Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Моя Родина - Приднестровье с презентацией
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада по «Путешествие по городам Приднестровья» в форме квеста
Аннотация: предлагаю конспект по ознакомлению с городами Приднестровья для дошкольников 6-7 лет. Конспект могут применить воспитатели для знакомства с малой Родиной – Приднестровьем. Занятие было посвящено 30- летию образования Приднестровской Молдавской Республики. Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ОНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры Назначение: НОД по лексической теме «Моя Родина - Приднестровье» Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Цель:
формирование убежденности в том, что Приднестровье – наш общий дом и надо вместе заботиться о его природе, истории, культуре, жить в мире друг с другом Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: расширить представления детей о городах Приднестровья, их достопримечательностях; 2. Коррекционно – развивающие: расширить словарный запас по лексической теме, формировать познавательный интерес и познавательную активность детей; 3. Коррекционно – воспитательные: воспитывать любовь и чувство привязанности к Приднестровью Активизация словарного запаса: Приднестровье, Родина, Приднестровская Молдавская Республика, Президент, герб, гимн, флаг, Каменка, Рыбница, Григориополь, Бендеры, Тирасполь, Дубоссары, достопримечательности, памятники, промышленность, заповедник, Ягорлык, Дубоссарская гидроэлектростанция, металлургический завод, Бендерская крепость Техническое обеспечение занятия: Оборудование: ноутбук Демонстрационный материал: картины с названиями городов Приднестровья, гербы городов Приднестровья; презентация города Приднестровья Раздаточный материал: разрезанная на части карта Приднестровья, карта квест – путешествия, карточки для игры «Судоку с гербами городов» на каждого ребёнка, карточки для игры «Какой герб исчез?», разрезные гербы городов Приднестровья Предварительная работа: беседы о городах Приднестровья, рассматривание иллюстраций с достопримечательностями городов Приднестровья, чтение стихотворений о Приднестровье, разучивание пословиц и поговорок про Родину Планируемые результаты:
- расширение и уточнение познаний дошкольников о Приднестровье;
- различение дошкольниками гербов и флагов городов Приднестровья;
- согласование существительных, прилагательных и глаголов при составлении предложений;
- дошкольники знают пословицы и поговорки про Родину, гордятся тем, что их Родина – Приднестровье.
Ход занятия
Организационный момент Воспитатель: Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем наших гостей, а теперь поприветствуем, друг друга:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
От наших улыбок стало всем вокруг светло и тепло.
Воспитатель: ребята! Когда я сегодня пришла в детский сад, перед дверью в группу я нашла вот этот сверток (показывает сверток детям). Как Вы думаете, что в нём? Ответы детей: письмо, карта, картинки, карточки. Воспитатель: сейчас проверим. Воспитатель открывает сверток, оттуда выпадают части карты Приднестровья. Ребята, что за части в нашем конверте? Помогите мне. Ответы детей: это части карты. Воспитатель: давайте соберем эту карту и узнаем, куда мы отправимся в путешествие. Дети собирают карту, получается карта Приднестровья.
Воспитатель: сегодня мы с Вами отправимся по городам нашей Приднестровской Молдавской Республики. Но как нам узнать, куда отправляться и каким будет маршрут? Что нам в путешествии может помочь? Ответы детей: это карта путешествия. Воспитатель: Для того, чтобы найти карту путешествия, поиграем в игру «Ответь, не ошибись!» Буду задавать Вам вопросы, слушайте внимательно и отвечайте быстро и правильно. Вопросы:
1. Как называется наша Республика? (Приднестровская Молдавская Республика)
2. Главная песня, которая звучит на торжественных мероприятиях (Гимн)
3. Главные символы Приднестровской Молдавской Республики (Герб и Флаг)
4. Назовите цвета флага нашей Республики (Красный, зелёный, красный)
5. Как называется человек или ребенок, который проживает в нашей Республике? (Приднестровец)
6. Кто управляет нашей республикой? (Президент, Правительство, премьер – министр, депутаты)
7. Назовите самого главного человека в нашей Республике (Президент Вадим Красносельский)
8. Как называется река в нашей Республике? (Днестр)
9. Какой город является столицей нашей республики? (Тирасполь)
10. Назовите города нашей Республики (Бендеры, Дубоссары, Григориополь, Каменка, Рыбница, Днестровск, Слободзея)
11. Как называется самый северный город в нашей Республике? (Каменка)
12. Какой город в нашей Республике расположен на правом берегу Днестра? (Бендеры)
13. В каком городе в нашей Республике есть гидроэлектростанция? (Дубоссары)
14. Как называется человек или ребенок, который любит свою Республику? (патриот)
15. Сколько лет прошло со дня образования нашей Приднестровской Молдавской Республики? (30 лет) Воспитатель: Молодцы! Ответили правильно и точно на все вопросы, Вы очень много знаете о нашей Приднестровской Молдавской Республике.
1. Мотивационная ситуация Воспитатель: вот у нас есть карта путешествия. (Воспитатель показывает карту, на которой изображены гербы городов Приднестровской Молдавской Республики и цифры под ними).
Как же мы с вами узнаем, в какой город нам надо отправиться? Что это за интересные знаки? Ответы детей: это гербы городов нашей республики. Нам надо смотреть на цифры внизу и так мы узнаем, в какой город надо отправиться.
2. Развивающие игры по лексической теме «Моя Родина – Приднестровье» Воспитатель: наше путешествие начинается с самого севера нашей республики. Для того, чтобы попасть на север, выполним небольшое превращение. «Вокруг себя повернитесь, в легкорылых и пестрых бабочек превратитесь!» Дети под музыку летают по всей группе (фортепьянная музыка - полет бабочки), потом останавливаются около картинки с изображением города Каменка
Воспитатель: вот мы с вами ребята попали на самый север нашей республики. Это город Каменка. Давайте рассмотрим герб Каменки. Воспитатель: В центре герба расположен львиный леопард с раздвоенным хвостом. Этот леопард был взят с герба князя Петра Христиановича Витгенштейна. Он был первым владельцем Каменки и построил каменные террасы с виноградниками, а также кургауз, где лечились виноградным соком и кумысом. Внизу расположен символ реки Каменки, поэтому так назван и сам город. Также на гербе внизу есть вторая волна – это целебные минеральные воды. Львиный леопард держит в лапах виноградную гроздь, как знак того, что жители Каменки занимаются выращиванием винограда, лечением виноградным соком и минеральными водами. В Каменке также построен санаторий. Каменная корона на гербе города говорит о каменных виноградных террасах, а голубая лента – о реке Днестр.
Воспитатель: ребята! Вспомните, какие в городе Каменка и Каменском районе есть достопримечательности. Ответы детей: санаторий «Днестр», Дом княгини Трубецкой, Костел святого Каэтана в городе в Рашков, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с.Валя-Адынка), Литературно-мемориальный музей Петра Петровича Вершигоры в селе Севериновка, Синагога, Покровская церковь в селе Рашково; Тясминский каньон; Литературно-мемориальный музей А.Пушкина и П.Чайковского; Каменский историко-культурный заповедник; Парк Декабристов
Воспитатель: поиграем в игру «Подбери родственное слово»
Название города Приднестровья - Каменка. Подберем родственные слова к слову камень. Ответы детей: каменный, каменеть, закаменеть, каменистый, каменщик
Воспитатель: продолжаем наше путешествие. Теперь мы попали в город Рыбницу. Дошкольники останавливаются около рисунка с изображением города Рыбницы.
Воспитатель: мы с вами попали в Рыбницу. Этот город также находится в северной части нашей республики. Давайте рассмотрим герб города Рыбница. Воспитатель: Герб города Рыбницы представляет собой изображение Святого Архистратига Михаила, воина-защитника. Герб изображен на фоне флага города. Цвета флага города: синий цвет означает – истину, авторитетность, верность, надежность; зеленый – жизнь, надежда, равновесие рост; белый – чистота, доверие, невинность; золотистый – открытость, новизна, сияние, благополучие. Также к 75 – летию города Рыбницы был написан Гимн города.
Воспитатель: ребята! Назовите достопримечательности Рыбницы и Рыбницкого района. Ответы детей: Памятник рыбничанам-участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; Мемориал Славы защитникам Отечества; Мемориал Воинской Славы; Михаило – Архангельский Собор; Памятный знак мученикам и жертвам Рыбницкого гетто; Костёл имени Святого Иосифа; Музей Боевой славы; Рыбницкий историко – краеведческий музей; Памятник первым трактористам; Пушка Капонирная; Антропоморфные стелы; ОАО «Молдавский металлургический завод»; Музей крестьянского быта; Памятник советским воинам; Церковь Святого апостола Ионана Богослова; Музей истории с. Попенки; Музей А.Г. Рубинштейна и истории с. Выхватинцы; Музей истории с. Воронково; Церковь «Успение пресвятой Богородицы»; Музей истории с. Плоть; Музей истории с. Большой Молокиш; Церковь Успения Пресвятой Богородицы; Музей П.А. Румянцева и истории с. Строенцы; Церковь Архангела Михаила; Водяная мельница; Памятник «Башня ветров»; Городище «Строенцы»
Воспитатель: поиграем в игру «Название села узнай – город быстро называй» с мячом
В Каменском и Рыбницком районах много сел. Я Вам буду называть название села, а Вы мне называть район – Каменский или Рыбницкий
Малый Молокиш (Рыбницкий), Победа (Рыбницкий), Журка (Рыбницкий), Мокра (Рыбницкий), Бессарабка (Рыбницкий), Рашков (Каменский), Грушка (Каменский), Садки (Каменский), Фрунзовка (Каменский)
Воспитатель: отлично справились! Сейчас Мы с Вами отдохнем. Превратимся в деревья, которые есть в любом городе нашей республики. Поэтому каждый год в нашей Республике проходит Республиканский конкурс на самый чистый и зеленый город, село, поселок Приднестровской Молдавской Республики. В 2019 году самым чистым и зеленым городом в Приднестровье был назван город Бендеры, а в 2020 призером конкурса стал город Дубоссары.
Физминутка «Деревья»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (наклоны корпуса вперёд-назад)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (приседания)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (дети идут на места)
Воспитатель: продолжаем наше путешествие. Для того, чтобы попасть в третий город – надо перейти по этим камням. На каждом камне для вас есть задание. Игра «Составь предложение со словами»: Ход игры: воспитатель называет два слова - дошкольники составляют с ними предложения друг за другом.
река – электростанция; животные – заповедник; Ягорлык – рыба; животные – охрана; отдых – природа; рыбак – улов. Примерные ответы детей: На реке в Дубоссарах построили электростанцию.
В заповеднике живут животные, которых охраняют.
В заповеднике Ягорлык живет много разных рыб.
Люди любят летом отдыхать на природе летом.
Рыбаки гордятся богатым уловом.
Воспитатель: ребята мы с вами попали в город Дубоссары. Дошкольники останавливаются перед картиной с изображением Дубоссар.
Воспитатель: ребята, давайте рассмотрим герб города Дубоссары. В центре герба изображена древнерусская ладья (дубасы) цвета «орех» с поднятым парусом белого цвета. За ладьей расположен полукруг восходящего солнца с шестью расходящимися лучами золотистого цвета. Справа от солнца три шлюза Дубоссарской ГЭС серого цвета с падающей водой бледно – голубого цвета. Внизу расположены два жёлтых холма. Внизу по краю герба расположена гирлянда сплетённых листьев винограда, дуба и колосьев пшеницы. В левом углу вольной части щита на жёлтом фоне размещён двуглавый орёл чёрного цвета, держащий в когтях справа – веретено, слева – оливковую ветвь.
Воспитатель: ребята! Поиграем с вами в игру «Сложи гербы трех городов» Подойдите ко мне, у меня есть корзинка, в ней фишки синего, зеленого и оранжевого цвета. Если Вы вытянули фишку синего цвета – собираете герб Каменки, зеленого – Рыбницы, оранжевого – Дубоссар. Выигрывает та команда, которая соберет герб города первой.
Воспитатель: молодцы! Все справились! Теперь расскажите, какие достопримечательности есть в Дубоссарах и Дубоссарском районе. Ответы детей: Дубоссарская ГЭС, завод «Букет Молдавии», село Требужены, село Моловата, государственный заповедник Ягорлык
Воспитатель: продолжаем наше путешествие. Для того, чтобы попасть в следующий город, нужно вспомнить пословицы и поговорки про Родину. Дошкольники называют пословицу или поговорку про Родину по очереди, поясняют ее смысл. Пословицы и поговорки про Родину
На родной стороне и камешек знаком.
Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Рыбам — море, птицам — воздух, а человеку — отчизна.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Много разных стран, а Родина одна.
Много разных земель, а родная всех милей.
Как мать одна, так и Родина одна.
Воспитатель может читать начало пословицы, а дошкольники завершать пословицу.
Воспитатель: молодцы! Много Вы знаете пословиц и поговорок про Родину.
Вот мы попали в город Григориополь. Дошкольники останавливаются перед картиной с изображением Григориополя
Воспитатель: рассмотрим герб города Григориополь
В 2005 году в Григориополе был конкурс на лучший проект герба и флага города. В 2007 году у Григориополя появился герб, который отражает, что в городе есть река Днестр, солнце – развитие жизни, колосья – связь с землей.
Воспитатель: ребята! Какие достопримечательности города Григориополь Вы знаете? Ответы детей: армянское кладбище старинное; шахта, где делают котелец; библиотека имени Мариэтты Шагенян; кинотеатр «Восток»; центральный парк отдыха и культуры.
Воспитатель: поиграем в игру «Какой герб исчез?» нужно запомнить гербы на картинке, а потом сказать, какой герб исчез.
Воспитатель: ребята! Наше путешествие продолжается! Теперь мы переправимся на правый берег реки Днестр и попадем в город Бендеры. Дошкольники останавливаются около картинки с изображением города Бендеры.
Воспитатель:Выполним пальчиковую гимнастику «Бендеры» Пальчиковая гимнастика «Бендеры»
По Бендерам я хожу ( «ходят» пальцами)
И во все глаза гляжу («очки»)
Вижу улицы и парки (руки параллельно вперед)
И фонтаны и мосты («фонтаны», «мост»)
Вижу площади и арки ( «площадь», «арка»)
Я люблю наряд твой яркий (хлопки в ладоши)
Город мой – мне дорог ты! (прижать руки к сердцу)
Воспитатель: мы с Вами ребята оказались в нашем родном городе Бендеры. Давайте вспомним, какие достопримечательности есть в нашем городе? Ответы детей: Бендерская крепость; парк Александра Невского; Преображенский Собор; памятник 55 Подольскому Пехотному Полку; памятник Александру Сергеевичу Пушкину; Мемориал Воинской Славы; памятник «Черный Тюльпан»; Мемориал Памяти и Скорби; памятник Миротворцам, памятник генералу Лебедю.
Воспитатель: ребята! Расскажите, что изображено на гербе города Бендеры. Ответы детей: в верхней части герба изображен двуглавый орел, увенчанный золотой короной на желтом фоне. В нижней части герба изображен лев с человеческим лицом на черном фоне.
Воспитатель: давайте поиграем в игру «Судоку с гербами городов» Ход игры:
Надо заполнить пустые клетки гербами городов так, чтобы горизонтально и вертикально были только три разных герба.
Воспитатель: отлично! У вас получилось собрать гербы городов так, чтобы вертикально и горизонтально было три разных герба. Продолжаем наше путешествие. Нас приветствует столица нашей республики – город Тирасполь. Дошкольники останавливаются перед картиной с изображением города Тирасполя.
Воспитатель: ребята! Рассмотрим герб города Тирасполь.
На желтом фоне вверху двухглавый орел, черный фон внизу пересекает кирпичная стена, справа и слева от которой изображены желуди.
Воспитатель: ребята! Назовите достопримечательности города Тирасполя Ответы детей: Тираспольская крепость; Площадь Суворова с памятником полководцу Александру Васильевичу Суворову; Приднестровский государственный театр драмы и комедии; Улица 25 октября – центральная улица Тирасполя; Дом Советов; Парк «Победа»; Екатерининский парк; Собор Рождества Христова; спортивный комплекс «Шериф»; памятник Авиаторам.
Воспитатель: наше путешествие по городам Приднестровской Молдавской Республики подошло к завершению. Предлагаю Вам посмотреть ролик о Приднестровье
Воспитатель: Мне хочется Вам прочитать стихотворение нашей поэтессы Л.Кудрявцева «Родина» Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился. Воспитатель: Для того, чтобы вернуться в группу, надо повернуться вокруг себя и сказать: «из пестрых бабочек в детей превратись, в группу вернись!»
3. Итог занятия Воспитатель:
Какое путешествие мы сегодня совершили?
Чем Вам запомнилось наше путешествие?
Какая игра Вам понравилась больше всего?
Что было самым трудным для выполнения?
4. Рефлексия Воспитатель: у меня на подносе есть смайлики: зеленый – значит, Вам было сегодня интересно и все получилось; желтый – Вам было интересно, но не все получилось; красный – Вам было не интересно. Выберите смайлики и покажите их друг другу. Воспитатель: Наше путешествие закончено, а Вам на память смайлики. Спасибо за внимание!
Здравствуйте, Вера Валерьевна! С удовольствием прогулялась по городам Приднестровья. Было очень интересно познакомится с Вашей малой Родиной и её достопримечательностями. В конспекте занятия прослеживается интеграция образовательных областей, духовно-нравственный, патриотический компонент, продуманы формы работы. Чувствуется, что работа по региональному компоненту ведётся постоянно. Примите мой голос. Желаю удачи!
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Я зашла к Вам в гости с большим интересом и получила огромное удовольствие от просмотра публикации. Вы представили конспект занятия по развитию речи посредством знакомства дошкольников с городами Приднестровья. Вы учите детей, что надо заботиться о природе малой Родины, о её истории, культуре. Мне очень понравились и Ваши игры с карточками, с картинками, судоку с гербами городов… Очень интересное занятие: дети знакомились с Приднестровьем, запоминали достопримечательности и гербы городов, отвечали на вопросы, играя. Занятие очень содержательное и разнообразное, с динамичной сменой активностей, с добавочными воспитательными элементами в форме стихов, пословиц, поговорок.
В видео о Приднестровье подтверждается Ваша большая и подробная подготовительная работа. Действительно, Ваш с ребятами общий дом – «игра солнечных лучей» в «долине счастья»!
С удовольствием голосую и желаю успехов!
Вера Валерьевна!
Вы представили интересное познавательное занятие в форме квеста о Приднестровье!
Столько интересных игр, направленных на изучение родного края!
Ролик о Приднестровье великолепно дополняет все занятие.
Вы приобщаете дошкольников к изучению и любви к родному краю!
Желаю Вам творческих успехов!
Спасибо за то,что делитесь опытом!
Вера Валерьевна!
Меня заинтересовал Ваш конспект занятия в форме квеста о родном крае - Приднестровье.
Разнообразные игры, много наглядного материала о городах Вашего края!
Думаю дети получили много знаний об особенностях каждого города и научились тому, что Родину необходимо любить через такие увлекательные приключения!
Отличный ролик обобщил все впечатления!
Спасибо за Вашу работу!!!
Вера Валерьевна!
Ваше занятие о Приднестровье в форме квеста замечательное!!!
Огромное количество речевых заданий и разнообразных игр, также путешествие по городам родного края прививает дошкольникам любовь к родному краю!
Спасибо за интересные формы работы, которые Вы представили!
Желаю вам успехов в работе!!!