Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Детская аэробика (с элементами йоги), как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

Опыт работы инструктора по физической культуре. Спортивные досуги в детском саду
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
С введением ФГОС главным становится развитие личности ребенка. Кроме предметных результатов важно достижение личностных. Значительное внимание при введении ФГОС уделяется формированию у дошкольников коммуникативных навыков и умений, иными словами умений строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В этих условиях главная задача - это организовать на занятиях совместную работу с детьми. Дети учатся контролировать и оценивать свою работу. Большое внимание уделяется развитию у воспитанников навыков самооценивания и взаимооценивания.
Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много.
Но главным мы считаем следующее:
1.Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2.Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
• Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
• Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
• Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
• Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Усилия работников дошкольных образовательных организаций в настоящее время как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи приоритетные в программе модернизации российского образования. К сожалению, современные дети испытывают двигательный дефицит, проводя большую часть времени в статичном положении (за столом, телевизором, компьютером). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а значит — нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. А ведь детство — лучшее время для формирования привычки «быть в форме». Главная задача ДОО выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей» (В.А. Деркунская)
Большое разнообразие инновационных средств, методов и форм занятий позволяет создавать неограниченные возможности для приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Помочь в этом может детская аэробика (с элементами йоги).
Детская аэробика — система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию.
Использование элементов детской аэробики в ДОУ (на физкультурных занятиях, в индивидуальной работе) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
Ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, усваивает новые знания и виды деятельности. Для достижения этой цели ребятам предлагаются задания, которые они выполняют, работая в группах, в парах.
В детской аэробике, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее.
Занятия детской аэробикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.
Ритмические движения, упражнения, служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.
Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.
Обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.
Занятия детской аэробикой (с элементами йоги) помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Разучивая с детьми гимнастические упражнения, преподаватель должен добиваться от них осознанного отношения к своим действиям и тесной связи движения с музыкой. С самого начала следует приучать детей к правильной оценке качества выполнения движений.
Комплексы гимнастических упражнений включают в работу основные группы мышц: мышцы верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы спины, мышцы ног.
Систематическое повторение комплексов помогает закреплению навыков точного выполнения движений, укрепляет организм ребёнка, улучшает работу кровообращения, дыхания, способствует выработке должной осанки.
Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных ,растения или предметы. Занятия детской йогой включают в себя:
суставную гимнастику, динамическую практику через игру, упражнения для позвоночного столба и укрепления мышечного корсета.
Положительное влияние занятий: занятия йогой способствуют укреплению позвоночника и мышц, развитию гибкости, формированию правильной осанки. Упражнения помогают улучшить концентрацию внимания, восстановить эмоциональное равновесие. Ребенок, познающий принципы йоги, с детства учится воспринимать себя гармоничной, целостной и уникальной личностью. Игровая форма занятий позволяет каждому ребёнку погружаться в свой внутренний неповторимый мир детства, радости и гармонии .Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Регулярные занятия йогой дадут детям:
• Уверенность, внимательность, собранность, плавность.
• Сильные мышцы, гибкость тела;
• Чувство спокойствия, управление эмоциями.
Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память.
Цель: профилактика простудных заболеваний, закаливание и общее оздоровление детей.
Задачи: учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения осознано, легко и красиво; развивать гибкость и эластичность позвоночника, формируя правильную осанку; закрепить навыки правильного дыхания; воспитывать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость.
Для занятий не требуется особых приспособлений и сложный инвентарь. Достаточно иметь индивидуальный коврик, массажные дорожки и музыкальное сопровождение.
Например: Поза змеи.
ИП - лёжа лицом вниз, руки вдоль туловища, ноги вместе.
ТВ - ладони поставить на пол пальцами вперед в районе плечевого пояса. Со вдохом начать медленный прогиб спины назад, позвоночник как бы раскручивается по одному позвонку, начиная с шейного отдела. В конечной фазе упражнения нижняя часть тела лежит на полу, ноги и ягодицы расслаблены, верхняя часть туловища удерживается в прогнутом положении за счет мышц спины и частичной опоры на руки. Удерживать позу на задержке вдоха до дискомфорта. С выдохом вернуться в ИП.
Эффект
Исправляет искривления позвоночника, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, двигательных мышц глаз, нервной системы. Способствует увеличению объема легких и расправляет альвеолы, благотворно действует на сердце и все органы брюшной полости.
Необходимо включать в каждое занятие упражнения на расслабление различных групп мышц, особенно мышц верхнего плечевого пояса, рук и пальцев. Образные упражнения являются наиболее интересными для детей видами музыкально-ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих возможностей детей- проявления фантазии, выдумки, активности. Обучение двигательными навыками проводится в увлекательной форме. Дети изображают отдельных персонажей – сказочных или реальных, отражают повадки животных, птиц.
Игры заставляют детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В образных упражнениях и играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, т.е. соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности .Коллективное творчество сплачивает детей, доставляет им большую радость.
На занятиях детской аэробикой формируем следующие компетенции:
- ключевые (формирование воли к победе),
- социальные (движение под музыку, работа в коллективе как средство развития социальной компетенции),
- познавательная, личностная, информационная, коммуникативная, самообразовательная,
компетентное отношение к собственному здоровью;
- предметные: оздоровительно-адаптивная, организационная двигательно-кондиционная,
двигательно-прикладная, спортивно-рекреативная.
Самообразовательная компетенция:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
- физическое оздоровление всего организма как базисная основа личностного развития
ребенка;
- психическое оздоровление как компенсирующий процесс общего оздоровления личности,
как баланс различных психических свойств и процессов (умение отдать и взять от другого,
быть одному и быть среди людей, любовь к себе и любовь к другим и т.д.);
- психологическое оздоровление как "интеграл жизнеспособности" и человечности индивида,
как самоцель человека и глобальная цель развития.
В качестве заключения хочу заметить, что невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество.
Таким образом, детскую аэробику (с элементами йоги) можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий.
«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам», – так гласит восточная мудрость. Наша задача – научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой, над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Рекомендуем посмотреть:

Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа Дорожка здоровья для ребёнка своими руками Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Конспект интегрированного зимнего досуга в ДОУ в 1 младшей группе | Конспект интегрированного занятия в детском саду в средней группе на День космонавтики «Космическое путешествие»
Опубликовано: 2178 дней назад (9 декабря 2018)
Просмотров: 723
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!