Конспект познавательной опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Солнечные зайчики»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Автор: Рекало Татьяна Сергеевна, воспитатель МАДОУ детский сад №29, ст.Новоминская, Краснодарский край
Описание материала: Данный конспект является первым из серии конспектов по экспериментированию с представленными персонажами. Материал будет интересен педагогам дошкольного образования, студентам и родителям.
Цель: развитие познавательной активности через опытно- экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
2. Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
5. Расширять и обогащать словарный запас детей, их кругозор и знания об окружающем мире.
6. Воспитывать чувство сострадания, желание совершать добрые поступки.
Материалы и оборудование: маленькие зеркала, листы бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка, оборудованный уголок кукольной комнаты с «больной» куклой на кровати, мультимедийная установка, схема многократного отражения солнечного луча, CD-диски, пластмассовые кукольные тарелочки, жестяные детские подносы, деревянные кубики.
Методы и приемы:
- рассказ воспитателя;
- демонстрация слайдов;
- вопросы к детям;
- наблюдение;
- показ способов действий;
- опыты, экспериментирование;
- графическое моделирование.
Ход познавательной деятельности:
Введение в ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной семьей. Папа, мама и двое детей - Иришка и Лёня. Папа и мама – ученые-вулканологи, они изучают вулканы. Их дочь Иришка учится в первом классе, а сын Лёня ходит в детский сад, в старшую группу.
(Рассказ сопровождается показом слайдов с изображением родителей, детей, вулканов)
В прошлом году родители уехали в экспедицию. А с Лёней и Иришкой осталась их двоюродная сестра Надя, которая учится в консерватории.
(Слайд с изображением Нади и музыкального инструмента)
- Ребята, вы знаете, что такое консерватория? А на каком инструменте играет Надя?
(Ответы детей)
Детям нравится с Надей: она веселая и всегда придумывает новые игры. Эти игры не только интересные, но ещё и научные, а научные игры не часто встретишь.
Мы не раз с вами встретимся с этими ребятами, а пока, история первая –
«Солнечные зайчики»
Летом дети вместе с Надей жили в деревне, в большом деревянном доме. Двор перед домом зарос высокой травой, так что Лёня мог в ней прятаться, даже не наклоняясь. Во дворе было несколько сарайчиков, а в самом углу двора стояли большие старые сани.
Но самым интересным для городских ребят был колодец. Крутишь за ручку, вертится бревнышко, на него накручивается цепь, а на цепи висит ведро с водой. Поднимешь его, выльешь воду в другое ведро, отпустишь ручку, и начинает ведро падать вниз. Вдруг «плюх» - это ведро в воду упало, зачерпнуло воды, опять его наверх поднимать надо. Крути ручку!
Была у колодца крыша, чтобы в воду не попадал всякий сор, а в крыше - дырочка. Светит солнце – от крыши тень на траву падает, а от дырочки светлое пятнышко получается. Смотришь издалека, и кажется, что на траве копеечка блестит. Смотрит Иришка на эту «копеечку» и вспоминает загадку, которую прочитала в книжке К.И.Чуковского, когда еще маленькая была.
ФИЗМИНУТКА
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не смогли.
Воспитатель: Вдруг вспомнила Иришка, что в соседнем доме болеет Машенька. Все ребята на улице бегают, а она в кровати лежит. СКУЧНО!
Вот и говорит Иришка:
- Хорошо бы Машеньке в комнату «копеечку» отнести.
- А как ты её поднимешь? – спрашивает Лёня.
Услышав этот разговор, Надя подошла к детям, достала зеркальце и подставила его под солнечный лучик. «Копеечка» лежала теперь не на траве, а на зеркальце. Падал на зеркальце солнечный лучик, отскакивал от него и летел прямо к Машенькиному дому. Да вот беда, окно Машенькиной комнаты с другой стороны.
Задумались дети: что же делать? Вдруг Иришка помчалась домой и выскочила на улицу со своим маленьким зеркальцем. Встала она возле угла дома, поймала зеркальцем лучик от Надиного зеркальца и направила его в сторону окна Машенькиной комнаты.
Летит от Иришки лучик к окну, а там его уже Лёня дожидается со своим зеркальцем. Подхватил Лёня своим зеркалом Иришкин лучик и направил его в комнату к Машеньке.
Летела птичка, посмотрела вниз и увидела двор с колодцем, около колодца Надю с зеркальцем. От Надиного зеркальца луч тянется через весь двор к углу дома, где его поймала Иришка. От Иришкиного зеркала луч бежит к Лёне, а Лёня своим зеркалом направляет его в окно.
Воспитатель: Посмотрите на рисунок, где изображен двор так, как его увидела птичка. Давайте еще раз проследим, как при помощи зеркал дети подняли солнечную «копеечку» и унесли её к Маше в комнату.
(Рассматривание картинки-схемы)
Воспитатель: Целый день бегал по стене солнечный зайчик, целый день Машенька играла с ним, целый день стояли дети во дворе и держали зеркала. Конечно, они сменяли друг друга, когда уставали, но не уходили.
На следующий день доктор посмотрел Машенькино горлышко и сказал:
- Молодец.
А потом вышел на улицу, где его ждали ребята и добавил:
- Нет на свете лучшего лекарства, чем радость и солнышко!
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта история? Кому что понравилось больше всего? Как же детям удалось поднять «копеечку» и отнести её к Машеньке в комнату? Какое свойство зеркала помогло им в этом деле?
Использование полученного знания.
Воспитатель: Ребята, у нас тоже есть приболевшая куколка. Как вы думаете, мы сможем передать ей в комнату солнечного зайчика, чтобы поднять ей настроение?
(Ответы детей)
- В любом случае, я думаю, стоит попробовать!
(Дети берут зеркала и в парах или тройках «передают» солнечного зайчика, стараясь направить его в комнату куклы. Затем зарисовывают свою схему перенаправки солнечного луча).
Постановка проблемы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получилось направить солнечный луч кукле в комнату. А мне вот интересно, можно ли повторить этот опыт, используя другие предметы для передачи.
Опытно-экспериментальная деятельность.
(Детям предлагаются другие предметы для проведения этого же опыта: пластмассовая кукольная тарелочка, CD-диск, жестяной поднос, тканевая салфетка, деревянный кубик и др.)
Вывод.
Прослушав высказывания детей о результатах эксперимента, делаем вывод, что перенаправить солнечный луч можно только при помощи предметов с зеркальной поверхностью.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Свойства почвы
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ
Конспект НОД по экологии для подготовительной группы на тему: Воздух и его свойства