Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста "Первые шаги в мире профессий"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает не последнее место. С момента рождения ребенка, родители уже задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами, стараясь понять его способности к тому или иному виду деятельности.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с взрослыми людьми. Дети получают возможность расширить свои знания о различных профессиях.
Самое главное правило – ребёнку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога, пекаря и т. д.)
Чтобы были у детей знания о профессиях взрослых, в своей работе мы использовали
разные формы работы: занятия, беседы о труде взрослых, экскурсии, наблюдения.
Наблюдая с детьми на прогулке за трудом дворника, мы знакомили их, не только с содержанием работы, но и подчеркиваем значимость труда данной профессии. Прививаем тем самым уважительное отношение к труду, желание поддерживать порядок и самим принимать участие в работе.
Во время экскурсий по детскому саду обращали внимание детей на большое количество сотрудников занятых разной работой. На кухне работают повара и их помощники, они готовят еду для всех детей.
Познакомили детей с работой прачки. Дети с интересом слушали, наблюдали. Посетили медицинский кабинет медсестра рассказала о своей профессии.
Так постепенно мы познакомили детей с работниками разных профессий занятых в детском саду. Итогом экскурсий стал выпуск фотогазеты «Профессия повар», «Медицинский кабинет», «В гостях у прачки». Просматривая газету, дети закрепляют полученные знания. Затем знания используем в сюжетно ролевых играх: «Парикмахерская», «Больница», «Семья», «На кухне», «Спасатели», «Магазин»
В силу возраста не все дети знакомы с профессиями своих родителей. На вопрос «Кем работает твой папа, твоя мама?», можно услышать ответы: «Работает на работе», «Не знаю».
Поэтому мы решили пригласить в гости маму нашей воспитанницы, для того чтобы она рассказала о своей профессии, а по профессии она парикмахер. Она показала детям свою волшебную сумку, в которой хранятся удивительные вещи (фен, расчёски, заколки, специальные ножницы, флаконы с красками), рассказала о труде парикмахера и продемонстрировала красивые прически. После чего ребята перевоплотились в мастеров и играли в салон красоты до вечера.
Родители активно отзывались на просьбы педагогов: обогатили предметно-пространственную среду, сшили спецодежду для игровых центров, обшили кукол одеждой разных профессий, ведь кукла-это образ человека в игре ребёнка, этот образ близок детям.
Кроме привычных сюжетно ролевых игр, дидактических, применяемых в образовательном пространстве внедряются и новые формы. Примером такой новой формы игровой деятельности может служить лэпбук.
Хочу представить Вам нашу разработку, нами был создан лэпбук с помощью которого, мы знакомим детей с различными профессиями в игровой форме и включили в него такие дидактические игры как: «Кто где работает?» (ребята подбирают к картинкам с изображением разных зданий картинки людей, которые там работают), «Кому что нужно для работы?» (подбирают картинки с изображением разных атрибутов, соответствующих той или иной профессии, с удовольствием собирают пазлы «Профессии», играют в развивающее лото «Изучаем профессии», а также проводим беседы с детьми «В мире профессий». С удовольствием читаем и заучиваем стихи, отгадываем загадки по данной теме, знакомимся с пословицами и поговорками. Были разучены и освоены новые физкультминутки, пальчиковые и дидактические игры, отвечающие тематике лэпбука. В целом дети были заинтересованы и с удовольствием подключались ко всем видам деятельности. Дети стали использовать полученные знания в игровой деятельности, правильно применяли атрибуты к сюжетно-ролевым играм и задумались о том, кем они будут, когда вырастут.
Применяя лэпбуки в работе с детьми, можно сделать вывод, что это очень удобное и полезное средство обучения для их развития. Работа с лэпбуком способствует развитию пытливости у дошколят, а также помогает воспитателю организовать индивидуальную, групповую работу, «подпитывая» интерес ребят к теме.
Это только первые шаги в мире профессий, будем осваивать разные формы работы: проектная деятельность, экскурсии за пределы детского сада, виртуальные экскурсии.
Закончить своё выступление хочется высказыванием:
«Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занимательной деятельности в детском саду. Младшая группа
Планируемые результаты освоения программы в младшей группе по ФГОС
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 3-4 лет по ФГОС кратко
Похожие статьи:
Организация прогулки в младшей группе по ФГОС
Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада
Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе
Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе
Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа