Конспект урока русского языка для 7 класса
Урок развития речи в 7 классе. Речевое высказывание, особенности его построения
Автор: Щетинина Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы ЧОУ-СОШ «Новый путь» г. Армавира
Это урок подготовлен в рамках спецкурса «Культура письменного высказывания» для учащихся 7 класса, но может быть использован на уроках русского языка или факультативных занятиях.
Цель урока: познакомить учащихся с такими понятиями как речь, речевое высказывание и особенностями его построения; продолжить работу по развитию речи, составлению речевых высказываний определенного характера на заданную тему; воспитание любви и бережного отношения к слову и родной речи.
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент, постановка целей урока.
2. Вступление. Чтение по ролям текста А.Шибаева «Несуразные вещи».
—Здравствуй!
— Привет!
— Что это ты несешь?
— Несу разные вещи.
—Несуразные?! Почему они несуразные-то?
—Сам ты несуразный , как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…
—Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…
— Ну , если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится , значит.
— Вот оно что…
— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка , которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.
— И – ничего, симпатичная?
— Красивая! Зеленая такая…
— То есть как?
— Зеленого цвета.
— Постой , постой… Это что же: у нее… волосы, что ли, зеленые?
— У кого – волосы?
—Да у Тамарки-то.
— Что-о?
— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая , которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
—Ага , все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит , Тамарка нарисована , да? Так бы и говорил.
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
— Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
—А ну тебя…
— Да! Стой , стой!
— Ну , что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому? Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
Беседа.
• - Ребята, почему в данном диалоге стали возможны несуразные вещи?
• - Из-за чего происходит недопонимания между собеседниками?
3. Запись с объяснением цитаты.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Иван Бунин
• Что такое речь? Что значит, беречь, развивать речь? (Это значит учиться хорошо говорить, слушать, писать и читать). Почему? (Потому что речь – процесс двусторонний).
• Дайте совет, что нужно делать, чтобы обогатить, развить свою речь?
Запись советов. (Учитель читает цитату, идет обсуждение и вывод записывается в тетрадь).
1. «Читайте не торопясь… запоминая, обдумывая, представляя себя в гуще тех событий и той обстановки , какими наполнена книга , делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником». (К. Паустовский.)
Больше читайте!
2. «Учитесь записывать звуки, движения, краски, запахи, слова , выражения». (М.Рыбникова.) Заведите записную книжку.
3. Обращайтесь к словарям, слушайте и смотрите радио- и телепередачи, особенно те, в которых говорится о культуре речи, о правильности употребления и произношения слов.
• Как строить свою речь, чтобы она была понятна и доступна адресатам?
4. Работа с таблицей.
Композиционное построение устной речи
Части выступления
1. Вступление
Задачи:
• побудить интерес к теме предстоящего разговора;
• установить контакт;
• подготовить слушателей у восприятию выступления;
• основное условие максимальная лаконичность
2 Главная часть
Задачи:
• последовательно изложить свою точку зрения;
• доказать ее правильность;
• сделать выводы;
3. Заключение.
Приемы привлечения внимания
• Суммировать сказанное;
• Подчеркнуть значение сказанного
- обращения
- изложение цели выступления
- вопросы к аудитории
- апелляция (обращение с просьбой, с призывом о чем-либо) к интересам слушающих, к событиям, к авторитетным источникам;
- юмористические замечания;
- риторические вопросы
• Чем отличается устная речь от письменной?
• Как называется законченное письменное высказывание, в котором все предложения связаны по смыслу и грамматически? (Текст).
5. Работа с текстом. (Учебник Никитиной Е.И. Русская речь. 7 класс. Стр.9-11, упр.2)
Чтение текста «Бабочка», заполнение таблицы (2 колонки: в первой - признаки текста, во второй - примеры из данного текста).
Признаки текста
1. Текст – единица речи.
Он не существует в готовом виде, как, например , слово в языке. Текст всегда кто-то создает. У текста есть автор.
2. Текст имеет заглавие. Заглавие текста зависит от содержания его, а содержание обуславливается темой (о чем этот текст?) и основной мыслью (в чем он нас убеждает?)
3. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно. Поэтому текст можно разделить на смысловые части. Первая часть – начало – то, без чего текст был бы невозможен.
Вторая часть текста основная. Она в свою очередь может делиться на мелкие смысловые части.
Последняя смысловая часть текста – конец его. Все части связаны по смыслу (общая тема и идея) и структурно: конец текста обычно возвращает нас к заглавию или началу его , благодаря чему текст получает композиционную завершенность, то есть в нем все есть , никакого дополнения , продолжения не нужно.
4.Для текста характерно также единство стиля
- Сделайте вывод из своих наблюдений: по каким признакам узнаем текст? Вывод запишите.
Признаки текста – заглавие, тема, идея; делимость на смысловые части, начало, основная часть, конец; смысловая и структурная связность всех частей, композиционная завершенность, стилистическое единство.
6. Прочитайте миниатюру. Расскажите о ней, как об одном из примеров текста.
ЦВЕТЕТ ВЕРБА
Когда зацветает верба – появляется у нас вербное настроение. Оно какое-то свежее, радостное, пушистое.
Зацветает верба, и начинаешь чего-то ждать. Все ведь не так уж плохо, раз верба опять зацвела.
Я всегда хотел иметь собственную вербу и сажал ее не раз. Да то ли не там сажал , то ли не так ухаживал – своей вербы у меня до сих пор не получилось.
Наверное, это правильно. Не может каждый человек иметь собственную вербу. Главное , чтоб было вербное настроение – свежее, пушистое.
(Ю.Коваль.)
• Можно ли не заметить, какие необычны , «свежие» эпитеты к слову настроение нашел к слову Юрий Коваль? А еще каким бывает настроение? Какое оно у вас сейчас или сегодня? Каким было вчера или в какой-то памятный день?
7. Напишите миниатюру на тему «… настроение». Придумайте, найдите свой эпитет. В словаре эпитетов русского литературного языка к слову настроение 119 эпитетов!
Слова для выбора: игривое , лирическое , мажорное, мечтательное, праздничное, превосходное, радужное, смешливое, торжественное, тревожное, ясное.
Домашнее задание
Дописать миниатюру
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"
Похожие статьи:
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами