Беседа «О чём нам рассказывает живопись в зимних картинах художников?». Старший дошкольный возраст
Аннотация: беседы о знакомстве дошкольников с различными жанрами живописи по зимним картинам художников. Материал будет полезен для воспитателей при рассматривании зимних картин художников.
Автор: Павлова Вера Валерьевна воспитатель группы с ТНР МОУ "Бендерский Детский Сад №9" город Бендеры
Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Цель: формирование у дошкольников понятия о живописи и ее жанровых особенностях на основе зимних картин художников
Задачи:
1. Расширить представления дошкольников о живописи и ее жанрах
2. Познакомить со средствами выразительности, которые используют художники
3. Вызывать эмоциональный отклик на настроение зимних пейзажей, портретов, натюрмортов.
4. Формировать умение выражать свои эмоции от увиденных произведений живописи словами и предложениями.
Воспитатель: ребята! Предлагаю Вам совершить путешествие в Картинную Галерею. Там мы с Вами сможем увидеть работы художников, которые по – разному изображали зиму.
Мы с Вами помним, что живопись является видом изобразительного искусства. У живописи есть свой секрет. Автор картины – живописец – с помощью кисти и различных красок может написать картину, на которую мы смотрим в Картинной Галерее. Мы видим, что живописец как бы оживил зимние деревья, дома, заборы, птиц. Только живописец показывает тем, кто смотрит на его картины, что он чувствовал, когда писал свою картину, какое у него было настроение. Краски живописца могут передавать настроение художника. Есть цвета, которые радуют людей, есть те, что вызывают восторг или наоборот, заставляются погрустить или задуматься. Живописец умеет так подобрать сочетания красок и цветов, чтобы зритель понял его чувства. Давайте пройдем по нашей Картинной Галерее.
Дошкольники проходят к зимним натюрмортам.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите картины, которые перед Вами. Расскажите, что изображено на них?
Дети: мандарины, новогодние игрушки, свечи, елочки, фонарики
Воспитатель: Да, на этих картинах нарисованы разные предметы. Мы знаем, что такие картины называются натюрмортами. Что хотели рассказать натюрмортами нам художники?
Дети: какая чудесная бывает зима, какие яркие бывают новогодние игрушки, подарки, открытки.
Воспитатель: правильно! Художники радуются зимним праздникам, их волшебству, удивляются, восхищаются. Мы можем увидеть красоту обычных мандаринов, новогодних шариков и свечей. А также нам надо помнить, что нужно бережно относиться ко всему, что есть вокруг нас. Что еще нам могут рассказать новогодние натюрморты художников?
Дети: натюрморты рассказывают о настроении художника, о том, что художник любит новогодний праздник, радуется краскам зимы. Мы можем увидеть, как прекрасен мир вокруг.
Дошкольники проходят дальше, где висят картины, изображающие зимнюю природу.
Воспитатель: скажите, как называются картины художников, где изображена зимняя природа?
Дети: это пейзажи.
Воспитатель: о чем нам хотят рассказать художники, изображающие зимние пейзажи?
Дети: художники показывают красоту зимнего леса, города, окружающей природы. Также художники рисуют зимнюю природу в разное время дня. Еще художники красками рассказывают о своем настроении.
Воспитатель: совершенно верно! Художники с помощью зимних пейзажей рассказывают нам о том, как они любят Зиму, природу, которая украшена пуховым снежным одеялом. Также у каждого художника есть свои краски, чтобы передать настроение. Мы зрители смотрим на картинку, радуемся зимним пейзажам или грустим, что наступила ночь длинная и морозная.
Дошкольники проходят к картинам, на которых изображены портреты людей зимой.
Воспитатель: ребята! Рассмотрите картины. Какой жанр живописи Вы тут увидели?
Дети: это портреты людей зимой.
Воспитатель: верно! Это портреты. На них изображен или один человек, или группа людей или детей. На портретах художники изображают позу человека, его одежду и лицо. Также Вы видите, что у всех людей разное настроение на портретах. Расскажите об этом.
Дети: на первой и второй картине настроение спокойное, доброе. На третьей картины у детей настроение радостное, они веселятся. На четвертой картине настроение у человека задумчивое. На пятой картине настроение у девушки радостное, но спокойное.
Воспитатель: художники еще так изображают людей, что мы зрители можем понять, какой перед нами человек – добрый, загадочный, задумчивый, нежный. Рассмотрим внимательно портреты художников. Расскажите, какой портрет Вам понравился и почему.
Дети: мне понравился портрет, где изображены дети. Они радуются зиме, катаются на козе верхом. Им весело. Когда я смотрю на этот портрет, у меня тоже радостное настроение.
Воспитатель: ребята! Давайте каждый выберет картину, которая ему понравилась, встанет возле нее и расскажет, почему ему понравилась эта картина.
Дошкольники рассказывают о картине, которая им понравилась.
Воспитатель: ребята! Сегодня Мы с Вами совершили путешествие в Картинную Галерею. Там увидели, как художники по – разному могут изображать зиму. Мы с Вами вспомнили, что бывают портреты, пейзажи, натюрморты. Теперь мы с Вами знаем, что художник может с помощью красок на холсте рассказать нам о своем настроении.
Беседа «Как художник составляет новогодний натюрморт?»
Цель: формирование представлений о том, как художники придумывают композиции для новогодних натюрмортов
Задачи:
1. Развивать представление о композиции натюрмортов художников
2. Показать, какой цветовой фон используют художники в зимних и новогодних натюрмортах
3. Упражнять дошкольников в составлении композиций для своих новогодних натюрмортов
Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть зимние и новогодние натюрморты художников.
Воспитатель: ребята! Вам нравятся зимние и новогодние натюрморты художников? Расскажите, чем они Вам понравились?
Дети: очень нравятся. Все натюрморты яркие, красочные. Когда смотришь на них, вспоминаешь новогодний праздник, подарки. Настроение радостное и сказочное.
Воспитатель: сегодня мы с Вами превратимся в живописцев, научимся самостоятельно составлять новогодний натюрморт. Каждый художник, прежде чем написать натюрморт, думает, какие предметы он хочет изобразить, чтобы они все поместились на листе. Также художник думает о том, чтобы все предметы дополняли друг друга, не закрывали друг друга. В живописи есть слово «композиция». Это слово обозначает объединение всех частей рисунка, выделение главного в рисунке. Мы с Вами будем придумывать свои новогодние натюрморты.
Воспитатель: ребята! Давайте посмотрим, как они задумали композиции своих зимних или новогодних натюрмортов.
Дошкольники подходят к натюрмортам.
Воспитатель: давайте рассмотрим первый натюрморт.
Воспитатель: ребята! Что изобразил художник на этом натюрморте?
Дети: в центре изображен раскрытый на дольки мандарин, сбоку мандарин еще целый. По краям натюрморта расположены новогодние шарики.
Воспитатель: какой фон придумал художник, чтобы натюрморт стал праздничным и новогодним?
Дети: за мандаринами и игрушками художник нарисовал на синем фоне белыми красками как будто морозные узоры.
Воспитатель: какая форма у полотна этого натюрморта? Для чего художник выбрал такую форму полотна?
Дети: полотно прямоугольное. Художник так изобразил предметы, чтобы они все разместились.
Воспитатель: какой цвет стола использовал художник и для чего?
Дети: цвет стола бежевый, чтобы новогодние шарики и мандарины выделялись.
Воспитатель: все верно. Мы смотрим на этот натюрморт и видим, что он праздничный, яркий, волшебный.
Вот еще один новогодний натюрморт.
Воспитатель: художник сделал очень необычный фон в натюрморте. Фон как будто похож на новогодние огоньки от пламени свечки. Расскажите, что изобразил художник на этом натюрморте.
Дети: в центре нарисована свечка в подсвечнике, возле нее яркие мандарины. На самом краю натюрморта лежат орехи.
Воспитатель: какой цвет использовал художник в центре натюрморта?
Дети: светло синий. Это холодный цвет. Поэтому около свечи лежат яркие оранжевые мандарины. Сверху художник сделал фон фиолетово – розовым, с яркими желтыми огоньками.
Воспитатель: все верно! Такой фон помогает увидеть яркость мандарин, горящей свечи. Натюрморт у художника получился очень яркий, праздничный. Какое настроение у вас, когда Вы смотрите на этот натюрморт?
Дети: праздничное, радостное, волшебное, сказочное.
Воспитатель: давайте рассмотрим еще один новогодний натюрморт.
Воспитатель: расскажите, что изобразил художник на этом натюрморте?
Дети: в центре фонарик с горящей свечой, над ним веточки сосны с яркими бусами. Около светильника новогодний ярко красный гномик. Перед светильником лежат новогодние разноцветные шарики. Около светильника стоит незаженная новогодняя свеча. Возле свечи лежат сосновые шишки. На столе еще лежат нитки сине – голубых бус.
Воспитатель: какой фон изобразил художник на натюрморте?
Дети: фон натюрморта голубой, чтобы были видны яркие предметы, а зритель не отвлекался на цвет фона.
Воспитатель: какое настроение у Вас, когда Вы смотрите на этот натюрморт?
Дети: волшебное, праздничное, сказочное, новогоднее, зимнее
Воспитатель: мы с вами рассмотрели три натюрморта, Вы увидели, что каждый художник по – своему передает праздничное новогоднее настроение. Теперь давайте каждый из Вас сам составит свой новогодний натюрморт. Для этого рассмотрите картины художников, решите, что Вы будете рисовать на своем натюрморте, и сделайте набросок карандашом. Художник задумал натюрморт, потом сделал набросок. Потом он берет краски или карандаши и получается прекрасный яркий и красочный натюрморт.
Ребята, сейчас расскажу Вам,
как сделать рисунок натюрморта.
1.Надо подумать, как Вы хотите, чтобы поместились все предметы на листе. Если предметов много, то надо выбрать горизонтальное расположение листа. Если предметов мало – можно лист расположить вертикально.
2.Потом надо нарисовать в центре самый главный предмет. Сбоку мы рисуем остальные предметы.
3.Когда все предметы будут раскрашены, надо будет сделать фон натюрморта. Вот у Вас и получится яркий, праздничный, сказочный и волшебный натюрморт, как у художников.
Дошкольники делают наброски карандашами. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель помогает тем, у кого возникли трудности. Потом дошкольники раскрашивают нарисованные наброски цветными карандашами. Воспитатель помогает советом, поощряет детское творчество.
Для закрепления представлений дошкольников о композиции во второй половине дня проводится занятие по составлению новогодних коллажей из новогодних шаров и игрушек.
Новогодние коллажи дошкольников
Приложение
Формы работы с дошкольниками 6-7 лет по ознакомлению с натюрмортом.
В подготовительной к школе группе дошкольники знакомятся с различными натюрмортами. На натюрмортах художники изображают не только цветы или плоды, а предметы труда и быта. Дошкольники знакомятся с различными по манере изображения и средствам выразительности натюрмортами.
У дошкольников формируется эмоциональный отклик на натюрморты художников. Они делают вывод о том, какие средства выразительности использовал художник в картине, каков ее смысл. Воспитатель подводит к выводам, что предметы изображены на натюрмортах по – разному, рассуждают, почему так художник расположил предметы на картине.
Дошкольники приобщаются к миру изобразительного искусства, могут увидеть разные творческие манеры в картинах художников. Свои эмоции и чувства они выражают в речи. Также воспитатель формирует стремление использовать эти познания и технические приемы для создания собственного натюрморта.
Первый этап работы знакомит дошкольников с различными произведениями искусства и их особенностями.
Второй этап работы предполагает расширение и уточнение познаний дошкольников о натюрморте как жанре живописи. Дошкольники знакомятся не только с предметными натюрмортами, но и с сюжетными – «накрытый стол», со средствами выразительности, которые использует художник, знакомятся с различными по характеру изображения натюрмортами. В речи дошкольников появляются эмоционально – эстетические слова, они могут рассказать о натюрморте, а также самостоятельно нарисовать натюрморт.
Третий этап работы предполагает ознакомление дошкольников со средствами выразительности, используемыми в натюрморте. Особое внимание уделяется цветовой гамме натюрморта, его композиции и рисунку.
Дошкольники узнают больше о различных свойствах цвета. Они понимают, что цвет передает настроение художника, время года, освещенность предметов. Дошкольники могут сами сделать различные цветовые тона. Пользуются теплыми или холодными цветами. Все эти познания закрепляются в дидактических играх и рисунках.
Рекомендуем посмотреть:
Беседа о зимующих птицах в подготовительной группе
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе детского сада на тему: Зима. Конспект
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада. Пластилинография «Снеговик»
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Зима
Похожие статьи:
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Декабрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Январь
Познавательное занятие на тему «Зима» в подготовительной группе
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Февраль