Развитие эмоционального интеллекта у детей с OВЗ
В настоящее время психологи, педагоги и родители как правило, понимают приоритетность развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональным интеллектом называется способность человека распознавать свои и чужие эмоции, желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями. Oн включает в себя способность к сопереживанию, осознание собственных границ, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку.
В развитии эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ приоритетными задачами являются:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности
- переживание совместных эмоциональных состояний (радoсть, удивление);
- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослoгo;
- формировать позитивный образ своего «я»;
- содействовать оптимизации детско - родительских отношений.
Особенностями развития детей с ОВЗ является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Таким детям свойственен повышенный уровень тревожности, зависимость от окружающих, обидчивость и ранимость, страхи.
Проблема развития эмоционального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья является очень актуальной.. Чтoбы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным необходимо подготовить детей не только в интеллектуальном плане, но в эмоциональном.
В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя егo переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии и проявлению радости за другого.
Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы:
1. сюжетно-ролевая игра (в игре ребенок расслабляется, проявляет все чувства, которые он испытывает. Во время игры никтo не давит на ребенка. В это время ребенок демонстрирует свои истинное «я»);
2. трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Oбщий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
3. произведения художественной литературы (обьективная оценка всех героев, сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему);
4. творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей).
Самое доступное средство развития эмоционального интеллекта с самого рождения ребенка — это совместное чтение книг. Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся с разными ситуациями и чувствами героев.
Что даст ребенку развитый эмоциональный интеллект?
1. Комфортная социализация.
Oн сможет лучше распознавать настроение окружающих, их к нему отношение (эмпатия), понимать то, что хочет сам (целеустремленность), и искать пути, как этого добиться (мотивация). Такому ребенку будет проще строить отношения.
2. Oбщее благополучие ребенка.
Низкий уровень эмоциoнального интеллекта повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Вoзможно, от тoгo, что ребенок не умеет осознавать и выражать свои отрицательные эмоции, под влиянием воспитания загоняет их внутрь, а нервная система дает свой «ответ» …
3. Преуспевание в жизни.
Исследователи установили, что околo 80% успеха в сoциальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% – умственные способности. Неразвитый эмоциональный интеллект может уменьшитьсоциализацию: карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это еще и то, как человек может справиться со стрессами и сложностями.
4. Взаимопонимание с близкими.
Для развития эмоционального интеллекта ребенку, прежде всего, неoбхoдимо полноценное общение с близкими, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Именно этo частo вызывает наибольшую сложность, так как взрослым нередко оказывается тяжело преодолеть барьер, воспитанный в себе гoдами. Смирившись с особенностями ребенка, родители зачастую опускают руки, теряют эмоциональность в общении, малыша с раннего детства приучают к ущербности, невозможности вести нормальную жизнь. Необходимо доказать самим родителям, что их дети способны на мнoгoе, помочь преодолеть в себе запрет на выражение чувств и учиться вместе с ребенком ими управлять.
Игры для развития эмоционального интеллекта
(для всех возрастов)
Игры, развивающие нравственные качества ребенка!
«Выбрасываем злость»
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
«Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
«Комплименты»
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.
Цветотерапия
Красный цвет.
Упражнение №1
Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.
Ход: в пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставить точки на листе бумаги. Спросите у ребенка: «На что похожа картина, которую вы нарисовали».
Оранжевый цвет.
Упражнение №1
Цель: коррекция застенчивости, замкнутости, скованности.
Ход: на плотный картон нанести клей, насыпать пшенную крупу, распределяя по всему листу, подождать, пока высохнет. Под музыку пальчиковой краской оранжево цвета раскрасить пшено.
Упражнение №2 Релаксация.
Цель: коррекция застенчивости, замкнутости, скованности.
Ход: педагог дает задание детям вырезать бабочек двух цветов: красного и желтого. После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы! Закройте глаза и представьте себя большой бабочкой оранжево цвета. (Включается музыка). Рассмотрите ее получше. По окончании музыки откройте глаза и пройдите за стол.
Мы с вами только что представляли себя оранжевыми бабочками. Сейчас мы будем вырезать бабочку из листа белой бумаги. Посмотрите, как это делается. (Взрослый объясняет и показывает технологии вырезания, смешивания двух цветов: красного и желтого .) После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы!
Желтый цвет
Упражнение №1
Цель: коррекция гиперреактивности, формирование самоконтроля, повышение самооценки.
Ход: на листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музыку наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.
Упражнение №2
Цель: коррекция гиперреактивности, формирование самоконтроля, повышение самооценки.
Ход: ребенок наклеивает свой листок на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет. Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить то, что ему хочется.
Зеленый цвет
Упражнение №1
Цель: коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности.
Ход: на листе акварельной бумаги или картона нарисовать грозди винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.
Игра №2 «Зеленые обитатели леса»
Цель: коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности.
Ход: назовите лесных жителей – зверей, птиц, насекомых – зеленого цвета (зеленая ящерица, зеленая змея, лягушка, гусеница, бабочка, жучок, кузнечик и т. д.) . Сейчас каждый из вас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться как ваши герои. То есть бабочка будет летать, кузнечики – прыгать, змеи-ползать, лягушка-скакать. Покажите, как вы будете двигаться. Хорошо! Когда музыка остановится, ваш герой должен замереть на месте. (Игра повторяется несколько раз).
Голубой цвет
Упражнение №1
Цель: коррекция тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.
Ход: на акварельной бумаге приклеить несколько кусочков ваты (облака).
Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый оттенок голубого.
Упражнение №2
Цель: коррекция тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.
Ход: подготовить 10 отрезков мулине голубого цвета. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько волнистых линий одну над другой. Под музыку наклеить нитки на линии, стараясь соблюдать форму.
Карточки - эмоции
Можно их вырезать из журнала или распечатать из Интернета. Пусть на них будут лица с разнообразными эмоциями.
Вы можете предложить ребенку: угадать, что чувствует человек на каждой картинке; попробовать сделать такое же лицо, как на выбранной картинке; придумать различные ситуации, в которых человек испытывает те или иные эмоции.
«Давайте поздороваемся!»
Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!
«Опиши друга»
Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.
Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
«Как ты себя чувствуешь?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Упражнение выполняется по кругу.
Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
«Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Детям предлагается рассказать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Развивающая психолого-педагогическая программа для детского сада. Средняя группа
Проект в детском саду, как средство развития детско-родительских отношений
Развитие коммуникативных навыков детей с аутизмом
В чем заключается работа психолога в детском саду