Конспект по технологии продуктивного чтения и слушания в старшей группе. Виталий Бианки «Подкидыш»
Цель: познакомить детей с художественным произведением В. Бианки «Подкидыш», способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать, понимать содержание и идею произведения.
Задачи:
- создать условия для восприятия содержания текста, его эмоциональной составляющей;
- развивать воображение, творческую активность;
- развивать связную речь, воображение, творческую активность, наблюдательность, мышление;
- воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе, доброту;
- воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания;
- прививать интерес к художественной литературе, вызвать желание продолжать знакомится с творчеством В. Бианки.
Оборудование: ноутбук, книга В. Бианки « Подкидыш», цветная бумага, ножницы, корзинка, макеты яиц.
Ход
1. Мотивационный этап
Воспитатель встречает детей словами:
- Здравствуйте, мои друзья, вы пришли сюда не зря,
Мы сегодня вместе с вами тайны разные узнаем.
Вы послушайте загадку и скажите мне отгадку:
Зима, вдруг, загрустила,
Метелью замела,
Санки подхватила,
С собою унесла.
И солнышко смеётся,
Поёт, звеня, капель.
И песня звонко льётся,
Ведь к нам спешит … (апрель)
- Что происходит в природе весной? (тает снег, бегут ручьи, набухают почки, птицы возвращаются из тёплых стран)
- Что делают птицы весной? ( строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов).
- Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня, когда шла в детский сад (показывает коробку, упакованную в красивую блестящую бумагу. )
-Так и хочется ее развернуть. Ой, смотрите, да на ней прикреплена записка. Посмотрим?
Как коробку развернете,
Необычное найдете.
Вы, ребята, не зевайте
И скорее открывайте! (в коробке лежит корзинка, а в ней макеты яиц птиц каменки, пересмешки)
- Посмотрите, что это? (Яички)
- Правильно, а какие они одинаковые или разные? (разные)
- А почему они такие разные? (от разных птиц)
2. Ориентировочный этап
- Ребята, хотите узнать, что это за яйца и что произошло однажды в весеннем лесу? (ответы)
- Это мы можем узнать из рассказа детского писателя В. Бианки «Подкидыш». А поможет нам в этом Волшебный карандаш. Внимание на экран! ( показывается начало короткометражного мультфильма « Что такое хорошо и что такое плохо».)
- Как вы думаете кого или что назвал автор в рассказе Подкидышем? ( предположения детей)
- Рассаживайтесь поудобней и узнаем правильно ли вы предположили.
Чтение художественного произведения
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички (Как вы думаете, можно так делать?) ( ответы). Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.(Почему птенцы голые и слепые?)
Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика. (Правильно ли поступил мальчик?)
(Хорошо, что вы так думаете)
Но как это сделать?( А действительно, как же это сделать?)
Кто выведет мне его из яйца?
Кто вскормит? ( Как вы думаете,кто поможет помочь вывести яички и вскормить их?)
Я знал неподалёку гнездо другой птички — пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? (Как вы думаете?)( ответы) Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.
Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша? (Ребята, что же делать? Вдруг пересмешка не примет чужое яйцо?)( ответы)
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.
Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. (Чего испугалась птица?) Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. (Ребята, а вам интересно узнать, как поступит пересмешка?)(Тогда слушаем дальше)
Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.
Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем. (Приёмыш - это неродной ребёнок или животное, выращенное чужими детьми, а не родителями)
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?
Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки. Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.
Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша. (Ребята, вы рады что пересмешка приняла птенца? Я тоже очень рада!)
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду, и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить и высиживать свои яйца. Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. (Что же произошло? Хотите узнать? Тогда слушаем дальше)
Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички. Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички — высиживал ей птенцов.( Правильно ли поступил приёмыш?)
Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов. (Как же здорово всё у них получилось!)
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.
2. Исполнительский
- Вам понравился рассказ? Какие чувство он у вас вызвал? (чувство радости, сопереживание)
- Выжил ли птенец? Кто помог ему?
- Что произошло бы, если ребята не разорили гнездо? (ответы детей)
- Как бы вы поступили на месте автора?
- Каким человеком оказался автор? (добрым, отзывчивым, милосердным)
- Я приглашаю вас немного отдохнуть, вставайте в круг и выполняйте движения вместе со мной:
Если речка голубая пробудилась ото сна
(руки через стороны вверх, потянулись)
И бежит в полях, сверкая, (прыжки на месте)
Значит, к нам пришла весна.(хлопки в ладоши)
Если снег везде растаял,
и трава в лесу видна,(приседания)
И поет пичужек стая-(хлопки в ладоши)
Если солнце разрумянит наши щеки докрасна,
(Наклоны головы к левому-правому плечам)
Нам еще приятней станет-
Значит, к нам пришла весна.(прыжки на месте).
- Ребята, а чтобы нашим птенцам было не скучно, когда они вылупятся, давайте сделаем из бумаги им друзей.
- Для этого нам понадобится лист бумаги, ножницы и хорошее настроение.
- Предлагаю вам пройти за столы и сделать своего грача и пусть в нашей стае будет много птиц.
(Дети изготовляют птиц и выкладывают их в корзинку.)
Подводим итог
- Ребята, вы такие молодцы, сделали столько птенцов. Вы так старались! Теперь у наших птенцов будет много друзей.
4. Рефлексивный этап
- Дети, вам понравился рассказ, который мы сегодня прочитали?
- А кто – нибудь из вас не оказывался в такой же ситуации, в которой был автор?
- Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? Что вам показалось трудным?
5. Перспективный этап
- Виталий Бианки написал ещё много других интересных рассказов. Как мы можем познакомится с ними? ( почитать книги, посмотреть мультфильмы )
- И встретится с новыми героями нам сможет помочь наш друг Волшебный карандаш. (на экране показывается конец короткометражного мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо»)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Чарушина «Ёж»
Занятие. Чтение сказки Катаева «Цветик-семицветик»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе детского сада
Конспект занятия в старшей группе детского сада с презентацией. Сергей Есенин