Конспект урок по русскому языку, 6 класс. Тема «Сложные слова»
Урок русского языка в 6 классе на тему «Сложные слова»
Описание материала: Урок изучения нового материала, используется занимательный материал, игра. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Будет интересен учителям русского языка.[/i] Тема: Сложные слова Цель деятельности учителя: Сформировать понятие о сложных словах и их образовании Тип урока: Урок объяснения нового материала Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «сложные слова», «соединительные гласные»; уметь анализировать состав сложных слов; уметь употреблять сложные слова в речи, правильно записывать при письме. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная Основные понятия: Сложные слова, соединительные гласные
Ход урока
І Мотивация
- Здравствуйте, дети! Начинаем урок русского языка. Запишите сегодняшнее число.
Проверка домашнего задания
Словарный диктант
Превратить, предмет, презирать, прекратить, преодолеть, привыкать, пригласить, приготовить. /Сверка с образцом. ІІ. 2. Актуализация и пробное учебное действие
- Какие способы образования слов знаете? /приставочный, суффиксально –приставочный, бессуффиксный, сложение, переход одних частей речи в другие/ ІІІ. Выявление места и причины затруднения
- Отгадайте загадку:
Что за птица смелая по небу промчалась?
Лишь дорожка белая от нее осталась? Что это? /Самолет/
- Как пишется это слово? Чем оно интересно? Как оно образовано? Физминутка
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо,.
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И - направо! И еще
Через левое плечо! ІV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Какие цели поставим перед собой?
1. Как называются слова, состоящие из двух корней?
2. Какие соединительные гласные используются при образовании сложных слов? V. Творческая практическая деятельность по реализации по-строенного проекта
1. Образуйте сложные слова.
Вода, падать. Лес рубить. Лёд, колоть. /Водопад, лесоруб, ледокол/
Каша, варить. Буря, ломать. Птица, ловить. /кашевар, бурелом, птицелов/
- Записать слова, разобрать по составу. Сравните слова и сделайте вывод.
1. Сложные слова состоят из двух корней.
2. После твердых согласных пишется соединительная гласная о, после мягких – е.
Чтение правила. VІ. Первичное закрепление с комментированием
1. Замените краткие толкования слов сложным словом, разобрать по составу.
Рабочий, который варит сталь. /Сталевар/
Тот, кто разводит сельскохозяйственных животных. /Животновод/
Специальная кастрюля, в которой быстро варится пища. /Скороварка/
Ферма, на которой разводят птицу. /Птицеферма/
Черта людей, охотно принимающих гостей. /Гостеприимство/
2. Игра – соревнование «О и Е»
Класс делится на две команды «О» и «Е». На доске записаны сложные слова с пропущенной соединительной гласной.
Пыл..сос, лед..кол, пеш..ход, сен..косилка, масл..завод, тел..передача, сам..вар, тепл..воз, сад..вод, мыш..ловка, птиц..вод, земл..черпалка
Команда «О» выписывает слова, в которых надо вставить букву о, команда «Е» - букву е. Затем проводится взаимопроверка, сколько ошибок допустила каждая команда, и определяется команда – победительница. VІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Упр. 216. Выпишите сначала сложные слова, обозначая условия выбора соединительных о и е; затем спишите остальные слова, обозначая в них суффиксы. Как образовано последнее слово? VІІІ. Включение в систему знаний и повторение.
– Прочитайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
как их правильно писать,-
эти сложные слова
не выносят буквы А.
а поставишь букву О -
Скорость будет – ого-го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море мореход плывет.
Все названья хороши,
Только правильно пиши,
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е – тогда
Каждый скажет: «ЭТО – да!»
-Выпишите из стихотворения все сложные слова, разберите по составу, подчеркните соединительные гласные. ІX. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности появлялись?
- Как вы их преодолевали?
- Покажите карточку, с каким настроением заканчиваете урок? X. Домашнее задание. § 41, выучить правила, упр. 217
Скачать Урок русского языка в 6 классе на тему «Сложные слова»