Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»
Автор: Хуснуллина Дина Зиннатовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Араслановская СОШ» Нязепетровского района Челябинской области. Описание материала: предлагаю свой вариант проведения урока по теме «Причастие как часть речи» в 7 классе. Это первый урок по данной теме – урок изучения нового материала, где подробно рассматриваются особенности новой для детей части речи, его грамматические особенности. Урок русского языка в 7 классе Тема: Причастие как часть речь Цель деятельности учителя: Познакомить с понятием «причастие», его грамматическими, морфологическими, синтаксическими признаками Тип урока: Урок объяснения нового материала Планируемые образовательные результаты:Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «причастие»; уметь распознавать причастия в тексте. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; аргументировано оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся, карточки для индивидуальной работы Основные понятия: Причастие, стиль текста
Сценарий урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи, с которой вы раньше не встречались. Давайте вспомним, какие самостоятельные части речи вы знаете.
-Прочитайте такое предложение: В осеннем лесу чаще всего раздаются голоса грибников.
-Найдите в предложении глагол, имя прилагательное и выполните морфологический разбор этих частей речи /можно по вариантам для экономии времени/.
І. (в) осеннем (лесу) – имя прилагательное
В лесу (каком?) осеннем
ІІ. Морфологические признаки.
1. Н.Ф.- осенний
2. Постоянные признаки: относительное
3. Непостоянные признаки: полная форма, употреблено в женском роде, единственном числе, предложном падеже.
ІІІ. Роль в предложении: В лесу (каком?) осеннем (является определением)
І. Раздаются – глагол
Голоса (что делают?) раздаются
Н.ф.- раздаваться
ІІ. Морфологические признаки.
1. Постоянные признаки: несовершенного вида, непереходный, возвратный, 1 спряжения.
2. Непостоянные признаки; употреблено в изъявительном наклонении, настоящем времени, 3 лице, множественном числе.
ІІІ. Синтаксическая роль: Голоса (что делают?) раздаются (сказуемое)
-Итак, расскажите про глагол как часть речи.
- Расскажите про имя прилагательное как часть речи. 3. Выявление места и причины затруднения
- Запишем в тетради предложение: Серебряные кусты дикой малины, окружённые кипящим воздухом, дрожали над пропастью.
- Какие слова обозначают признаки предметов? Выпишите словосочетания в форме И.п.:
серебряные кусты дикая малина
кипящий воздух кусты окружённые
- Назовите эти слова. Чем различаются эти слова, обозначающие признак предмета? 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Какие из слов обозначают постоянный признак предмета? ( серебряные, дикая – постоянный признак.)
-Какой частью речи они являются? (Именами прилагательными)
- Какие из слов обозначают признак предмета, который проявляется во времени? Почему? (кипящий - воздух, который кипит, окружённые-кусты, которые окружили)
Вывод: серебряный, дикая – это прилагательные, кипящий, окруженные – причастия
- Слово, которое обозначает признак, проявляющийся во времени, называется причастием. Это новая для вас часть речи.
- Установите, от каких слов образованы причастия.
золотой /золото/ Усыпанный /усыпать/
Звонкий /звон/ Звенящий /звенеть/
Зимний /зима/ Зимующий /зимовать/
- От какой части речи образуются имена прилагательные? (От имен существительных)
- От какой части речи образуются имена причастия? (От глагола)
-Причастия обозначают признак по действию и образованы только от глаголов, поэтому их можно заменить глагольными конструкциями: например, усыпанный – тот, который усыпали, зимующий – тот, который зимует.
Чтение правила 4. Практическая деятельность по реализации построенного проекта Первичное закрепление с комментированием Кроссворд
- Впишите по горизонтали причастия, соответствующие данным определениям и впишите и в выделенном вертикальном столбике прочитаете название этой части речи.
1. Который закипает
2. Которых избрали.
3. Который можно различить.
4. Которую заметили.
5. Который отдал.
6. Которая запаслась.
7. Которых испытывают.
8. Которую разлили.
9. Которые зацвели.
Изучение морфологических признаков причастия по учебнику.
- Причастие не имеет собственных морфологических признаков, а совмещает признаки глагола и прилагательного.
Упр.73 Какие морфологические признаки прилагательного имеет причастие? Для этого сопоставьте данные формы слов. Как изменяется причастие? Ответ запишите в столбике слева.
Темнеющий (лес) - темнеющая (роща) по________________________
Темнеющий (лес) - темнеющего (леса) по________________________
Темнеющий (лес) - темнеющие (лес;) по________________________
Упр.74 Определите, учитывая значения графически выделенных морфем, какие признаки глагола есть у причастия. Вывод запишите.
Светлеющий( ) – светлевший ( )
Светлевший( ) – посветлевший ( )
Синеющий ( ) – синевший( )
синевший( ) - посиневший( )
горящий ( ) - горевший ( )
горевший ( ) - догоревший ( )
упр. 75 Прочитайте четверостишие из стихотворения М.Лермонтова. Спишите, подчеркните причастия (их в тексте три) как члены предложения.
Люблю дымок спаленной нивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
- Итак, какие морфологические признаки есть у причастия?
От прилагательного От глагола
1. Изменяется по родам, числам, падежам.
2. Имеют полную и краткую форму.
3. В предложении чаще является определением 1. Вид – совершенный или несовершенный.
2. Возвратность
3. Время- настоящее и прошедшее
Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки: глагола я,
А прилагательное встречу
-На те ж вопросы я отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я: ПРИЧАСТИЕ
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
М.В.Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
Бегущий – тот, который бежит
Едущий – тот, который едет
Пишущий – тот, который пишет
Это свойство причастий заключать «в себе имени и глагола силу» широко используется в художественной литературе.
-Прочитайте отрывок из рассказа И.Соколова-Микитова
«Засев однажды в шалаш, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса… Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки».
- О чем этот текст? Определите тему отрывка. /Прилет лебедей/
- Какова основная мысль текста? /Писатель был поражен чудесным зрелищем/
- Как можно озаглавить отрывок: / Чудесное зрелище. Сказочная картина. Прилет лебедей./
-Определите стиль текста.
- Выпишите причастия, подчеркните суффиксы.
6. Включение в систему знаний и повторение
- С какой частью речи познакомились?
- Что называется причастием? Какие признаки имеет?
7. Этап рефлексии. Обсуждение.
— Что на уроке показалось наиболее трудным?
8. Домашнее задание. § 12. Упр. 77. Индивидуальное
задание: рассказать о правописании падежных окончаний
прилагательных, привести свои примеры.
Приложение 3. Кроссворд
-Впишите по горизонтали причастия, соответствующие данным определениям и впишите и в выделенном вертикальном столбике прочитаете название этой части речи.
1. Который закипает
2. Которых избрали.
3. Который можно различить.
4. Которую заметили.
5. Который отдал.
6. Которая запаслась.
7. Которых испытывают.
8. Которую разлили.
9. Которые зацвели.
- Итак, какие морфологические признаки есть у причастия? Заполни таблицу.
От прилагательного
От глагола
1. Изменяется по___________
________________________
2. Имеют __________________ форму.
3. В предложении чаще является ___________________
1. Вид – __________________
2. Возвратность
3. Время- ____________________
«Засев однажды в шалаш, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса… Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки». /И.Соколов – Микитов/
Скачать Урок русского языка по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе