Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку с презентацией, 8 класс. Виды односоставных предложений и их особенности. Именные

Конспект урока по русскому языку в 8-ом классе на тему "Виды односоставных предложений и их особенности. Именные"
Учитель Ляшкова Г.Н.
Тема: Виды односоставных предложений и их особенности. Именные.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цели урока:
• дать понятие назывного предложения;
• формировать умения: находить назывные предложения, определять сферу их употребления, пользоваться в описании для обозначения места и времени;
• выразительно читать назывные предложения;
• развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку;
• развивать навык самостоятельной работы.
Задачи:
образовательные: углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, определять виды односоставных предложений; познакомить учащихся с назывными предложениями; показать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений;
развивающие: формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти учащихся, формирование информационной культуры.
воспитательные: формирование чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.
Планируемые результаты
регулятивные УУД: формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
познавательные УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, вести диалог;
личностные УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Методы и приемы:
• методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, дискуссия);
• методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (наблюдение, работа по картине);
• методы передачи информации с помощью практической деятельности (работа с книгой);
• методы стимулирования и мотивации обучающихся (создание ситуации успеха, взаимопомощи).
Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование:
• компьютер и мультимедийный проектор;
• презентация;
• раздаточный материал;
• учебник.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, смысловое чтение, формирование коммуникативных коммуникаций с помощью работы в группе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые жюри, гости, дорогие ребята. Меня зовут Галина Николаевна, и сегодня мы будем помогать друг другу в изучении русского языка.
Наш урок я хочу начать с прекрасных строк педагога Ша́лвы Алекса́ндровича Амонашви́ли
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - твори добро.

- Ребята, а легко ли быть добрым человеком?
- Как мы называем людей, которые бескорыстно помогают другим?
- А вы знаете, кто такие волонтеры?
- Мы можем найти значение этого слова в Большом толковом словаре русского языка В.И Даля? (Нет).
- Почему. Это слово заимствовано в Петровскую эпоху, как «волунтер»; франц. volontaire – «добровольный, следующий собственному желанию».
Волонтер (доброволец) - это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально-значимых к(а/о)мпаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций.
- Ребята, какую букву надо написать в слове кампания? Почему?
Кампания - совокупность мероприятий для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи: "предвыборная кампания".
Компания- общество, группа лиц, проводящих вместе время: "компания друзей".
Как называются эти слова? Омонимы (точнее – омофоны) или паронимы в ЕГЭ.

5 декабря - Международный день добровольца, праздник волонтеров. Открытая ладонь и сердце – символы волонтерства.
- А как вы думаете, почему ладошки разного цвета? (Потому что мир создал нас всех разными).
- С чего начинается волонтерство? (С желания помочь)
- Сегодня мы тоже будем волонтерами. И начнем мы с помощи друг другу.
Я желаю вам успехов на уроке, а вы мысленно пожелайте мне.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Напишите дату урока. Посмотрите на слайд и прочитайте предложения.
5 декабря - Всемирный день волонтера. Его называют днем добра. Благородный праздник.
- Ребята, что объединяет эти предложения? (Тема волонтерства)
- Чем отличаются предложения? (Грамматической основой)
- Как называется предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: подлежащего и сказуемого. (Двусоставные). А с одним главным членом – подлежащим или сказуемым. (Односоставные).
- Каких предложений больше? (Односоставных).
- Чем они отличаются? (Глагольное и именное). Глагольные вы изучали на прошлом уроке.
- Какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Основные виды односоставных предложений и их особенностей. Именные. Запишите ее. Сегодня мы работаем с раздаточным материалом.
Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений, и сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – именными.
Какой будет наша цель? (Углубить знания об односоставных, а точнее именных предложениях; научиться отличать именные предложения от других видов односоставных предложений и находить их в тексте). А также толерантно относиться друг к другу.

III. Актуализация знаний учащихся
1. Работа в группах.
Как я уже говорила, что сегодня мы будем волонтерами. Мы поможем друг другу разобраться в односоставных предложениях. Я объединила вас в группы. Каждая группа имеет название по сфере деятельности. Но задание у вас будет одно: изучить данный вид односоставного предложения, чтобы поделиться знаниями с одноклассниками. Внимательно посмотрите на материал, и если нет вопросов, приступайте к выполнению задания.

1 группа – «Волонтеры природы».
Экология. Сохранение природы. Защита флоры и фауны. Забота о бездомных животных. Помощь нуждающимся. Бескорыстная помощь.
Найдите главный член предложения. Подчеркните его.
1. Чем выражено подлежащее в предложениях?
2. Определите лексическое значение слова «назывные».
3. Какова роль назывных предложений?
Назывные (номинативные) предложения — это такие односоставные предложения, в которых главный член подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют. Из второстепенных членов - только определения (согласованные или несогласованные).

2 группа – «Волонтеры за здоровый образ жизни».
Встретились два друга:
- Как живёшь? - поинтересовался Вася.
- Учусь, занимаюсь спортом, - ответил Петя. – А вы?
- Встаём в 7 часов утра. Делаем зарядку. Ведем здоровый образ жизни.
- Молодцы. А еще правильно питайтесь.
Прочитайте предложения, написанные курсивом. Найдите главный член предложения. Подчеркните его.
1. Чем выражено сказуемое в предложениях?
2. Деятель в предложении не назван. Определите, каким лицом он мыслится: определённым или неопределённым?
3. Какие местоимения можно использовать в качестве подлежащего?
Определённо-личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником. Это односоставные предложения с главным членом -сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1-го (Я, МЫ) или 2-го лица (ТЫ, ВЫ) изъявительного наклонения или глаголом в повелительном наклонении. В таких предложениях глагол своей формой указывает на вполне определённое лицо.

3 группа - «Волонтеры культуры».
Культурное волонтёрство часто называют арт-волонтёрством. Это направление связывают с искусством, культурой и кинематографом. Например, 2015 год называли годом литературы, 2016 год – год российского кинематографа, 2018 – годом театра.
Найдите главный член предложения. Подчеркните его.
1. Чем выражено сказуемое в предложениях?
2. Деятель в предложении не назван. Определите, каким лицом он мыслится: определённым или неопределённым?
3. Определите, в каких формах стоят глаголы-сказуемые в предложениях: время, лицо, число.
Неопределённо-личные предложения называют действие, совершаемое каким-то неопределённым лицом (КТО-ТО). Это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3-го л. мн. ч. (ОНИ) настоящего или будущего времени, или в форме мн. ч. прошедшего времени, или глаголом условного наклонения.

4 группа. «Спортивные волонтеры».
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Утро встречают зарядкой, вечер провожают прогулкой.
Найдите главный член предложения. Подчеркните его.
1. Чем выражено сказуемое в предложениях? В записанных предложениях найдите слова, которые имеют значение обобщённого лица, т.е. указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом. Действие в них можно соотнести со всеми лицами.
2. Определите форму глагола-сказуемого.
Обобщённо-личные предложения называют такое действие, которое относится к широкому кругу лиц. К обобщённо-личным предложениям относят пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения. Сказуемое – глагол 2 лица ед. числа и 3 лица мн. числа.

5 группа – «Волонтеры Победы»
Светает. Повеяло утренней прохладой. Мне не спится. Хочется помочь соседу, ветерану Великой Отечественной войны.
1. Мыслится ли активный деятель?
2. Что обозначает глагол-сказуемое в безличном предложении?
3. Найдите главный член предложения. Подчеркните его.
4. Чем может выражаться глагол-сказуемое?
Безличные предложения называют действие или состояние, которое совершается без участия действующего лица. В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. Форма сказуемого не соотносится с каким-либо лицом. Сказуемое – глагол 3-го лица ед. числа настоящего и будущего времени (окончания: -ет (-ит). Глаголы пр. времени ср. рода (окончание – О ). Инфинитив. Слова "нет", "нельзя". Краткие прилагательные и причастия на – О. Слова состояния.

2. Закрепление знаний.
Учитель. И так, дорогие друзья, вы хорошо повторили материал, пришло время поделиться знаниями с друзьями.
Возьмите один символ своей группы (цветную руку) волонтеров, а такой же символ подскажет вам ваше место в новой команде. Меняется состав группы. Из каждой группы 1 ученик попадает в новую группу. (Красная, синяя, зеленая, оранжевая, фиолетовая). Так в группе объединяются представители всех видов односоставных предложений.
Задание: определить виды предложений, объяснить выбор. Найти разрезанные соответствующие ответы, приклеить в таблицу.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Вид предложения Член предложения Чем выражено Примеры
Вечер.
Активный отдых.
Правильное питание.
Делаю зарядку.
Правильно питайтесь.
Придерживаемся режима дня.
Предлагают спортивные тренировки.
Правильно выполняли упражнения.
Отдашь спорту время — взамен получишь здоровье.
Встречают по одёжке, а провожают по уму.
Вечереет.
Не сидится дома, хочется прогуляться к морю.

3. Первичная проверка понимания. Проверим свои знания в самостоятельной работе.
«Поработай самостоятельно»
Найдите односоставные предложения. Определите вид.
Назывное Думаю о предстоящей акции.
Определённо-личное За нужное дело берись смело: сам
не осилишь, товарищи помогут
Неопределённо-личное Тишина.
Обобщенно-личное Хочется помочь нуждающимся детям.
Безличное Ей дали красивое, нежное название «Белый цветок».
На стене - фотография.
У меня радость.
«Проверяй-ка».
Разместите предложения в определенном порядке по видам односоставных предложений и прочитайте.
Тишина. Н
Думаю о предстоящей акции. О-Л.
Ей дали красивое, нежное название «Белый цветок». Н-Л.
Хочется помочь нуждающимся детям. Б-Л.
За нужное дело берись смело: сам не осилишь, товарищи помогут.
Оцените себя. Правильно - +, ошибка - - .
Н Оп-Л Н-Л Об-Л Б

Устали? Тогда отдохнем. Чтобы быть хорошим собеседником, необходимо правильно говорить.

Физкультминутка (по системе М.С. Норбекова).
Разогрейте ладони энергичным потиранием. Приготовьте указательные пальчики. Если верно ударение в слове - указательными пальцами выполняйте движения по часовой и против часовой стрелки в височной ямке (парные), неверное – в точках на лбу между бровями.
Орфоэпия: звонИт, жалюзИ, срЕдства, балОванный, баловАть, завИдно, зАгнутый, дозИровать, донЕльзя, дОнизу, досУг, оптОвый (учитель некоторые слова читает с ошибкой).

IV. Объяснение новой темы с одновременной проверкой первичного усвоения знаний
Проблемный вопрос.
- Почему мы не смогли определить вид двух последних предложений? Нам надо хорошо разобраться в назывных предложениях.
Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение
Выступление назывного предложения
Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали и увидели: «Евпатория», «Вокзал», «Кассы», – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Озеро Мойнаки», «Кинотеатр «Ракета»» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Как радостно они говорят: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!» или отдаю команды: «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями.
Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Односоставные предложения помогают увидеть красоту природы, передают чувства, ощущения, настроения человека.
Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение?
«Исследователи».
Перед вами текст. Прочитайте. Подчеркните ключевые слова.
Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом подлежащим, выраженным существительным в И.п., личным местоимением, количественно-именным словосочетанием, числительным (три часа ночи). Они показывают, что явление, событие, предмет существует в настоящем времени. С частицами ВОТ и ВОН назывные предложения приобретают указательное значение. Данные предложения бывают распространёнными и нераспространёнными и употребляются преимущественно в художественных произведениях, сценариях.
Вставьте на вместо пропусков информацию по содержанию.
АЛГОРИТМ
1. Определяю основу предложения
2. В предложении один главный член - предложение односоставное.
3. Главный член предложения выражен именем существительным?
4. Второстепенный член предложения определение (согласованное или несогласованное)
5. Предложение – назывное.
Что мы составили? Алгоритм.
V. Отличие назывных предложений от неполных
1. Ребята, обратимся к предложениям, которые мы не распределили.
На стене - фотография. Какой второстепенный член предложения – обстоятельство. Оно относится к сказуемому, которое мы скрыли. На стене была наша фотография – это неполное двусоставное предложение с нулевым сказуемым.
У меня радость – дополнение относится к нулевому сказуемому со значением есть. Значит, неполное двусоставное.
Ребята, перед вами два стихотворения А.А. Фета.
Назовите назывные предложения в первом стихотворении.
СРАВНИТЕ
А.А. Фет
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья, (несогласованное определение). Проверим - соловьиные трели (согласованное)
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках (есть, был) пурпур розы,
(Был) Отблеск янтаря,
(Были) И лобзания, и слезы,
И (была) заря, заря!..
Все ли согласны с тем, что пурпур – это назывное предложение.
Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).
Обратите внимание на второе стихотворение Афанасия Афанасьевича. (Слайд 11)
А. А. Фет:
Бриллианты в лунном свете, (где?) Бриллианты (есть, были) в лунном свете.
Бриллианты в небесах, (где?)
Бриллианты на деревьях, (где?)
Бриллианты на снегах. (где?)

В предложении есть второстепенные члены – обстоятельства места (где?). Значит, это неполные двусоставные неполное предложения с опущенным сказуемым (о таких предложениях мы будем говорить на следующем уроке), а в односоставных назывных предложениях может быть только определение (согласованное или несогласованное), не забывайте об этом.
Найдите в первом стихотворении предложение с опущенным сказуемым.
В дымных тучках (есть, был) пурпур розы,
(Был) Отблеск янтаря,
(Были) И лобзания, и слезы,
И (была) заря, заря!..

VI. Знакомство с теорией учебника (стр. 112-113).
Давайте прочитаем, что говорят лингвисты о таких предложениях.
ИНТЕРЕСНО – СПОР ЛИНГВИСТОВ (с.113)

VII. Закрепление изученного.
Поработаем творчески.
Продолжим наши исследования и докажем, что назывные предложения могут входить в состав сложного предложения. Составьте сложные предложения, подобрав подходящие по смыслу союзы. Запишите их.
Ясный, морозный денек. Ребята решили пригласить на прогулку пожилого ветерана.
Хороший поступок. Дедушка поблагодарил мальчиков.
Хороший день. Домой идти совсем не хочется.

- Прочитайте получившиеся сложные предложения. Охарактеризуйте их.
- Назовите односоставные назывные предложения в составе сложного.
- В чем особенность третьего сложносочиненного предложения? (Обе его части односоставные предложения)
- Какое из них назывное?

Самостоятельная работа. Дифференцированные задания.
1 вариант. Упражнение 191 (найти и выписать односоставные предложения).
2 вариант. Упражнение 184 (составить предложения).
Проверка выполнения упражнений.

VIII. Подведение итогов урока.
Что повторили?
Что изучили?
Почему тема урока - именное предложение?
Мы теперь можем находить назывные предложения? Слайд 12 СРАВНИ
1.На уроке я работал……..потому что………
2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал урока мне был………

А самое главное - мы помогали друг другу. Были волонтерами науки.

Физкультминутка на внимательность. (если останется время).
Я буду читать предложения, а ваша задача: поднимать руку только тогда, когда вы услышите назывное предложение.
1. Светает.
2. Рассвет.
3. Люблю дымок спаленной жнивы.
4. Три часа ночи.
5. Ласковый прибой.
6. Жарко
7. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
8. Жара.
9. Зимний лес.
10. Лесные тропинки.
Слайд 13. Синквейн
Урок
познавательный, интересный
развивает, стимулирует, активизирует
Урок - начало всех начал!
Знание!
Урок
познавательный, интересный
работали, отвечали, старались
Надеюсь, всем урок понравился?!
Молодцы!!!
Самооценивание.
№ Вид работы Балл
1 Вы принимали активное участие в работе группы/класса? 2
2 Правильно ли вы определили правило? 1
3 Вы высказали свои суждения. 1
4 Подведение итогов. 1
Итого ______ б.
Домашнее задание: расскажи родителям о своих успехах, выучи правила с. 112-113, упражнение 182 (устно), выбери упражнение для письменного выполнения: 186, 188. Творческое задание. Напишите сочинение-описание, используйте назывные предложения.
Рефлексия. У вас по две руки. На одной написано мое пожелание вам. Оставьте ее себе. На второй руке, если вам понравилась наша совместная работа, напишите пожелание мне. А на белой руке, она чистая, подумайте дома и напишите, чем вы можете быть полезны другим. Протяните свою руку помощи.
Спасибо за работу. Слайд 14.
Скачать Конспект урока по русскому языку "Виды односоставных предложений и их особенности. Именные"
Презентация на тему: Назывные предложения

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка, 8 класс. Тема «Дополнение»
Участник №73 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2018 года
Внеклассное мероприятие для школьников с презентацией: 200-лет со дня рождения Тургенева
Опубликовано: 2173 дня назад (12 декабря 2018)
Просмотров: 3209
+2
Голосов: 2
Елена Борисовна Жданова # 13 декабря 2018 в 08:21 0
Мне очень понравилась ваша публикация. Сценарий урока был продуман до мелочей. Вы предложили разнообразные формы работы своим ребятам, поэтапно стимулируя их интеллектуальную активность. Важными элементами урока были: практическая работа по теме, рефлексия, динамические паузы, межпредметные связи, система самооценивания. Спасибо за конспект, удачи вам!
Галина Николаевна Ляшкова # 16 декабря 2018 в 20:08 0
Спасибо огромное! После таких слов хочется творить еще. Современные дети хотят видеть нестандартные уроки. Уроки в общении и творчестве. И они правы.