Конспект урока развития речи, 7 класс. Подготовка к сочинению по картине Бродского «Летний сад осенью»
Урок развития речи в 7 классе на тему "Подготовка к сочинению по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»"
Автор: Хуснуллина Дина Зиннатовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Араслановская СОШ», Нязепетровского района Челябинской области. Описание материала:это урок развития речи - подготовка к сочинению по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью». Ребята должны будут написать письмо другу с описанием своих впечатлений от картины. Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И.Бродского "Летний сад осенью" Цель деятельности учителя: Повторить правила рассматривания картины, составления плана, правила написания, оформления сочинений; воспитывать интерес к описанию пейзажа, развивать культуру речи учеников; научить описывать осенний пейзаж; развивать чувство стиля, способности к описательной речи. Тип урока: Урок развития речи Планируемые образовательные результаты:Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о роли деталей в художественном описании, о понятии «пейзаж»; уметь описывать пейзажи; создавать текст–описание в форме письма Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): ): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся Основные понятия: Художественное описание своих впечатлений от картины И.И.Бродского «Летний сад осенью»
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! С каким настроением пришли на урок?
Давайте этот настрой сохраним до конца урока. 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Сегодня нам предстоит сложная, но интересная работа. Мы будем готовиться к художественному сочинению-описанию пейзажа по картине И.И.Бродского. Послушав прекрасные стихи, определите, чему будет посвящен урок и что изображено на картине художника.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
- Правильно. Урок посвящен осени, а учиться читать мы будем пейзаж, изображенный на картине И.И.Бродского «Летний сад осенью». Итогом нашей работы будут ваши сочинения-письма о впечатлениях от картины.
- Какие требования предъявляются к написанию письма?
( Письмо начинается с приветствия к другу: здравствуй, привет, добрый
день … Не забываем написать имя друга. В основной части расскажем о своих впечатлениях от картины И.И.Бродского «Летний сад осенью». В концовке письма необходимо вежливо попрощаться с другом: до свидания, до встречи … Указать дату и свое имя.) 3. Выявление места и причины затруднения
- Рассмотрим внимательно Картину Бродского «Летний сад осенью».
- Каким по типу речи должно быть сочинение? (текст описательного характера)
-Нравится ли вам картина? Какие чувства вызывает картина? О чем она?
-Какие детали бросаются в глаза?
-Какова идея этого произведения?
-Какие краски, оттенки использовал пейзажист?
-А если вы рисовали картину осени, какие бы краски использовали вы? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- В каком порядке мы построим свою работу? На что необходимо обратить внимание?
-Что изображено в центральной части картины?
- Какое небо?
- Какие деревья?
- Беседка.
- Есть на картине люди? 5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
-Давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить развернутый план сочинения. ( Учитель по своему усмотрению еще раз беседует по картине и вместе с учащимися составляет примерный план к сочинению.)
- Какие чувства вызывает картина?
- Нравится ли вам этот пейзаж?
- Как вы думаете, почему картина вызывает у нас ощущение покоя?
- Как построена картина?
-Что изображено в центральной части картины? (Центральное место на картине занимает аллея, уходящая вдаль)
- Какое небо?
(Большую часть занимает небо, пока оно еще светлое, высокое. Для него художник выбрал очень нежные краски: голубые, серые, розовые.)
- Какие деревья?
(Огромные высокие деревья стоят почти голые. Они утратили свой золотой наряд – листьев на ветках почти не осталось, и в лучах осеннего солнца они горят как золотые слитки. Вся аллея засыпана опавшими листьями. Длинные тени протянулись от деревьев.)
-Что видим справа?
(Справа приютилась белая беседка, к ней ведет ажурная лестница. Аркообразные окна и узорчатые перила придают строению легкость и воздушность. Сейчас она совсем пуста, а летом здесь от жары спасались люди.)
- Есть ли на картине люди?
(Вдали видны фигурки отдыхающих людей. Многие сидят на скамейках, некоторые просто гуляют. Они пришли насладиться прощальной красотой природы перед ее долгим зимним сном.)
- С помощью каких красок художник создает картину прощальной красоты природы?
(Для своего полотна художник использовал неяркие осенние тона. Тонкие темные деревья, серое с голубизной небо, желто-рыжая листва на деревьях – все это говорит о приходе осени
- Какие чувства вызывает картина?
(Картина пасмурна, но не вызывает чувства грусти, печали. Осенняя аллея полна света, воздуха, хочется гулять по опавшей листве. Картина передает ощущение спокойствия, радостной энергии.)
4) Удалось ли автору передать свою любовь к природе? Чем он восхищается? О чем сожалеет?
(Это чудесное творение человека, который всей душой любит природу, умеет видеть ее красоту, ценить состояние покоя. Автор как бы сожалеет, что эти дни продлятся недолго, что скоро наступит зима. Эта картина звучит как прощальная песня теплым дням, солнцу, теплу.) Составление плана
1. Приветствие другу.
2. Картина И.И. Бродского “Летний сад осенью”. Впечатления от увиденного на картине:
а) общее впечатление от пейзажа картины;
б) описание неба, деревьев;
в) своеобразие красок аллеи сада осенью;
г) люди, наслаждающиеся красотой осеннего дня;
д) настроение, которое вызывает картина.
3. Прощание с другом.
4. Первичное закрепление комментированием во внешней речи
- Для того чтобы письмо получилось образным, чтобы его интересно было читать вашему другу, продумайте сначала, что бы вы хотели написать, и только потом записывайте. Старайтесь писать аккуратно и без ошибок.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 6. Включение в систему знаний и повторение
- В каком стиле должно быть написано сочинение?
-Что именно характерно для данного стиля?
- Каким образом был составлен план сочинения?
- Какие пункты может включать в себя описание пейзажа? 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
- Что нового узнали на уроке?
- Как вы их преодолевали?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом 10. Домашнее задание: написать письмо другу.
Скачать Урок развития речи в 7 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»