Конспект урока русского языка, 8 класс. Тема «Дополнение»
Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение»
Описание документа: предлагаю урок усвоения новых знаний по теме «Дополнение» для 8 класса. Урок будет полезен учителям русского языка.[/i] Тема: Дополнение Цель деятельности учителя: систематизировать знания о дополнении; научить различать прямое и косвенное дополнения, способы их выражения; уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение. Тип урока: Урок усвоения новых знаний Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «прямое и косвенное дополнения», способы их выражения; различия между прямым и косвенным дополнениями; роль в предложении; уметь опознавать дополнения в предложении, определяя смысловые отношения между словами; не смешивать подлежащее и прямое дополнение. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная Основные понятия: Дополнение прямое и косвенное
Ход урока
І. Мотивация
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число. ІІ. 2. Актуализация и пробное учебное действие
- Проверим домашнее задание.
1. Монологический рассказ о роли второстепенных членов в предложении
2. Синтаксический разбор предложения: Циркач ловко жонглировал кольцами. ІІІ. Выявление места и причины затруднения
- Назовите второстепенные члены предложения. Что вы знаете о дополнении?
/Дополнение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей, поясняет сказуемое или другой член предложения/
- Как выдумаете, все ли вы знаете о дополнении? ІV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
-Хотите расширить знания о дополнении? Какие вопросы поставим перед собой?
1. Какими частями речи может быть выражено дополнение?
2. Какие бывают дополнения?
- А где будем искать ответы на вопросы? /В учебнике, §24/
- Итак, тема урока: Дополнение. Физминутка V. Творческая практическая деятельность по реализации по-строенного проекта
- Прочитайте §24, найдите ответ на первый вопрос: Какими частями речи может быть выражено дополнение?
Ответим на поставленные вопросы.
- На какие вопросы отвечает дополнение? (На вопросы косвенных падежей:
кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?)
- Какими частями речи может быть выражено дополнение? (Чаще всего – существительными и местоимениями, но могут быть выражены и словами других частей речи в значении существительного)
- Приведите примеры.
х что?
Я купил альбом. (Существительное)
Х кому?
Папа подарил мне. (Местоимение)
х кого?
Врач осмотрел больного. (Прилагательное)
х о чём?
Друг просил приехать. (Глагол)
х на что?
Завтра не похоже на сегодня (Наречие)
х на что?
Разделить на пять (Числительное)
Вывод: дополнение чаще выражается именем существительным и местоимением, но могут быть выражены и другими частями речи.
- Найдите ответ на второй вопрос: Какие бывают дополнения?
Дополнение прямое
Глагол + существительное в В.п.
Глагол + существительное в Р.п. при отрицании
- Приведите примеры:
Написал письмо, но не написал письма
Решил задачу, но не решил задачи
Дополнение косвенное
Глагол + существительное с предлогом
Глагол + существительное в Д.п., Т.п., П.п.
Примеры.
Упражнялся в метании
Подарил тебе
Любовался закатом
Признался в любви Вывод: дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие, и выражаются именем существительным в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании. Остальные дополнения косвенные.
Работа над правилом.
- Прочитайте предложение: Глаза защищают ресницы.
- Найдите в предложении подлежащее и дополнение. Легко ли это сделать?
- Запишите предложение с таким порядком слов:
1) подлежащее; 2) сказуемое; 5) дополнение.
- Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль? (Да, подлежащее должно стоять на первом месте). VІ. Первичное закрепление с комментированием
Упр. 122. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены все предложения этого упражнения. Найдите дополнения, укажите по образцу, чем они выражены, являются прямыми или косвенными. Списать предложения 1, 2, 3 и 8.
Работа со словарями.
Просвещение — распространение знаний, образования.
Просветительство — деятельность просветителей.
Единомышленник. 1. Тот, кто находится в полном единомыслии с кем-нибудь. 2. Сообщник в каком-нибудь деле. VІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Упр. 124. Выпишите предложения, в которых дополнения выражены неопределенной формой глагола.
Упр. 125 (устно). Завершите предложения прямыми дополнениями. VІІІ. Включение в систему знаний и повторение
Упр. 127. Перепишите, вставляя перед сказуемым отрицание не и употребляя прямое дополнение в форме родительного падежа. ІX. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что было трудно на уроке? X. Домашнее задание. §24, упражнение 130. XІІ. Оценки за урок.
Скачать Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение»