Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к культуре родного края"
Аннотация: статья знакомит читателей с организацией духовно-нравственного воспитания обучающихся МАДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым» в рамках реализации авторской программы «Северные просторы».
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ДОУ, культура.
Наше образовательное учреждение функционирует в условиях Севера (ХМАО-Югра), и мы бережно сохраняем культуру малочисленных народов Севера — коми, ханты и манси, строя систему духовно-нравственного воспитания на культурных традициях указанных народов. Много лет подряд наше МАДОУ работает над проблемой духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к культуре родного края.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника — это сложный в педагогическом плане процесс. В его основе лежит как формирование нравственных чувств ребенка, так и развитие чувства малой Родины, корней, связывающих малыша с его родным домом и с его ближайшим окружением. Начало чувства малой Родины лежит в восхищении тем, что малыш видит перед собою, тем, что изумляет его, что находит отклик в его маленькой душе. И пусть многие впечатления не осознаны еще глубоко, однако, будучи пропущенными через восприятие ребенка, они играют значительную роль в становлении личности будущего патриота. Основой формирования у воспитанников любви к Родине стоит, на наш взгляд, считать накопление последними социального опыта — опыта жизни в родном селе, усвоение принятых в нем норм поведения, системы взаимоотношений, приобщение малышей к миру его культуры. Любовь к Большой Отчизне начинается всегда с любви к малой Родине, к тому месту, где человек родился.
В психолого-педагогических исследованиях [1], [2], [3] убедительно доказано, что детям в ДОУ вполне может быть доступен ряд знаний о тех или иных исторических фактах, фактах географии, искусства и культуры региона, если последние преподнесены воспитанникам в доступной форме и затрагивают их чувства, вызывают у детей интерес. Иными словами, детям в дошкольном возрасте вполне доступны занятия по краеведению.
Что же стоит понимать под краеведением? Под последним понимают совокупность знаний о географии, истории, природе края, быте и культуре его жителей [3]. «Край» здесь выступает как понятие условное, под «краем» можно понимать как регион, так и город или район, улицу и т. д., то есть все то, что окружает ребенка. Для детей это в первую очередь родной их дом, их детский сад, улица, на которой они живут, село. Это здания, природа и люди, которых дети видят постоянно.
Формирование у воспитанников любви к малой Родине, духовно-нравственное воспитание детей невозможно без приобщения последних к культурным традициям региона. Указанная работа ведется в МАДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым» в рамках реализации авторской программы «Северные просторы». Указанная программа одной из ключевых своих целей ставит приобщение воспитанников в процессе социально-личностного развития, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития к традиционной культуре коренных народов Севера. Обратимся к ключевым особенностям работы по указанной программе.
Под традициями в программе понимаются элементы социально-культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются обществом в течение продолжительного времени. В качестве традиций программа понимает нормы поведения и ценности, идеи и обычаи, обряды народов Севера.
Обращение к русским традициям и традициям народов Севера (коми, ханты и манси), фольклору указанных народов выступает, согласно программе, в качестве непременного условия для целостного восприятия детьми данной тематики. С дошколятами особенно полезны занятия краеведческого плана на материале народного (в том числе декоративно-прикладного) искусства, которые позволяют сформировать эмоционально-нравственную основу для отношения к культуре своего народа. Помимо того, образный язык ДПИ ближе для детей дошкольного возраста.
Тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво. Богатый краеведческий материал представляют открытки. Последние могут быть видовыми. Так, открытки-репродукции с произведениями ДПИ порой являются единственным источником информации об исчезнувших произведениях народного творчества. Восстановить некогда утраченный облик малой Родины помогают в том числе и произведения живописи. При наличии возможности, для детей имеет смысл организовать встречи с художниками или писателями-краеведами. Литература всегда выступала важнейшим источником информации о родном крае. Мы можем утверждать, что краеведческий кругозор без знания литературных произведений местных авторов будет всегда скудным, ограниченным. Своеобразным хранилищем материалов по культуре края выступают музеи, посещение которых должно стать постоянной практикой в старшем дошкольном возрасте.
Однако необходимо отметить, что дети в ДОУ могут открыть для себя родное село в первую очередь лишь благодаря тем педагогам, которые работают с ними. Потому сами воспитатели должны обладать знаниями по культуре родного края и творчески подходить к процессу передачи этих знаний воспитанникам.
Литература
1. Бабунова Е. С., Гончарова Е. В. Развитие этнокультурной образованности детей старшего дошкольного возраста // Вестник НВГУ. 2010. №1.
2. Кондрашова Н. В. Этнопедагогическая деятельность дошкольных образовательных учреждений в поликультурных регионах России // Концепт. 2014. №2.
3. Очирова О. Д. Культуросообразная среда как условие приобщения до-школьников к региональной культуре // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2011. №5.
Рекомендуем посмотреть:
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье
Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Воспитательный час для студентов 1 курса колледжа с презентацией
Сценарий праздника Пасха в воскресной школе для детей 7-10 лет