Из опыта работы логопеда ДОУ
О диагностике речевого развития ребенка
Учитель-логопед Столярская Светлана Валерьевна
МБДОУ № 89 "Крепыш" г. Сургут
Обращаю внимание родителей и воспитателей на необходимость своевременной диагностики речевого развития детей. Если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение, то диагностику он проходит не менее двух раз в год. В случае, если логопедическое заключение вызывает у вас сомнения и вопросы запишитесь на консультацию к логопеду за рекомендациями.
"Малылышу уже три года
А он не говорит?" -
Выясняет на приеме доктор Айболит
Голос малыша чуть слышен,
Лепет вместо речи?
Обратитесь к логопеду -
Детство скоротечно
Доктор смотрит на ребенка
Внешне все в порядке
Аппетит хороший и
Делает зарядку
Почему же он тогда гудит, свистит, мычит..?
К логопеду обратитесь — малыш заговорит!
Часто, обращясь к логопеду за консультацией, родители узнают, что время упущено..Как определить,что обратиться к логопеду уже пора?
Не все знают, что в норме у ребенка, достигшего 12 месячного возраста, уже имеются слова, а в 1,5 года — появляются фразы.
Иногда естественному процессу появления речи припятствует ряд факторов
Медицинские факторы:
ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы)
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы (дизартрия, алалия)
Ослабленные возможности здоровья (часто болеющие дети, с имеющимися хроническими заболеваниями, состоящие на учете ЛОРа, невролога и др.)
Социально-педагогические факторы:
Неблагоприятные условия развития ребенка в семье
Неверный стиль воспитания (попустительский, гиперопека)
Когда вы встречаетесь с логопедом впервые будьте готовы к вопросам о течении беремеенности и родов, о психо-эмоцианальном развитии ребенка, о социальном окружении, о периодах появления гуления, лепетной и фразовой речи
До того как вынести логопедическое заключение логопед проводит опрос родителей, выясняя имеют ли место вышеперечисленные факторы. Это необходимо сделать для дальнейшего постановки логопедического диагноза, консультирования родителей, для построения системы индивидуальной работы с ребенком.
Логопед проводит диагностику речевого развития, даже если речь отсутствует. Выяснить объем активного и пассивного словаря, сформированность фонематического восприятия, слуха, грамматического строя речи не менее важно, чем диагностировать зукопроизношение.
Кроме того, логопед проводит визуальный осмотр и подвижность органов речевого аппарата ребенка, обращая внимание на состояние и вид твердого и мягкого неба, губ, щек, языка, зубов.
По результатам диагностики ребенку выносится логопедическое заключение:
ЗРР — задержка речевого развития (до 3-х летнего возраста)
ФФНР — фонетико-фонетическое недоразвитие речи (нарушение фонематического слуха, искажение, смешение, замены, отсутствие звуков речи)
НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи
ОНР — общее недоразвитие речи
ТНР — тяжелое нарушение речи (например, моторная алалия)
Логоневроз — заикание
Добавлю, что если логопед заметит неврологическую симптоматику речевых расстройств, то он вправе направить ребенка на консультацию невролога, с выдачей направления и указанием симптомов.
Заключение логопеда разъясняется родителям, а потом они получают рекомендации. Такие рекомендации носят индивидуальных характер, так как зависят от возраста и индивидуальных результатов диагностики речевого развития.
Приведу некоторые общие рекомендации:
Говорите с ребенком обо всем, задавайте вопросы о произошедших событиях. Если речи еще нет, то отвечайте сами
Используйте игры: на звукоподражание, речевые игры, на развитие фонематического слуха
Читайте ребенку произведения детской художественной литературы, народные сказки
Рассматривайте с ребенком иллюстрации к книгам, картинки, уточняя цвет, форму размер и назначение предметов
Развивайте мелкую (пальчиковую) моторику ребенка, используя пальчиковую гимнастику, лепку, рисование, конструирование, аппликацию и другие приемы
Не используйте "детский" язык, повторы за ребенком "милых" словечек, сюсюканье: этим в тормозите речевое развитие
Уважаемые родители, бабушки и дедушки, тети и дяди не доверяйте мнению друг-друга, если вы, конечно, не семья неврологов и логопедов, а получите заключение специалиста о речевом развитии вашего ребенка. Если в 2-3 года фразовая речь вашего малыша не сформирована, то не теряя времени запишитесь на диагностику к логопеду.
Рекомендуем посмотреть:
Материал для речевого развития дошкольников
Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников
Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Поэзия для развития речи у дошкольников
Похожие статьи:
Пословицы и поговорки о речи, о слове, о языке
Пословицы и поговорки про родную речь
Разработка классного часа для 8, 9 класса. Тема: Речь, общение
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы