Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в детском саду, как средство развития детско-родительских отношений

Опыт работы педагога-психолога с учетом регионального компонента. Проект «Прогулка к Есенину» как средство развития детско-родительских отношений

«Детям нужны не поучения, а примеры»
Жозеф Жубер


Данная работа может быть полезна воспитателям и специалистам ДОУ как пример реализации комплексного проекта долгосрочного проекта в рамках детского сада. В данном проекте реализуется региональный компонент который может быть выбран реализатором проекта самостоятельно и варьироваться в зависимости от региона. Важным моментом является консолидация работы и усилий трех сторон – детей, родителей и педагогов ДОУ.
В широкий круг задач педагога-психолога детского садика входит гармонизация и развитие детско-родительских отношений. И данная задача чрезвычайно сложна для реализации. В работе психолога субъектом работы являются либо дети, либо родители.
В то же время при переходе ребёнка в детский сад крайне часто вскрывается следующая проблема. Родители подспудно реализуют установку, что с денного момента всю образовательную и развивающую работу берет на себя детский сад, и забывают о том, что все же первым институтом социализации ребенка является семья.
Как это проявляется? Родители отдают свое свободное время «делам», таким как поход, по магазинам, уборке и другим домашним делам, в это время детское время занято мультфильмами или же посещением игровых центров. Особенно актуально данная сегрегация видна в проведении выходных дней.
Мне было интересно провести небольшое исследование того, чем родители занимают свое время в выходные дни и как складывается их жизнь вне детского садика. Из опрошенных мною 15 родительских пар в выходные дни 5 отправились за город (на дачу, в деревню), 3 не имели особых планов и провели выходные дома, изредка отходя по очереди по делам, 7 отправились в торговые центры. В торговых центрах они либо ходили за покупками вместе с детьми, либо отправляли их играть в специализированные центры (такие как Бум&Берри, Игромакс), в торговых центрах проводилось от 3 до 6 часов. Как видно из данного небольшого опроса, среди родителей нет установки на реализацию интересов ребенка в выходные дни, большинство родителей не ставят себе задачей организацию развивающего досуга ребенка.
Обратить внимание родителей на данную проблему и привлечь их к активному общению с детьми в рамках организации досуговой деятельности стало важной направляющей моей работы.
Мы часто знаем о тех замечательных уголках нашего города, но посещаем ли мы их? Зачастую нет. Мы все время откладываем на потом не очень «нужное» путешествие в лес, взамен «нужного» похода в магазин за продуктами, уборки и других домашних дел. Ведь проводя вечерние беседы с родителями (когда они забирают деток из садика), стало очевидно, что выходные дни отданы не отдыху, а скорее наверстыванию тех дел, которые не успели сделать в будни.
Вдохновить родителей на интересное совместное приключение – стало основной идеей данной работы. Важным представляется организация именно вне садовского взаимодействия и проведение совместного досуга родителей и детей через прикосновение к наследию земляка С.А. Есенина.
Основная цель разработанного проекта состояла в упрочении эмоциональной связи детей и родителей, развитии детско-родительских отношений, создании положительного психологического климата в семье, снятии стресса, получении опыта совместной исследовательской деятельности детей и родителей. Так же передо мной стояла цель приобщения детей к творчеству нашего земляка С.А. Есенина, обращения к его наследию, изучения жизненного пути поэта.
Задачами проекта являются:
1. Увеличение уровня знаний детей и их родителей творчестве С.А. Есенина, его родине.
2. Создание творчески-эмоционального представления детей о родине С.А. Есенина.
3. Ознакомление родителей с путями организации досуговой деятельности с детьми, обозначение важности данного вида работы, психологическая и организационная поддержка досуговой деятельности.
Для решения проблем развития эмоциональной близости родителей с дошкольниками в данной работе представлены перспективы ближайшего и дальнейшего развития гармоничных детско-родительских отношений.
По замыслу работа проводилась в несколько этапов.
1 Этап. Ознакомление родителей с проблемой организации досуговой деятельности, предложение вариантов проведения вне садовского времени, внесение предложения о проведении совместного проекта «Прогулка к Есенину».
2 Этап. После старта проекта каждый понедельник мы начинали утреннее занятие-приветствие в круге с детьми с беседы о том, как они провели выходные и давали возможности выступить детям, которые с родителями в рамках проекта «Прогулка к Есенину» посетили значимые места. Дети делились впечатлениями, материалами, которые они собрали с родителями.
Этап 3. Оформление творческого фотоальбома «Прогулка к Есенину». Важно то, что по нашему замыслу на фото нет ни одного человека. Мы выбирали безличные фото (виды природы, небо, животные, листья…). Такое фото – оно общее, оно не принадлежит кому то в группе, это совместное впечатление. Таким образом, мы сделали этот альбом общим, каждый ребенок чувствовал сопричастность данной работе.
По результатам проведённой работы было видно, что во многих учувствовавших в проекте семьях появились общие семейные воспоминания. Две семьи благодарили за такой проект, из 15 семей только 4 не смогли принять участие в проекте (по разным причинам). Из учувствовавших все остались довольны прогулкой, три семьи были очень рады такой идее. В перспективе мы условились о проведении подобных мероприятий по другим направлениям (перед Новым годом планировалось устроить мастер-класс по изготовлению печенья в садике, на каникулах – выбраться с детьми покататься на горке и т.д.) Такой результат для себя я считаю крайне удачным, что позволяет мне рекомендовать выбранный формат работы.
Впечатление от проделанной работы осталось крайне легким и солнечным, ярким, как и многие фото. Данная работа детей и родителей шла легко, детям нравилась постепенность проделанной нами работы, мы охотно обсуждали с ними их приключения, увиденное ими, фотографии, которые у них получились. Для детей была данная прогулка ценна, это было время, проведенное в чудесной неспешной прогулке с родителями, вдалеке от суеты города. Таким образом, все дети и родители были вовлечены в данную творческую работу. Эта работа сблизила детей, позволила обогатить детско-родительские отношения еще одним эмоционально окрашенным штрихом.
В закрепление темы мы составляли и оформляли с детьми в группе общий фотоальбом, который мы назвали «Прогулка к Есенину», туда мы внесли наиболее интересные фото, комментарии, делали к ним заметки. Здесь важно использование личного опыта и пережитых впечатлений. Так, например, Данилу (6 лет) очень впечатлил обитающий около дома поэта рыжий кот без одной лапы. Мальчик рассказывал, какой кот был ласковый, как хотелось взять его домой. Фотографию кота мальчик назвал «Осенний кот»). В процессе работы над альбомом важно и общее приобщение к стихам, вплетение стихов в канву жизни детей.
Материалы предоставлялись постепенно и так же обсуждались в группе на утреннем кружочке. Не все смогли предоставить печатный материал, но принесенных фото хватило для составления интересного фотоальбома.
Безусловно, были и те, кто не смогли выполнить задание полностью. Мы предлагали в таком случае компенсировать отсутствие такой возможности просто прогулкой в парке, разучиванием стихов поэта и чтением их. Стихи дети так же читали утром в кружочке, чувствуя нашу общую поддержку и заинтересованность.
В ходе проекта мы повысили уровень знаний детей и их родителей творчестве С.А. Есенина, его родине, расширили их представления о творчестве и личности поэта, о стихотворном творчестве в целом. Нам удалось создать яркое эмоциональное представления детей о родине С.А. Есенине, его жизни.
Заслугой проекта можно считать приобщение родителей к совместной организации вне садовской деятельности детей.
Основная цель разработанного проекта была реализована, нам удалось создать яркое эмоциональное событие, объединяющее детей и родителей, что подтолкнуло развитие детско-родительских отношений, создало предпосылки положительного психологического климата в семьи. Особенно многие родители указывали на снятие стресса после такого времяпровождения, они чувствовали себя отдохнувшими.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Использование программ-мессенджеров для упрочнения взаимодействия внутри коллектива детского сада
Опубликовано: 2067 дней назад (31 июля 2018)
Просмотров: 889
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Анна Павловна Есина # 1 августа 2018 в 13:41 +1
Здравствуйте Ксения Валентиновна! Ознакомилась с Вашим опытом работы. Одобрительно отнеслась к замыслу и реализации Вашего проекта. Если бы воспитатели в понедельник утром спрашивали детей в присутствии родителей "Как ты провел выходные?", возможно это стало бы мотивацией для взрослых проводить выходные и праздничные дни более продуктивно и способствовало не только получению разносторонних знаний, но и духовному сближению родителей и детей. Как психолог Вы провели качественное исследование. Хочу обратиться с просьбой прокомментировать методический материал в моем блоге. Спасибо за Ваш труд.
Оксана Викторовна Карвель # 2 августа 2018 в 11:45 +1
Спасибо огромное автору!Очень подробно и интересно представлен опыт работы с родителями!В современное время проблема организации совместного досуга детей и родителей очень высока! Хорошо когда такие педагоги, как Вы вот так вот творчески и основательно подходят к решению данного вопроса!
Татьяна Алексеевна Филипенко # 17 августа 2018 в 00:02 0
Ксения Валерьевна, спасибо за интересную форму работы с родителями. Ваш проект приобщил детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Создал положительный психологический климат в семье.