Формирование ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания в интерактивном образовательном пространстве
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский Детский Сад №9» город Бендеры
Цель: ознакомление педагогов с использованием интерактивного образовательного пространства для нравственного воспитания старших дошкольников
Задачи:
- показать применение интерактивного образовательного пространства в работе с дошкольниками и их родителями
- сформировать желание у педагогов использовать интерактивное образовательное пространство для формирования ценностных ориентаций у старших дошкольников
Назначение: материал будет полезен педагогам в ДОУ
Описание работы: рассказано об использовании интерактивного образовательного пространства в нравственном воспитании старших дошкольников и их родителей.
Сегодня в современном образовательном пространстве педагоги ориентируются на внедрение в практику работы ИКТ - технологий, что продиктовано сложившимися условиями окружающей жизни, необходимостью включения воспитанников и их родителей в интерактивное образовательное пространство. Мы уверены, что все эти новые формы работы способствуют формированию ценностных ориентаций как фактору для нравственного воспитания у дошкольников и их родителей.
Нравственные ценности для дошкольника сегодня представляют собой его понимание о добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом. Все представленные нравственные ценности являются результатом взаимодействия дошкольников с окружающим миром, другими людьми и сверстниками.
Согласно
мнению О.Ф. Больнова имеют место такие группы ценностей:
1. Ценности повседневной жизни (бережливость, трудолюбие);
2. Ценности человеческих отношений (уважение, сострадание, терпимость);
3. Ценности высшей сферы духовной жизни (чуткость, способность к сопереживанию);
4. Ценности христианские (вера, любовь к ближнему) [2]
Старшие дошкольники являются носителями определенной системы личностных ценностей, которая сохраняется в его жизни на долгие годы.
Сегодняшние дошкольники уверенно ориентируются в окружающем мире с его коммуникативными технологиями, прекрасно разбираются в отношениях к себе и к своим сверстникам. Ребенок 5-7 лет уже прекрасно оценивает различные явления в жизни согласно его интересам, полезностям в применении, эстетичности и практичности. Также дошкольник в различных ситуациях может замечать ненормативное поведение своих сверстников, взрослых, подчинять своё поведение общепризнанным социальным нормам.
Термин «ценностные ориентации»
по мнению Г. Коджаспировой и А. Коджаспарова представляют собой «избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении» [4]
М.В. Телегин отмечал, что у дошкольников система ценностных ориентаций личности очень сложна из-за того, что на нее оказывают влияние система ценностей, сформированных у родителей или других, значимых для дошкольника, взрослых, а также система целевых ориентиров дошкольного образования [6]
Э.В. Соколов рассматривает ценности у дошкольника в качестве компонента технологии, позволяющей проявлять у людей их активность. У него предусматривается деятельностный подход, в котором дошкольник формирует свою индивидуальную картинку мира. Здесь ценностные ориентации рассматриваются как способ дифференциации объектов окружающего мира по их значимости [7]
В. В. Рубцов писал о том, что у дошкольника создается «умный образ» ценностного смысла определенного понятия или образ – символ. Также В. В. Рубцов высказывал мнение о том, что при формировании у дошкольников системы ценностных ориентаций огромную роль всегда играет педагог. Именно с помощью педагога дошкольник 5-7 лет способен постичь смысл таких абстрактных понятий, как «дружба», «совесть», «милосердие», «радость» и других. Все это помогает дошкольнику обобщить его представления о себе, сверстника, взрослых и об окружающем его мире [5]
Согласно
выводам М. Р. Битяновой можно выделить этапы формирования ценностных ориентаций у дошкольников:
1. Предъявление ценностей человеку.
2. Осознание ценностей.
3. Принятие ценностей.
4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, поведении, общении.
5. Закрепление в статусе качества личности.
6. Актуализация в ценностных ситуациях [1]
Изучив позитивный опыт ученых и педагогов – практиков по данному вопросу, мы уверены, что формирование первичных ценностных ориентаций у дошкольников происходит в их общении, игре, труде, в организации разнообразных культурных практик, в детской деятельности. Велика роль семьи и педагога при формировании системы ценностных ориентаций.
Также при формировании у дошкольников 5-7 лет нравственных ценностных ориентаций развивается эмоционально – чувственная реакция на явления окружающей жизни и появляется мотивация к социально - моральному поведению.
2020 год является годом, когда весь мир отмечает 75 – летие Победы в Великой Отечественной Войне. В создавшихся условиях, когда родители, дети и педагоги перешли на работу в интерактивном образовательном пространстве, мы предложили родителям и воспитанникам принять участие в Акции «Мы помним, мы гордимся!» Результаты участия в данной акции – поделки, стихотворения, рассказы о своих прадедушках и прабабушках, которые воевали и которыми гордятся семьи воспитанников, были представлены на страницах социальных сетей Одноклассники, Вконтакте группа УНО города Бендеры "ЭТА ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА-9 МАЯ 1945 ГОДА".
Также родители и дети изъявили пожелание узнать о важнейших событиях Великой Отечественной Войны и о том, что происходило в наших краях в это время.
Нами был разработан и реализован в апреле-мае 2020 года творческий семейный проект к 75- летию Великой Победы «Мы помним, мы гордимся» в старшей группе. Родители воспитанников получали информацию в интерактивном образовательном пространстве, самостоятельно вместе с дошкольниками проводя время за ознакомлением с героическими и историческими событиями времен Великой Отечественной Войны.
Творческий семейный проект «Мы помним, мы гордимся» был представлен к публикации на площадке образовательного сайта
https://ped-kopilka.ru/, принял участие в творческом конкурсе для педагогов и детей «75-летию Великой Победы посвящается…», где из 76 работ получил второе место.
Познакомиться с творческим проектом «Мы помним, мы гордимся» можно тут:
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/proekt-75-letie-velikoi-pobedy-v-dou.html
Таким образом, по результатам деятельности мы сделали вывод о том, что в современных условиях через творческую проектную деятельность и интерактивное образовательное пространство педагогам удалось сформировать у старших дошкольников систему нравственных качеств, которая будет необходима при обучении в школе.
Литература:
1. Битянова М.Р. Ценностный аспект современного образования // Сетевое издание Центра психологического сопровождения образования «Точка Пси», 2012
2. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. Перевод с немецкого и предисловие С. Э. Никулина. - СПб.: Лань, 1999.
3. Голубков В.О., Кузнецова А.В., Ушков М.Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. 2016.№3.- С. 14-17
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: akadema, 2003.
5. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генезиса и развития спонтанных понятий детей в условиях учебного диалога (первый этап) // Психологическая наука и образование. 2007. №2
6. Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972.
7. Телегин М. В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2004.
Рекомендуем посмотреть:
Рассказ о животных для детей 5-7 лет. Как поссорились котёнок и щенок
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС
Социально-нравственное воспитание дошкольников по ФГОС
Этические беседы по нравственному воспитанию дошкольников в старшей группе ДОУ