Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Зимующие птицы
Конспект будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Кроме этого, может использоваться в группе детей с тяжелыми нарушениями речи, так как материал подобран с учетом структуры дефекта таких детей.
Цель: формировать обобщенное представление о птицах, как наземно-воздушных животных, которые умеют летать;
Программные задачи:- уточнять систематизировать знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни;
-упражнять в образовании сложных слов (длинноклювый, ширококрылый);
-развивать логическое мышление, воображение через исследовательскую деятельность;
-развивать ручную умелость;
-пробудить чувство удивления и интереса к миру птиц;
-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций картинок о зимующих птицах;
Материалы и оборудование: Загадки зимующих птицах, два листа бумаги, один из них скомканный, бумажный веер, лупы, перья птиц, кормушка, картинки с изображением птиц, игра «Разрезные картинки», контейнеры пластиковые с крышкой (фотоаппарат),
веревочки.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель просит детей присесть на стульчики, которые стоят полукругом. Садится перед ними.
Воспитатель: Сегодня я приготовила вам загадки:
Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют,
Не боится он простуды, с первым снегом тут, как тут.
Дети: Снегирь.
Воспитатель:
Озорной мальчишка в сером армячишке,
По двору гуляет, крошки собирает.
Дети: Воробей.
Воспитатель:
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Дети: Сорока.
Воспитатель: О ком были все эти загадки?
Дети: О зимующих птицах.
Воспитатель: А каких еще зимующих птиц вы знаете?
Дети: Ворона, голубь, сова, синица……
Воспитатель: А чем питаются зимующие птицы?
Дети: Крошками, семенами, рябиной, дикими яблочками…
Воспитатель: Некоторых птиц, которых вы назвали , (например: голубь, ворона, сорока), я очень часто вижу у нас в городе, а сову, дятла, глухаря, клеста ни разу не видала. Где же они?
Дети: Они живут в лесу и не прилетают в город.
Воспитатель: Но что же они едят в зимнем лесу?
Дети: Сова- мышами, зайцами.
Дятел – из-под коры достает жучков, червячков.
Клест- шишки любит.
Воспитатель: Вы очень много знаете про птиц и очень похожи на моих знакомых ребят. Они учатся в школе и называют себя исследователями природы. Они наблюдают, , рассматривают, читают умные книги, изучают природу, узнают что-то новое, интересное и ,конечно, берегут природу. А вы хотите быть исследователями природы и узнать много нового? Сегодня я предлагаю вам узнать что-нибудь интересное о птицах.
Давайте рассмотрим птицу поближе и назовем ее части тела.
( Воспитатель выставляет картинку с изображением птицы).
Дети называют части тела
(воспитатель показывает на картинке).
-голова, глаза, клюв,
-шея
-туловище, хвост,
- лапы ( прыгают, ходят, хватаются за ветку)
-крылья (летают)
Воспитатель: Чем покрыто тело птицы?
Дети: Перьями.
Воспитатель: Для чего птице перья?
Дети: Они греют птицу.
Воспитатель: А вы знаете, я прочитала в одной умной книге, что перья помогают птицам летать. Мы с вами сказали, что птицы летают с помощью крыльев. У людей вместо крыльев руки. Может и нам руки помогут летать? Давайте попробуем полетать? Встаньте, помашите руками, попрыгайте, может получится полететь? Получилось?
Дети: Нет.
Воспитатель: Садитесь на стульчики.. Посмотрите, на эти листы бумаги.
(Показывает листа бумаги, один из них скомканный) Давайте попробуем их отпустить с высоты.
( Отпускает листы поочередно) . Какой лист немного полетел ?Почему?.
Дети: Обычный лист. Он большой, широкий, легкий. А другой мятый –маленький, не летал , а просто упал.
Воспитатель: А теперь , посмотрим на перышки птиц.
(Приглашает детей к столам , на которых лежат лупы, и птичьи перья ) Ребята рассмотрите большое и маленькое перышко. Как вы думаете, какое перышко нужно птичке, чтобы согреться в морозы?
Дети: Маленькое, оно пушистое, тепленькое.
Воспитатель: А, где растут у птицы такие перышки?
Дети: На грудке, спинке, голове.
Воспитатель :А это большое, широкое у птицы на крыльях и хвосте. Смотрите .
(Показывает детям сложенный и раскрытый веер из бумаги). Когда птица летит она раскрывает перья на хвосте и на крыльях, как веер. и становится широкой и большой, как наш лист бумаги .Когда хочет сесть на землю, складывает перышки на хвосте и крылышках, прижимает их к себе и становится маленькой, как скомканный лист бумаги. Ей удобно ходить по земле или сидеть на ветке.
А теперь, я предлагаю понаблюдать за птицами. Лучше всего это сделать возле кормушки. Ведь там собираются на обед много разных птиц. Но близко подойти мы не можем, птицы боятся людей. А давайте стане невидимками, тогда и подойдем поближе.
Покачайтесь с пятки на носок, с носка на пятку и вот ваши ноги становятся легкими, легкими, неслышными и невидимыми. Погладьте ваши ножки. А теперь руки, тепло нашим ручкам, сожмите и разожмите пальчики, ну вот и рук невидно. Теплеет ваша голова, потрите и погладьте уши, волосы, нос, щеки, подбородок и их уже не видно. А теперь, грудку и животик- и вот нас уже совсем не видно. Отправляемся к кормушке.
(Дети проходят к кормушке для птиц, вокруг, которой разложены картинки зимующих птиц вверх тыльной стороной)
Потихоньку проходите и садитесь вокруг кормушки. Переверните картинки и посмотрите, какие птицы прилетели пообедать. Назовите их.
Чирикают, каркают, гулят птицы возле кормушки. Хотят показать себя, рассказать о себе.
Поможем птицам. Попробуйте составить сложные слова , которые опишут птиц.
-У воробья короткий клюв. Воробей какой?
Дети : Короткоклювый.
Воспитатель: У сороки длинный хвост. (длиннохвостая)
У синицы желтая грудка. (желтогрудая)
У совы мягкие крылья (мягкокрылая).
У длинный клюв (длинноклювый)
У снегиря красная грудка (красногрудый)
У голубя широкие крылья. ( ширококрылый).
Какие интересные создания птицы. Оставляйте птичек возле кормушки, а сами тихонько поднимайтесь. Подходите ко мне. Встряхните головой, похлопайте по плечикам, грудке, ножкам. Вот мы и люди, а птицы возле кормушки занимаются своими птичьими делами. И чтобы мы могли еще раз полюбоваться птичками, я предлагаю, сфотографировать их. Берите фотоаппараты и потихоньку фотографируйте, а потом открывайте крышечку и посмотрим, что же у вас получилось. Я вижу фотографы вы еще не очень умелые, но думаю вы исправите свои ошибки.
Соберите картинки (Игра «Разрезные картинки»).
(Воспитатель помогает и хвалит детей).
Воспитатель: Оставляйте картинки на столе. Подойдите ко мне и послушайте.
И долго, долго снег идет и долго длится вьюга
Тогда приходиться пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны бугры, дворы, дорожки
Не могут пташки отыскать не зернышка , ни крошки.
Ребята, на улиц холодная, морозная зима. Снег кругом и нашим пернатым друзьям голодную эту пору. Поэтому, я думаю новые птичьи столовые понравятся нашим пернатым друзьям. А сделаем мы кормушки для птиц из этих коробочек, которые уже послужили нам сегодня. В дырочки проденем веревочки, завяжем узелок. Такую же веревочку проденем в две других дырочки, а маленькой веревочкой их завяжем. Приступайте.(Дети делают в кормушки).
Воспитатель: Оставляйте кормушки на столе, сегодня на прогулке мы их повесим, может кто-то повесит с мамой во дворе.
Итог.
А сейчас проходите на стульчики.
Сегодня, вы были настоящими исследователями природы, я думаю, вы узнали много интересного. Что вам показалось самым интересным?
Рекомендуем посмотреть:
Беседа о зимующих птицах в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Друзья для воробья
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Зимующие птицы
Дидактические игры для старших дошкольников 5-7 лет. Тема: Зимующие птицы
Похожие статьи:
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Декабрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Январь
Познавательное занятие на тему «Зима» в подготовительной группе
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Февраль