоже умную книжку прочитал.
Но еще третье испытание оставалось. Вот какую задачу задал царь: «Угадайте, что это такое: бегом –перейду, шагом –утону?»
Вот какая сложная загадка? А вы можете её отгадать?
Думал-думал наш паренёк, никак не догадаться не мог. У бабушки спросил –не знает, да и дед только головой покачал. Догадался парень только, что и третья задача как-то с крахмалом связана, а как – не понятно. Насыпал он крахмала в миску, сел на лавочку, в миску смотрит, пальцем крахмал ковыряет. Ничего придумать не может! ... Так расстроился, что даже заплакал. Слезы в миску с крахмалом капают, весь крахмал намочили. А он все в крахмале пальцем возит. А потом рассердился и с горя как стукнет по мокрому крахмалу! Тут-то он всё и понял.
А что он понял?
Давайте тоже в мисочки крахмал насыплем, только плакать не будем, а просто с водой его смешаем.
Детям выдаются мисочки с крахмалом и стаканы с водой. Крахмала должно быть примерно в два раза больше по объему, чем воды. По массе это будут примерно равные количества. Лучше также потренироваться делать это заранее, чтобы точно рассчитать необходимые объёмы для имеющихся мисочек. Смеси должно получиться достаточно, для того чтобы каждый ребенок мог с ней поэкспериментировать. При затруднениях можно найти в интернете способ приготовления неньютоновской жидкости, чем, собственно, и является полученная смесь.
Преподаватель: Смешали? Теперь возьмите солдатика (другую маленькую игрушку) и попробуйте «перебежать» крахмальное озеро. А теперь попробуйте медленно перейти его, аккуратно ставя игрушку на поверхность. Что происходит?
Дети: Когда солдатик быстро бежит, он не тонет, крахмал как будто твёрдый. Когда он идет медленно, он сразу тонет, а крахмал жидкий…
Преподаватель: Вот и наш паренек понял, что это и есть решение царской загадки «Бегом перейду, шагом утону»! А понял он это, потому что заметил – когда медленно пальцем в крахмале с водой возил, то смесь жидкой была, а как только сильно стукнул, сразу твердой оказалась.
Из полученной смеси можно скатать шарик, и пока его катаешь, он будет твердым, но как только положишь на ладонь, тут же растечется. Эту смесь можно медленно вылить из миски, но резко выплеснуть не удастся. Попробуйте! Кстати, брызги этой смеси, случайно упавшие на пол или на стол, не стоит пытаться стереть мокрой тряпкой. Через некоторое время их легко убрать при помощи сухой щетки и совка.
Преподаватель: Вот так паренек, один из всех, решил и третью задачу. Как вы думаете, удалось ему стать царским наследником?
Дети: Да!
Преподаватель: Конечно, так всё и случилось. Понравилась вам Химишина сказка? А теперь давайте вместе подумаем, как герою этой сказки удалось решить задачки? Как он решил первую задачку?
Дети: Посоветовался с бабушкой!
Преподаватель: Да, потому что он посоветовался с опытным человеком, хранителем мудрости предков. А вторую задачу как они с дедом решили?
Дети: Книжку прочитали.
Преподаватель: Правильно! Они знали, где еще можно найти нужную информацию. Ну, а третью задачу как он решил?
Дети: Он решил ее случайно...
Преподаватель: И да, и нет. Важно, что он не просто плакал и по крахмалу стучал, а был наблюдательным и догадливым и сумел сделать правильные выводы из того, что увидел. Вот и мы с вами наблюдали за превращениями крахмала и много-много про него узнали, и уж теперь ни с чем его не перепутаем и сумеем его в разных продуктах найти. А когда нужно будет решать трудные задачки, будем пример с нашего сказочного паренька брать: с мудрыми людьми посоветуемся, умные книжки почитаем, но и сами будем наблюдательными и догадливыми, такими же, как на наших занятиях. И тогда любая задачка будет нам по плечу!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Свойства почвы
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ
Конспект НОД по экологии для подготовительной группы на тему: Воздух и его свойства
Конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе детс