Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Концерт-размышление в хореографической школе. Сценарий

Концерт-размышление "МАРИУС ПЕТИПА И РУССКИЙ БАЛЕТ"
Цель урока
Детальное изучение творчества Мариуса Петипа как создателя Петербургского балета.
Задачи
1. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики через изучение эпохи Мариуса Петипа.
2. Изучение танцев, поставленных Мариусом Петипа.
3. Изучение истории создания ключевых балетов в творчестве Мариуса Петипа.

Действующие лица:
Петипа ...... Суровщикова
Гедеонов ...... Кшесинская
Минкус ...... Павлова
Чайковский ...... Спесивцева
Начало!
Высвечивается портрет Петипа. Звучит голос на музыке «Гимн великому городу» (Р.Глиэр)

Мариус Петипа более, чем кто бы то ни было, сделал балет искусством. За полвека служения русской сцене Петипа создал 64 собственных балета, возобновил десятки постановок других европейских хореографов, поставил танцевальные номера для опер, и все это было подарено великим французским балетмейстером русскому балетному искусству. А слово «Балет» навсегда останется связанным с творениями гениального мастера. Мариус Петипа»… Музыка «Вальс снежных хлопьев».
На сцену выходит Петипа:
Я получил письмо от директора императорских театров Гедеонова с предложением работать в России и в мае 1847 года оказался в Петербурге.
Выходит Гедеонов:“Bonjour, monsieur Petipa!Пока четыре месяца можете погулять.
Петипа:Как же так! А на что же я буду жить?
Гедеонов: Вы получите аванс. А вот месяца через четыре я хочу, чтобы вы поставили «Пахиту» для балерины мадам Андреяновой,… я ей покровительствую.
Петипа: Вот счастье-то. Это же рай земной! Четыре месяца безделья и при этом – 200 рублей аванса. Я благодарю случай, приведший меня на гостеприимную русскую землю.
Звучит небольшой фрагмент из «Пахиты»
Петипа: Первое представление «Пахиты» Состоялось в присутствии императора Николая I. Через неделю после моего дебюта мне было передано кольцо с «маркизой», украшенное рубином и восемнадцатью бриллиантами. Этот первый пожалованный подарок я бережно хранил всю свою жизнь.Вариация «Пахита»
Музыка – выходит Суровщикова
Петипа: В петербургском балете я встретил грациознейшую особу, Марию Суровщикову, которую можно было сравнить с самой Венерой, и сочетался с ней браком.
Суровщикова: Милый Мариус! Русский язык так трудно ему давался, как и всем иностранцам, хотя он пытался его учить, пытался говорить по-русски, но всегда это выходило смешно.
Петипа: Для своей жены я сочинил много балетов. А когда мы были на гастролях в Берлине, публика, восхищенная талантом жены, осыпала ее цветами.
Суровщикова: Было приятно получить от короля Вильгельма чудесный браслет с бриллиантами.
Петипа: Моя жена была незабываемой исполнительницей попурри из нескольких характерных танцев, она тонко чувствовала красоту позы, выразительность жеста. К сожалению, Она слишком рано ушла в мир иной.
Музыка. Суровщикова уходит в темноту
Русская («Лебединое озеро»)
Петипа – один на сцене, сочиняет. Он останавливается, поднимает правую руку и как бы дирижирует ею, затем начинает проделывать какие-то движения ногами, приседает, выпрямляется, откидывается всем корпусом назад, снова выпрямляется, склоняется вперед и мелкими шажками отступает то вправо, то влево. Проделав все это, он некоторое время стоит в задумчивости, затем принимает различные позы, опускается на одно колено, нагибается всем корпусом, вскакивает, вытягивается, отбегает быстро назад, округленно поднимает руки и начинает прыгать, семеня ногами.
Выходит Минкус
Минкус: Петипа был 20 лет танцовщиком в Мариинском театре до тех пор, пока, наконец, не понял, что главное его призвание в жизни – этоСтавить балеты. Мое долгое сотрудничество с ним началось с балета, который любим зрителями до сих пор – с «Дон Кихота». Всего мы сочинили 16 балетов.
Выходит Петипа
Петипа:Минкус прав. Дон Кихот – особая страница моей биографии. Этотбалет был первым, который я поставил в России на испанскую тему. Я сам когда-то считался лучшим танцором Андалузии. (Делает позу из «Дон Кихота»)
Минкус: Дон Кихот в Москве имел такой большой успех, что его решили поставить и в Петербурге, где он имел оглушительный провал.
Петипа: Да потому что это были совершенно разные спектакли. В Москве на сцене царил Жизнерадостный солнечный характерный танец, а в Петербурге, рядом с «двором» я не мог такое поставить. Я вынужден был населить балет армией амуров из 72-х человек.
Минкус: Ну, зачем же так мрачно, Мариус Иванович?
Вариация Амура
Петипа: Я очень болезненно переживал эту неудачу. Ведь я, наконец-то, был назначен главным балетмейстером петербургской балетной труппы. К сожалению, и в дальнейшие годы я должен был идти на поводу у аристократической публики.
Минкус: Вы несправедливы к себе, Петипа! Вы – яркий пример художника, который постиг, что такое свобода в оковах и сумели этой свободой пользоваться. Незаметно для этой публики, которая хотела развлекаться, Вы изменили лицо виртуозного танца, сформировали большой петербургский стиль. Вы положили начало эпохе, которую назвали Золотым Веком русского балета. Вы создали национальную танцевальную школу, в которой можно найти совпадение со взглядами Щепкина и Станиславского. И все это подняло наш балет на недосягаемые вершины и утвердило его первенство во всем мире.
Вариация Китри («Дон Кихот»)
Петипа: Все это так, но я уже давно мечтаю сочинить балет о героине с трагической судьбой, которая гибнет во имя любви и чести.
Минкус: То есть Вы хотите создать “alaЕрмолову” в балете, как в Малом театре.
Петипа: Да, есть идея – это будет история с индийским колоритом о храмовой танцовщице Никии, а называться он будет «Баядерка». Я даже знаю, кто будет танцевать заглавную партию – несравненная Матильда Кшесинская – никто лучше нее не сыграет эту драматическую сцену со змеей, где героиня гибнет от руки соперницы.
Выходит Матильда Кшесинская
Кшесинская: Никия – это одна из моих коронных партий. С каждой балериной Петипа занимался отдельно. Он изучал наши особенности дарования, выискивал отдельные штрихи и старательно добивался их отделки. Для него было главным создание образа. Например, когда я танцевала в «Дочери фараона», Петипа во время спектакля подходил ко мне…
Подходит Петипа
Петипа:Не забывайте, macher, что Вы – дочь фараона, иначе нарушится гармония образа.
Кшесинская: Иногда бывало так: покажет балерине новое движение, она бьется, бьется, - ничего не выходит, приходилось переставлять это па, он говорил: «Не нравис – я перемениль». «Баядерка» относилась к балетам, которые назывались «священными». Номер «Тени» - это замечательное достижение Петипа. Он пленяет зрителя неподражаемой красотой.
«Тени» - видеоряд
Дуэт – «Баядерка»
Выходит Анна Павлова

Павлова: «Жизель», эта вершина всей хореографии, дошла до нас благодаря Мариусу Петипа. Много ли от первоначальной хореографии Перро 1841 года сохранил Петипа, когда ставил ее в России в 1884 году?
Появляется Петипа
Петипа:Я старался бережно сохранить балет в том виде, в каком он был задуман автором. А Вас, мадам Павлова, я запомнил еще на выпускном спектакле.
Павлова подходит к Петипа, берет его под руку
Павлова: Взаимная привязанность наша протянулась до конца его жизни. Сцены из его балетов я неизменно проходила с великим мастером. Я даже записывала свои роли.
Петипа:Всю свою систему я могу выразить словами: «Стремись к красоте, грации и простоте и не признавай других законов».
Павлова: Наконец я получила Жизель! Я была пятнадцатой Жизелью на русской сцене. Сама я видела 3-х. Я смотрела на себя в зеркало и думала (Смотрит в воображаемое зеркало):ну, разве такая Жизель? На до лбом нависают волосы… Нет, конечно, надо изменить прическу, сделать гладкие волосы на прямой пробор (на себе показывает). Жизель должна быть хрупкой, прозрачной, светлой… А, может быть, это и понравится (смотрит в зал) моим зрителям? Интересно, а что скажет Петипа?
Петипа: Павлова отличалась от других Жизелей. Она призывала поклоняться Прекрасному в человеке, любить и оберегать его. Умирала она, любя и веря. Правильнее сказать: она не умерла, она растаяла…
Ведущий: Балет «Лебединое озеро» был самым несчастливым балетом Чайковского. Он пережил несколько редакций. Его долго не признавали, до тех пор, пока за него не взялись Мариус Петипа и Лев Иванов. И тогда он превратился в символ русского балета. Его исполняли многие балерины, каждая вкладывая свой особый смысл в партию Одетты.
Выходит Спесивцева
Спесивцева: Партия Одетты была одной из моих любимых. Мне казалось, что главное в этой роли – это предчувствие гибели, осознание неспособности к полету.
Ведущий: Критика писала, что в исполнении Ольги Спесивцевой – все безукоризненно. Не было только Лебедя. Была птица с подбитыми крыльями.
Вокализ из «Лебединого озера» (Ундина)
Ведущий: Еще один эпизод из содружества Чайковского и Петипа.
Ведущий превращается в Чайковского
Чайковский: Директор императорских театров Всеволожский предложил мне создать музыкальный вечер, в котором – в I-м действии пойдет моя «Иоланта», а во втором – такая развлекательная безделушка – «Щелкунчик» по сказке Гофмана, где по моде парижских сцен будет представлена реклама кондитерских изделий: карамелей, фисташек, шоколада, чая, кофе, и все это должно танцевать, бр-р-р. Мне это страшно не понравилось.
Петипа: Да, Петр Ильич, Вы совершенно правильно не приняли эту идею соорудить на сцене страну сладостей – «Конфитюренбург»
Чайковский: Потому что это не связывалось с темой прозрения слепой девушки в «Иоланте».
Петипа: Но Выудачно избежали этой нелепицы, написав музыку о девочке, играющей в куклы до ее мечты о прекрасном принце. Это была история взросления души, процесс воспитания чувств.
Чайковский:Мне во многом помог Ваш сценарный план, Мариус Иванович, смотрите, здесь же все сказано: №1 – нежная музыка – 64 такта, №2 – елка зажигается – музыка 8 тактов искрящаяся, светящаяся, №3 – Выход детей – музыка шумная, радостная - 24 такта, №4 – минута изумления и восхищения, несколько тактов тремоло, №5 –Марш – 64 такта.
Марш
Петипа: Когда в конце 19 века на Западе балет стал превращаться в эстрадное зрелище, Россия осталась единственным «хранителем» большого балета, хотя и сюда проникали эти модные разновидности. Но я видел будущее балета не в отказе от его классических форм, а в их дальнейшем развитии на основе содержательной музыки. Но мы забежали несколько вперед, а я хочу остановиться на балете…
Чайковский выходит, разворачивает письмо, читает
Чайковский: Письмо от директора императорских театров Всеволожского: «Глубокоуважаемый Петр Ильич! Я задумал написать либретто «Спящей красавицы», хочу, чтобы балет был в стиле Людовика 14-го. Тут может разыграться музыкальная фантазия. Если мысль Вам по нутру, отчего Вам не взяться за сочинение музыки?» Я долго не отвечал, т.к. очень переживал «неудачу своего первого балета «Лебединое озеро», который был просто изуродован театром. Постепенно меня увлекла не старина, а поэзия сказки. И потом – что такое балет? – Это та же Симфония! Кроме того, я узнал, что «Спящую» будет ставить маститый Петипа.
Петипа: Дорогой Петр Ильич! Долгие годы я веду поиски новых выразительных возможностей в языке классического танца. Надеюсь, с Вашей помощью я продвинусь далеко вперед.
Чайковский: Расскажите мне, как Вы работаете?
Петипа: Все картины сидят у меня в голове. Иногда я их зарисовываю.
Чайковский: Т.е. еще до появления музыки Вы уже «слышите» будущий балет?
Петипа: Да-да. Но конечно, я знакомлюсь с историческим материалом по эпохе, рисую, пользуюсь фигурками из картона, которые расставляю в поисках нужного решения танца.
Чайковский: А какую тему мы с Вами обозначим главной в нашем балете?
Петипа: Тему любви, конечно, как главную движущую силу жизни
Чайковский: Тогда я выведу эту тему в 4-х адажио – как узловых центрах, только взятую в разном эмоциональном ключе.
Дуэт – «Спящая красавица»
Чайковский: Мы с Петипа намечали границы и кульминации тем и характер танца. Мне это очень много давало. Эти наметки обозначали направление моих поисков. Почти весь балет я написал за 3 недели. Я восхищался Петипа. Ведь кроме всего, он был отличным скрипачом и хорошим музыкантом, он разговаривал с нами на нашем языке. Вот и с Глазуновым над «Раймондой» он работал также.
«Раймонда»
1. Женская вариация
2. Мужская вариация

Чайковский:Я вот думаю, что же так вдохновило Петипа в «Спящей красавице», ведь ему уже было почти 73 года! Возможно, это был сам Петербург. Имперская столица. Этот город сразу поразил Петипа, когда он приехал. Пафос проспектов, дворцов, загородных парков.
Петипа: Вы правы, Петр Ильич! Я захотел этот пафос созидания воплотить хореографически. Но в музыке я это получил только от Вас. Так и возникло большое здание «Спящей красавицы», рядом с Растрелли и России.
Показ дворцов Петербурга под «Вальс цветов»(«Щелкунчик»)
Петипа и Чайковский на сцене

Петипа: Еще я вижу необходимым в проекте «Спящей красавицы» - это характеристика ситуаций и образов. Вот фея Сирени. Я хочу, чтобы в ее вариации мы видели, как распускается сиреневый куст.
Вариация феи Сирени
Чайковский: Петипа, как Вы смотрите на то, что в музыкальных миниатюрах 3-го акта я разовью ту же тему любви?
Петипа: Да-да, и не забудьте, Петр Ильич! Каждая миниатюра должна быть жанровой сценкой, выхваченной из жизни.
Чайковский: А что у нас с Людоедом?
Петипа: Я прошу Вас, Петр Ильич, изобразить по-настоящему семимильные шаги, а я надену на этого Великана лорнет.
Танец Людоеда и Мальчиков с Пальчик
Чайковский: В дуэте Кота и Кошки мы устроим любовную перебранку…
Петипа: Основанную на мяуканье и ударах когтей.
А у Красной Шапочки два беспечных движения польки сменяются острыми неуверенными шажками. И, возможно, Волк, прежде чем ее схватить, пусть отвесит ей церемонный поклон придворного.
Красная Шапочка и Серый Волк
Ведущий:«Спящая красавица» Петипа – это волшебный край музыки, живописи и архитектуры, это образ сказочной страны, населенной феями, райскими птицами, красивыми девушками.
Ведущая: С именем Мариуса Петипа связана замечательная эпоха жизни русского балета. Этому выдающемуся хореографу мы обязаны сохранением шедевров других классиков хореографии.
Ведущий: Он знал, видел эти великие, бессмертные балеты – «Жизель», «Коппелию», «Эсмеральду». Их опыт вобрал в себя язык Петипа
Ведущая: «Спящая красавица» - это итог. Итог опыта мастеров 19 века. Петипа талантливо, мастерски применил их балетную технику в своих балетах.
Ведущий: Не только применил, но и обновил, так как история танца живет обновлением.
Ведущая: Балеты Петипа никогда не умрут из-за неподражаемой красоты. Танцы его горят гениальностью.
Ведущий: Творческий дух Петипа, его принципы, его учение будут жить вечно, пока жив танец. Наше время отдает ему должное.
Ведущая: Мы чтим память этого прекрасного, благородного деятеля танца.
Ведущий: Он всегда с нами – в наших исканиях, в наших удачах и победах. Они еще более славят творческий гений великого Мариуса Петипа.
Вальс – «Спящая красавица»
Полонез - Лядов
Поклоны – звучат представления участников

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника для детей "Покров Пресвятой Богородицы" День пионерии. Сценарий мероприятия Итоговый концерт в центре детского творчества Внеурочное занятие для школьников 14-15 лет по теме «Любовь и Дружба»
Опубликовано: 2051 день назад (14 сентября 2018)
Просмотров: 516
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!