Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мнемотехника в детском саду для развития речи

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников
Наши дети как и мы очень перегружены информацией поступающей из вне помимо нашей воли. Слишком информативные мультики, с огромным количеством рекламы, в детском саду много всего что нужно запомнить, да и мамы с папами желают видеть перед собой развитого не по годам малыша. В результате всего этого внимание ребенка настолько расфокусировано. Но как это не удивительно, как раз моменты из рекламы ребенок помнит, но выучить четверостишие к утреннику - проблема. Данная ситуация возникает по причине того, что у ребенка преобладает зрительно-обзораня память и ему значительно проще воспринять информацию при помощи наглядного примера, а не со слов.
Понаблюдав за детьми стало очевидным, что разработка нового подхода необходима.
Мнемотехника в детском саду - это целый комплекс творческих упражнений, основанных на зрительном восприятии предметов.
Мнемотехника стала очень популярна, не только у дошкольников, но и в школе, институте, да и любой взрослый может использовать эти подходы, например в ораторском искусстве.
Но вернемся к детям, когда ребенок развивается очень важна последовательность, соответственно и обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно.
Этапы обучения с помощью мнемотехники
Первым этапом обучения для маленьких дошколят будет мнемоквадрат.
Картинка представляющая собой изображения которое обозначает одно слово или словосочетание.
Когда ребенок стал усваивать информацию с мнемоквадрата, то можно усложнять задание и переходить к мнемодорожкам. Это последовательно размещенные изображения с простыми словами. Например, предложение "Аленушка взяла корзинку и пошла в лес за грибами" можно изобразить четырьмя картинками в последовательности:
Алешушка-коорзинка-лес-грибы.
Усложняя задачи ребенку, важно видеть, как он воспринимает информацию, дайте время потренироваться на нескольких дорожках, при этом следите, что бы предложение строилось верно с использованием предлогов. Только после того, как ребенок освоил мнемодорожку, можно переходить к мнемотаблицам. В мнемотаблицу уже может поместится целая сказка, скажем "Колобок". Таблица может быть к примеру 4х3 и каждая ячейка включает в себя небольшой сюжет: "Жили-были дет с бабой" - и показаны дед и бабка. И т.д. каждая картинка, каждый образ будет ребенку помогать и рисовать в воображении детали.
При создания мнемоквадратов, дорожек и таблиц важно конечно же использовать рисунки ребенка, именно как он сам себе представляет колобка и лисичку. Пусть это будет схематично, может и не совсем похоже на лисичку, но это образ созданный в голове у ребенка и опора будет значительно ярче, чем скажем от готовых изображений. Конечно пока ребенок мал, дайте ему готовые варианты, составьте таблицу сами, а когда уже готов рисовать, то под руководством взрослого у него получится замечательная и последовательная таблица, с помощью которой он сможет выучить стихотворение и сказку. В результате будут задействованы и навыки рисования и развиваться фантазия, воображение.
Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.
Как правильно преподнести ребенку мнемотехнику?
Стоит напомнить, что образование и развитие вашего ребенка зависит только от вас -родители, такие организации, как детский сад, школа раннего развития, являются вспомогательными. Они дают направление, рекомендации. Поэтому все рекомендации по мнемотехнике можно использовать и дома и даже нужно. Занятия будут успешными, если всё будет происходить в форме игры, заинтересуйте ребенка и тогда процесс станет увлекательным и пойдет значительно быстрее. Не пропускайте не одного этапа обучения, начинайте с простых мнемоквадратов и не важно когда вы стали использовать данную технику обучения. После чего переходите к более сложным задачам. Все изображения должны быть интересными, красочными, яркими и четкими - понятными для малыша.
Занятия по мнемотехнике с малышом, можно и нужно. Заведите тетрадь и фиксируйте ход каждого занятия, это поможет избежать путаницы, поможет не забыть пройденный материал. Для дошкольника максимально рекомендованное число квадратов - девять в одной табличке. За урок не желательно браться за более чем две таблицы. Каждый день пусть темы меняются, ребенок очень любознателен по своей природе и темы ему интересны очень и очень разные.
А теперь перейдем к примеру, в этот раз я покажу, как мы использовали видео для разучивания стихотворения. Видео подготовлено именно для малышей с характерными паузами. Восклицательный знак, обозначает тот момент, когда ребенок должен повторить фразу.



Позднее я расскажу и покажу на примере, как мы с ребятами учили стихотворение, по собственным рисункам.

Рекомендуем посмотреть:

Материал для речевого развития дошкольников Ранняя диагностика речевого развития детей Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2037 дней назад (28 сентября 2018)
Просмотров: 1458
Рубрика: Мнемотехника
0
Голосов: 0
ДАД # 28 сентября 2018 в 18:14 0
Замечательная статья. Будем обязательно брать на вооружение. Большое спасибо за последовательность при использовании данной техники, а также за предоставленное видео, по которому уже сегодня можно выучить с ребятами стихотворение.
Светлана # 29 сентября 2018 в 02:46 0
Замечательным образом, а главное доходчиво рассказано, как заниматься с детьми при помощи мнемотехники, буду рада если дальше предоставите новые видео и таблички для реального использования.
Елена # 29 сентября 2018 в 07:07 0
Да, Вы правы, сейчас так много всего на детей свалено, картинки в телевизорах, планшетах и телефонах меняются с неимоверной скоростью, что остаётся только подстраиваться под данные обстоятельства и тоже с помощью картинок преподносить информацию
Анастасия Сергеевна # 6 октября 2018 в 04:57 0
Спасибо большое за статью. Все доходчиво. Мнемотехника помогает в развитии связной речи дошкольника