Проект на новогоднюю тематику для детей подготовительной группы
Педагогический проект по формированию лексико –грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста через ИЗО деятельность «Мы рисуем новогодние натюрморты»
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский Детский сад №9» город Бендеры Описание: проект о формировании лексико – грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста через ИЗО деятельность. Этот проект может быть использован в работе воспитателями. В проекте принимают участие дошкольники с нарушениями речи и их родители.В приложении к проекту есть беседы с дошкольниками, конспект НОД, консультации для родителей, выставка работ дошкольников. Назначение: для детей 6-7 лет с нарушениями речи в ОДО Тип проекта: творческо – познавательный, краткосрочный Сроки реализации проекта: январь 2021 года Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №7 «Звоночки» МОУ «Бендерский Детский сад №9» и их родители Руководитель проекта: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель. Актуальность: старшие дошкольники ежедневно общаются с взрослыми и сверстниками. Известно, что чем больше словарный запас у дошкольников, а также грамматически верно составленные предложения, помогают четко и понятно выразить свои мысли. Все это способствует включению дошкольников в познание предметов и явлений окружающего мира. У дошкольников с ОНР имеются нарушения в звукопроизношении, беден активный словарь, лексико – грамматический строй речи недостаточно сформирован, что приводит к сложностям при составлении сложноподчиненных предложений, согласовании существительных с прилагательными, глаголами, числительными.
Все это требует каждодневной и систематической работы, как со стороны воспитателя, так и родителей дошкольников.
Также старшие дошкольники имеют небольшое представление о жанре живописи натюрморт, его особенностях.
В данном проекте рассматриваются методы, приемы и способы формирования лексико – грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста через ИЗО деятельность. Проблема: у дошкольников с ОНР слабо сформирован лексико – грамматический строй речи, недостаточно сформированы познания о жанре живописи натюрморт. Цель проекта: знакомство дошкольников с нарушениями речи с жанром натюрморт и формирование лексико – грамматического строя речи. Задачи проектной деятельности:
1. Формировать лексико – грамматического строя речи дошкольников с ОНР через ИЗО деятельность
2. Развивать желание познакомиться с жанром «натюрморт» и его основными особенностями и отличиями
3. Систематизировать дидактические игры и упражнения по развитию лексико – грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР; подготовить цикл консультаций для родителей по развитию лексико – грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР; разработать индивидуальную карту развития лексико – грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР
4. Подготовить выставку работ дошкольников «Новогодние натюрморты», где каждый воспитанник нарисовал цветными карандашами свой новогодний натюрморт
5. Сделать выводы по результатам проекта Предполагаемые результаты:
- систематизация дидактических игр и упражнений по формированию лексико – грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР
- рисование цветными карандашами индивидуальных новогодних натюрмортов для выставки работ
- просвещение родителей по вопросу формирования лексико – грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР Продукт проектной деятельности: выставка детских рисунков «Новогодние натюрморты» Практическая значимость исследования:
-систематизированы различные дидактические игры и упражнения по формированию лексико – грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР
- разработана индивидуальная карта развития лексико – грамматического строя речи дошкольника 6-7 лет с ОНР
-составлены беседы с дошкольниками о жанрах живописи по зимним картинам художников
-составлены консультации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР Этапы реализации проекта: Подготовительный этап:(январь 2021 первая неделя) Работа с детьми:
- Создать мотивацию для дошкольников, чтобы узнать о жанре натюрморт и самим нарисовать новогодние натюрморты
- Беседа «О чём нам рассказывает живопись в зимних картинах художников?»
- Просмотр видеопрезентации История искусств вместе с Хрюшей - Натюрморт - Обучающая программа для детей
- Разучивание и пояснение смысла пословиц про художников:
Художнику без красок и богатство не мило
Доброе слово и художнику приятно
Художника краски кормят
Художник умрет, а имя останется
Был бы холст, а художник найдется.
- Предложить серию дидактических игр и упражнений по формированию лексико – грамматического строя речи - Работа с родителями:
- Обсуждение тематики проекта, сроков реализации и плана работы с родителями (дистанционно) -Работа педагога:
- Систематизировать дидактические игры и упражнения по формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников с ОНР
- Составление беседы «О чём нам рассказывает живопись в зимних картинах художников?»
- Составление плана работы над проектом Практический этап: (январь 2021 вторая и третья неделя) -Работа с детьми:
- Беседа «Как художник составляет натюрморт?» (по новогодним и зимним натюрмортам художников)
Посмотреть беседы можно здесь: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/besedy-o-zimnih-kartinah-hudozhnikov-dlja-doshkolnikov-6-7-let.html
-Рисование цветными карандашами индивидуальных новогодних натюрмортов для выставки работ
- НОД по развитию речи «Мой новогодний натюрморт» Работа педагога:
- Составление беседы для дошкольников о том, как художник составляет натюрморт, конспекта НОД по развитию речи «Мой новогодний натюрморт»
- Выполнение рисунков для выставки детских работ: «Новогодние натюрморты»
- Составление консультации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР (дистанционно) -Работа с родителями (дистанционно):
- Консультация для родителей «Понятие и нормы формирования лексико – грамматического строя речи старших дошкольников»
- Консультация для родителей «Грамматические ошибки, присутствующие в речи дошкольников с ОНР»
- Консультация для родителей «Словесные игры для формирования лексико – грамматического строя речи старших дошкольников» Заключительный (январь 2021 четвертая неделя)
- Организация выставки рисунков дошкольников «Новогодний натюрморт»; ознакомление родителей с выставкой работ дистанционно
- Подведение итогов по выполнению проекта Результаты реализации проекта:
- Дошкольники познакомились жанром живописи натюрморт и его отличительными особенностями
- Дошкольники познакомились с дидактическими играми и упражнениями для лексико – грамматического строя речи
- Родители получили серию консультаций по формированию лексико – грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
- Опыт работы над проектом «Мы рисуем новогодние натюрморты» был предложен педагогам для организации работы по формированию лексико – грамматического строя речи через ИЗО деятельность со старшими дошкольниками с ОНР на педагогическом совете в ОДО
Приложение
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Новый Год» с использованием новогодних натюрмортов дошкольников
Занятие по развитию речи по лексической теме «Новый Год» с использованием новогодних натюрмортов дошкольников. Составление рассказов «Мой новогодний натюрморт» Аннотация: Данная разработка будет интересна воспитателям для проведения НОД по развитию речи по лексической теме «Новый Год» с использованием новогодних натюрмортов Автор: Павлова Вера Валерьевна воспитатель группы с ТНР МОУ "Бендерский Детский Сад №9" город Бендеры Назначение: НОД по развитию речи по лексической теме «Новый Год» Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет). Цель: формирование умения составлять рассказ о новогоднем натюрморте Задачи:
- расширение словарного запаса по теме «Новый Год», закрепление умения составлять рассказ о новогоднем натюрморте
- развитие монологической речи, мелкой моторики, координации движения и речи, внимания
- воспитание любви к натюрмортам художников, познавательной активности Активизация словарного запаса: натюрморт, живописец, художник, композиция, фон, оттенки, впечатление, настроение, цветовая гамма, расположение, справа, слева, по центру, внизу, вверху, сбоку, больше, меньше, крупнее, ярче, радость, веселье, праздник, волшебство, карнавал Техническое обеспечение занятия: Оборудование: магнитофон, ноутбук, видеоролик Антонио Вивальди «Зима» Демонстрационный материал: зимние и новогодние натюрморты, портреты и пейзажи художников Раздаточный материал: новогодние натюрморты дошкольников Предварительная работа: беседы о зимних картинах художников для дошкольников 6-7 лет
Материал можно посмотреть здесь: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/besedy-o-zimnih-kartinah-hudozhnikov-dlja-doshkolnikov-6-7-let.html Планируемые результаты:
- расширение и уточнение познаний о зимних и новогодних натюрмортах
- закрепление умения составлять рассказ о своем новогоднем натюрморте
- согласование существительных, прилагательных и глаголов при составлении предложений;
- дети различают натюрморты среди других жанров живописи, могут рассказать о своем нарисованном натюрморте
Ход занятия:
Организационный момент Воспитатель: ребята! Хочу прочитать Вам одно стихотворение
Зимушка-зима
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной. Автор: Т. Бокова Воспитатель: о каком времени года поэт написала это стихотворение? Дети: о зиме
Давайте послушаем, как композиторы восхищались красотой зимы. Видеоролик Антонио Вивальди «Зима»
Воспитатель: не только поэты восхищались красотой зимней природы, но и художники в своих картинах изображали зиму. Давайте рассмотрим с Вами выставку картин художников. Дошкольники подходят к выставке картин, где изображены зимние пейзажи, портреты и натюрморты. Воспитатель: ребята! Сейчас я Вам покажу картины, а Вы будете называть жанр живописи. Воспитатель показывает пейзаж, натюрморт, портрет.
Дети называют жанр живописи и поясняют свой выбор. Воспитатель: ребята! Вы правильно назвали все жанры живописи и объяснили. А вот у меня есть еще два рисунка, которые нарисовал знакомый нам Незнайка. Расскажите, к какому жанру живописи относятся эти рисунки.
Дети: это рисунки, на которых изображены предметы – конь и машина. Воспитатель: верно! Это не натюрморты, не портреты и не пейзажи.
Давайте поиграем в игру «Портрет, пейзаж, натюрморт» (с мячом)
Буду называть предметы, передавать мяч, а Вы ответьте, к какому жанру живописи можно отнести эти предметы.
Зимний лес – пейзаж, мандарины и новогодние игрушки – натюрморт, береза в снегу – пейзаж, ветки сосны с бусами – натюрморт, дом в снегу – пейзаж, девочка в платке и шубе – портрет, забор в снегу – пейзаж, ваза с ветками ели – натюрморт, мальчик в куртке – портрет, город в снегу – пейзаж, новогодние игрушки - натюрморт, мужчина в шубе – портрет. Воспитатель: отлично справились! Вы прекрасно различаете, что изображают живописцы на своих картинах.
Ребята! Сейчас мы с Вами поиграем в игру «Составь предложение» (с мячом)
Называю Вам два слова и передаю мяч, а Вы составляете с ними предложение.
Натюрморт – мандарины (На натюрморте изображены мандарины)
Художник – пейзаж (Художник нарисовал зимний пейзаж)
Портрет – мальчик (На портрете художника изображен мальчик)
Зимний лес – пейзаж (Художник изобразил зимний лес на своем пейзаже)
Новогодние игрушки – бусы (Новогодние игрушки и бусы изображены на натюрморте)
Зимний вечер – художник (Художник изобразил зимний вечер на картине)
Дети с санками – портрет (На портрете изображены дети с санками)
Зимнее утро – пейзаж (На пейзаже художника мы видим природу в зимнее утро) Воспитатель: все прекрасно справились с игрой! Какие длинные предложения Вы составили! Молодцы!
Вы тоже рисовали новогодние натюрморты. Давайте рассмотрим выставку натюрмортов. Дошкольники подходят к выставке своих новогодних натюрмортов, рассматривают их. Воспитатель: сейчас мы будем составлять небольшие рассказы о Ваших натюрмортах. Рассказы будем составлять по схеме.
Воспитатель: вначале Вы рассказываете о композиции своего натюрморта (темно – красный овал). Потом о том, какими цветами вы изображали предметы (темно – синий треугольник). В конце рассказа поделитесь своим впечатлением о том настроении, которое у Вас было при рисовании натюрморта (оранжевое зимнее солнце).
Сейчас мы немного отдохнем и проведем физминутку. Физминутка «Снежинка, сосулька, сугроб»
Звучит музыка Антонио Вивальди «Зима», дети перемещаются по группе. Когда выключается музыка, дети выполняют задание. Снежинка – кружиться вокруг себя, сосулька – встать прямо – руки вверх, сугроб – присесть, обхватить колени руками. Воспитатель: ребята! Расскажите о своих новогодних натюрмортах.
Примерный рассказ ребенка
Это мой новогодний натюрморт. В центре натюрморта изображены две свечи. Одна из них полосатая и высокая, другая салатовая и низкая. Справа я нарисовал новогодний носок со снеговиком и новогодней елкой. В этом красном носке сверху стоят веточки елки, украшенные новогодними игрушками. Слева от свечек расположен новогодний подарок. Он ярко – желтого цвета с рисунком и завязан красным бантом. Над подарком в углу висят новогодние флажки. Они разноцветные. По столу разложена новогодняя гирлянда с яркими огоньками, чтобы все знали, что новогодний праздник веселый. Стол я нарисовал разноцветным и полосатым – оранжевым и фиолетовым. А фон сделал сверху голубым, потому что новогодние праздники отмечают зимой. Когда я рисовал этот натюрморт, у меня было веселое настроение, праздничное. Мне хотелось показать маме, папе и моим друзьям, что я очень люблю новогодние праздники и радуюсь подаркам.
Каждый дошкольник рассказывает о своем натюрморте. Воспитатель помогает наводящими вопросами. Воспитатель: ребята! Мы с Вами не только научились рисовать новогодние натюрморты. Мы еще рассказали о своих натюрмортах друзьям и поделились своим настроением. У меня на столе есть оранжевое солнышко и ледяное солнышко. Если Вам сегодня было интересно, Вы смогли выполнить все задания, возьмите себе оранжевое солнышко. Если Вам было грустно и трудно выполнять задания, то возьмите себе ледяное солнышко.
Воспитатель: расскажите, что Вам больше всего запомнилось на занятии?
Расскажите, что Вам не удалось выполнить или было трудно сделать?
Наше занятие закончено. Вам на память эти солнышки.
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Не многие педагоги проводят проекты по развитию речи, всё больше встречаешь проектов познавательной тематики. Вы МОЛОДЕЦ! Очень подробный, качественный проект, я бы сказала, исследовательский-коммуникационный, творческий. Дети знакомятся с жанрами живописи, с жанрами натюрмортов и обогащают, активизируют словарный запас, формируют грамматический строй речи и создают прекрасные рисунки-натюрморты. Идея просто чудесная! Думаю, что детям любого возраста было бы очень интересно участвовать в подобном проекте. ГОЛОС.
Добрый день!
Создавая проект, вы проделали большую работу. Полностью согласна с абзацем "актуальность проекта". К сожалению, не только у детей с ОНР такие проблемы, но часто и у остальных тоже. Поэтому, я думаю, что воспользоваться вашей наработкой смогут многие педагоги. Тем более, что материал очень богатый, разнообразный и грамотно подобран. Спасибо. Голосую
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Интересный проект по развитию речи, который безусловно будет интересен Вашим коллегам. Очень подробно описаны все этапы проекта.Одним словом качественный проект Думаю, что дети любого возраста получат удовольствие от участия в Вашем проекте.
Вера Валерьевна, здравствуйте!
Замечательный проект: глубокий, продуманный. Чувствуется, что его автор- (Вы, Вера Валерьевна!) человек любящий свою профессию и своих воспитанников!
Удачи Вам!
ГОЛОС!
Вера Валерьевна, вы представили объёмный методически разработанный материал с приложениями, иллюстрациями...
Профессинально оформили свою публикацию.
Голосую.
Молодец! Я читала и размышляла, что Ваша публикация похожа на научный труд! И теория, и практический материал( приложения, рисунки детей, темы для родителей...). Первый раз знакомлюсь с подобным проектом - по развитию речи. Невозможно не голосовать!
Здравствуйте, Вера Валерьевна!
Замечательная публикация "Педагогический проект по формированию лексико – грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста через ИЗО деятельность". Поддержу добрые слова коллег, высказавшихся до меня! Ваши работы всегда превлекательны своим профессиональизмом, интересны и полезны. Примите голос!
Здравствуйте Вера Валерьевна.
С интересом познакомилась с ваши проектом "Педагогический проект по формированию лексико –грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста через ИЗО деятельность «Мы рисуем новогодние натюрморты».
Проектная деятельность всегда интересна детям. Для педагога даёт уникальную возможность для решения целого комплекса задач в процессе реализации проекта.
Творческих успехов!
Здравствуйте Вера Валерьевна. Довольно-таки сложно "закрученная" получилась тема. и проект, и развитие речи, и Новый год, и ИЗО, а также еще и музыка! Но, думаю, У Вас получилось со всем справиться. Интересное интегрированное занятие. Дети многое узнали, закрепили. А самое главное - презентовали свои работы. Спасибо. Голос!