Русский язык - 7 класс
Автор: Бибикова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Государственного учреждения образования «Средняя школа № 40 г. Могилева», Республика Беларусь, г. Могилев
Цель: Познакомить с условиями написания суффиксов наречий
Задачи:
Образовательные: повторить причины возникновения трудностей при написании наречий;
научить правильно употреблять суффиксы, с соотносимыми приставками;
учиться находить наречия в тексте;
Развивающие: способствовать развитию мышления, включая в активную мыслительную деятельность; воображения;
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса учащихся, формированию жизненных установок.
Ход урока
1. Организационный момент. Формирование психологического настроя.
- Здравствуйте, ребята, как ваши дела?
(Ответы детей: Нормально)
– Уточнение учителя: нормально – это отлично или удовлетворительно?
- Как вы учитесь?
(Ответы детей: хорошо)
– Уточнение учителя: хорошо – это прилежно или отлично?
(Ответы детей)
- А вы молодцы, не вдаетесь в подробности. Только поляки и словаки считают допустимым при ответе на вопрос пожаловаться на высокие цены, на экономические проблемы. У нас же по правилам этикета на вопрос: “Как ваши дела?” следует ответить: “Спасибо, хорошо” или “Спасибо, нормально” и обязательно поинтересоваться, как дела у спрашивающего.
Попробуем еще раз:
Как ваши дела?
(Дети отвечают: Спасибо, нормально. А у вас как?)
- Спасибо, у меня неплохо. Думаю, что урок наш пройдет замечательно. И вы мне в этом поможете.
- Сегодня мы с вами поговорим об одной части речи, которую поможет определить загадка:
попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
(ответы учащихся: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
- Какие наречия сегодня мы уже называли?
2. Повторение изученного по теме «Наречие»
- Что такое наречие?
- От каких частей речи образуются наречия?
( От существительных, прилагательных, количественных числительных).
- Как они образуются?
( При помощи присоединения к ним приставки).
- Какими способами присоединяются приставки в наречиях?
( Тремя способами: обычно слитно: вплотную, вмиг и др.; через дефис: по-моему, по-вашему и др.; реже раздельно: с разбегу, на лету, до смерти и др.)
- Да, вы уже настоящие знатоки! А знаете ли вы игру
“Что? Где? Когда?”?
- Я предлагаю вам сыграть в игру
“Что? Где? Почему”
. Правила игры похожи.
Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 15 секунд. И отвечать вы будете сами за себя, без обсуждения.
Итак, тема сегодняшней игры: “Наречия. Повторение изученного в 7 классе”. А в роли отсутствующих телезрителей согласились быть учащиеся 8-х классов нашей школы, они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал. Принимаете вызов? Попробуйте свои силы?
Вопросы
С вами играет
Воронцова Наталья 8 «Г» класс
. Внимание вопрос:
Найдите наречия:
(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре
Правильный ответ:
В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.
(Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.
С вами играет
Гайдуров Алексей 8 «В» класс
Найдите наречия:
День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.
Правильный ответ:
День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.
Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.
С вами играет СербаевНикикта 8 «В» класс
Найдите наречия:
Алексей завернулся в плащ, мужестве..о подавляя волнение.
Объясните написание наречия:
Мужестве…о
Правильный ответ:
Мужественно от прил. “мужественный”
С вами играет Журбенко Анастасия 8 «В» класс
Найдите наречия:
Я отвечал (не)уверенно, а сбивчиво.
Объясните написание наречия:
(не)уверенно, а сбивчиво
Правильный ответ:
Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).
С вами играет Кадыгроб Александр 8 «В» класс.
Найдите наречия:
Тема раскрыта далеко (не)полно.
Объясните написание наречия: Далеко (не)полно.
Правильный ответ:
Далеко не полно (есть наречие, усиливающее отрицание).
С вами играет Гайдурова Ксения 8 «В» класс.
Найдите наречия:
Он чувствует себя (не)плохо.
Объясните написание наречия:
(не)плохо.
Правильный ответ:
Неплохо – пишется слитно, нет отрицания.
С вами играет Легушев Дмитрий 8 «Г» класс.
Найдите наречия:
В лесу ещё свеж.. от утренней росы.
Объясните написание наречия:
Свеж…
Правильный ответ:
Свежо – на конце наречий после шипящих под ударением пишем О, без ударения – Е.
С вами играет Владимирова Юлия 8 В класс.
Найдите наречия:
Угрожающ.. шипит что-то серо-зеленая гадюка.
Объясните написание наречия: Угрожающ…
Правильный ответ:
Угрожающе – после шипящих на конце наречий пишем под ударением О, без ударения – Е.
С вами играет Комарова Юлия 8 «Д» класс.
Найдите наречия:
Мокрые ветки то слев.., то справ.. ложатся на плечи.
Объясните написание наречия:слев…, справ… .
Правильный ответ:
Cлева, справа – (в наречиях, образованных от прилагательных, суффикс А, если приставка ИЗ, ДО, С).
- Как видите, не все помнится из ранее изученных тем. И сегодня мы с вами остановимся на одной из них.
3.
Знакомство с темой и целями урока
- Давайте приведем несколько примеров с этими приставками и суффиксами. И запишем их в свою тетрадь.
- От каких частей речи образовались эти слова?
– Почему при написании таких слов легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах
слев…
налев…
- А помогут нам разобраться с такими случаями приставки.
4.
Работа с правилом
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
ЗА ЗАнaвО
НА + О НАчистО
В ВлевО
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
ИЗ ИЗдалекА
ДО + А ДОсытА
С СлевА
Подсказка (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (например: окно)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА
НА + окнОзасветл…
В
ИЗ
ДО + окнАизредк
С
- Назовем это правило: правилом окна
НО
этому правилу подчиняются только наречия, образованные от прилагательных, в которых приставок не было. Если приставки были заранее, на конце таких наречий пишем О.
Например:
Изменчивый – изменчиво,
Доступный – доступно,
Доходчивый – доходчиво.
5. Закрепление пройденного материала.
Задание 1
Объяснительный диктант – выписать наречия, объяснить правописание О, А на конце.
Встаём засветл... и работаем дотемн..., только изредк... на обед и отвлекаемся. Досыт... не наедаемся: надолг... никак не уйдёшь — столько работы! Ходим слев... направ..., а потом справ... налев... — кандидатов рассматриваем. Прямо как в модельном агентстве! Только всех отсмотришь — снов... кандидаты пришли, уже другие. Начинай сначал...!
Подходить к ним нужно достаточн.. . избирательн... и объяснять доходчив..., почему Великое Окно принять их не может. Некоторые не понимают — занов... приходят. Смотреть нужно внимательно: запрост…ошибиться можно! Устаём изрядн… Но доля наша издавн… такова — служить Великому Окну, отбирать для него наречия!
(Записываем наречия, используя правило.Озвучиваем наречия.)
- Как вы думаете, про какое окно говориться в тексте?
– Вы отлично работаете, и, кажется, что тема для вас нетрудна. Но давайте немного отдохнем.
6. Физкультминутка
7. Работа на закрепление изученного
Задание 2 (на доске)
– Замените словосочетание одним наречием. Заменяем и комментируем написание.
1. идти в правую сторону (вправо)
2. упасть как мертвый (замертво)
3. растереть до белого цвета (добела)
4. рубить с помощью плеча (сплеча)
5. закрыть с помощью глухого (наглухо)
6. знаем с давних пор (издавна)
Задание 3.
На доске написаны наречия, в которые нужно вставить буквы. Распределите слова в 3 колонки:
А О Все остальные
Запрост…, дотемн…, досрочн…, засветл…, созвучн…, влев…, вправ…, изредк…, достаточн…, направ…, надолг…, слев…, избирательн…, издавн…, изрядн…, доходчив…, дословн…
– Но это ещё не всё. Ребята, я вам предлагаю показать, что вы не только умеете правильно писать наречия на О и А, но и использовать их в своей речи.
Задание 4.
Развитие речи. Составить рассказ с наречиями
Поскольку сейчас зима, вы, вероятно, много времени проводите на улице, наслаждаясь зимними забавами. Надо не забывать ни на минуту, что вы живете в большом городе, где очень много дорог и светофоров, и машинам очень трудно сразу остановиться, потому что тормозной путь зимой увеличивается. Вам, друзья, надо будет сочинить небольшой рассказ по картинке на тему
«Я – пешеход».
Используя слова, который вы уже сегодня записывали в свою тетрадь.
– Прочитаем несколько работ.
(Пешеход – один из основных участников дорожного движения. Нарушая правила дорожного движения, человек подвергает опасности себя и остальных участников движения. Шалости и игры на проезжей части и рядом с ней могут привести к беде. Надо помнить, что автомобиль мгновенно остановить невозможно. Двигаясь по инерции, машина при включённых тормозах может наехать на перебегающего дорогу пешехода).
8. Рефлексия. Итог урока
- А сейчас ответьте пожалуйста, что вам запомнилось больше всего на уроке?
- Давайте вернемся к самому началу урока.
- Ребята, как вы провели эти 45 минут? (ответы детей: спасибо, отлично. А вы как?)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тест 7 класс русский язык по теме «Причастие»
Похожие статьи:
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами