Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания имен существительных 1-го склонения"

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г.Боровичи, Новгородской области.
Описание материала: конспект русского языка для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Склонение имен существительных 1-го склонения», 1 урок по теме. Урок по программе специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при изучении темы «Имя существительное», при формировании умения составлять текст на заданную тему. Учащиеся на практической основе учатся проверять безударные окончания, решать проблемные ситуации. Материал последнего этапа урока может быть использован на коррекционных занятиях по развитию мышления, речи, обогащению словаря. Каждый учащийся на уроке получает возможность высказать свое мнение, проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.
Тема урока: «Падежные окончания имен существительных 1го склонения» (1 урок).
Цель урока: дать понятие о единообразном написании ударных и безударных окончаний имен существительных.
Задачи:
Формировать умение проверять безударные окончания имен существительных способом подстановки существительного с ударным окончанием.
Учить подбирать предложения для развития мысли в  тексте, опираясь на его начало; соблюдать в записи текста красную строку и три части.
На основе использования поисковых методов развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование: опорная таблица, карточки с текстами, карточки со словосочетаниями. Возможно использование компьютерного оборудования(презентация).
Методы и приемы: фронтальная работа, зрительный диктант, самопроверка, самостоятельная работа, комментированное письмо, творческая работа, игровой элемент.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Орфографическая пятиминутка: зрительный диктант.
По дорожке сада мы вышли к речке.
а) Чтение предложения про себя для понимания его содержания.
б) Орфографическое проговаривание.
в) Запись предложения в тетрадях под собственную диктовку (доска закрыта). Для учащихся 2го уровня обучения карточки с предложением с пропущенными буквами в словах.
г) Самопроверка (запись на доске открывается).
д) Выделение орфограмм.
3.Объяснение нового материала.
Учитель: Обратимся к орфограммам в окончаниях слов по аллее, к опушке, рощи. К какой части речи относятся эти слова?
Ученики: Имя существительное.
Учитель: Определите склонение этих существительных.
(С комментированием).
Запись на доске:
1 скл.                         1 скл.                        
по дорожке                     к речке                  
Учитель: выделите окончания у имен существительных.
Учитель: Почему мы можем ошибиться в написании  окончаний этих существительных?
Ученики: Они безударные.
Учитель: Вспомните, как мы проверяем безударную гласную в корне слова?
Ученики: Мы подбираем проверочное слово так, чтобы гласная стала ударной.
Учитель: Как вы думаете, подходит ли это правило для проверки безударных окончаний существительных?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Да, и в окончании безударная гласная проверяется ударением. Но как вы думаете, на что необходимо обращать внимание при проверке безударных окончаний существительных? (на склонение).
Учитель: Давайте подберем имена существительные 1го склонения, у которых окончания всегда находятся в ударной позиции. (Стена, земля, вода).
Учитель: Подставьте в данное предложение слово с ударным окончанием.
Совпало безударное окончание с ударным?
1скл.                        2 скл.
по дорожке                   к речке
по земле                     к земле
по стене                     к стене
Учитель: Значит,  мы с вами вывели правило проверки безударных окончаний имен существительных. Попробуйте его сформулировать. (Формулируется правило).
4. Закрепление умения проверять безударные окончания существительных ударными.
Учитель: Прочитайте словосочетания:
снег на тропинк…
дерево на полянк…
разноцветные бабочк…
в беседк… на берегу
на ветк… клена
катались на лодк…
Учитель: Что мы должны сделать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?
Ученики: Определить склонение существительных и подставить проверочное  слово.
Фронтальная работа (на доске и в тетрадях). Определение начальной формы, постановка проверочного слова в словосочетание, написание окончания.
5. Физкультминутка.
Учитель: Я вам буду называть имена существительные, если они будут 1го склонения – вы присядете, 2го или 3го – потянетесь.
6. Составление текста.
Учитель: Прочитайте предложение, которое написали в начале урока. Может ли это предложение быть началом текста? (Выслушиваются мнения учеников). О чём будет текст?
Учитель: Я назову вам следующее предложение, в котором заключается главная мысль: Как здесь хорошо! (Запись на доске).
Учитель: Давайте выберем словосочетания из предыдущей работы, которые помогут нам подтвердить эту мысль и составить текст.
Запись заглавия и всего содержания в форме комментированного письма.
7. Самостоятельная работа по теме урока (на карточках).
Учитель: Прочитайте текст на карточках. Объясните, почему он так записан.
Ученики: В столбик, потому что стихотворение. В виде диалога.
Учитель: Вставьте в текст окончания имен существительных, в скобках запишите проверочное слово.
Листья жёлтые летели
И тихонько шелестели:
-Мы с клёна, (со стола)
-Мы с яблон…, (………………)
-С вишн…, (…………………)
-С осинк…, (…………………)
-С черёмух…, (……………)
- С дуб…, (……………………)
-С берёзк…, (…………………)
-С рябинк…, (………………)
Листья жёлтые летят,
Листья, листья, листопад!
Проверка по цепочке.
7. Игра - соревнование «Допиши словечко».
Учитель: Ребята, я вам буду читать четверостишья. А вы должны будете добавить и записать только последнее слово, не забудьте проверить. Какое окончание нужно писать. Будьте внимательны!
1)Мышка вылезла из норки,
Нет ли где засохшей …………………?
2)Каша из гречки.
Где варилась? В ……………………….
3)Толя всех быстрей бежит
И съезжает с горки.
А за партою дрожит,
Словно мышка в ……………………….
4)Спят сугробы у дороги,
Спит медведь в своей ………………….    
(В. Орлов).
Проверка пройденного, выявление победителя.
8. Итоги урока.
Учитель: Как нужно проверять безударные окончания имен существительных?
-Какие существительные мы выбрали для проверки существительных 1го склонения?
9. Запись домашнего задания.
Рабочая тетрадь №2, стр. 72, упр.193.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект классного часа для 5-6 класса по теме Дружба | Конспект классного часа в 10-11 классах по теме Дружба
Опубликовано: 4011 день назад (29 декабря 2013)
Просмотров: 9890
+9
Голосов: 9
Лилия Масагутова # 30 декабря 2013 в 03:14 +1
Светлана Евгеньевна, Спасибо за предоставленный материал!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 30 декабря 2013 в 22:46 +1
Лилия, буду очень рада, если конспект пригодится Вам в работе. В принципе, для начальной школы вполне подходит!
Валентина Политова # 30 декабря 2013 в 13:38 0
Доступный материал для учащихся 6 класса. Использованы разнообразные формы работы, быстрая смена деятельности, что активизирует работу детей. Мой голос Вам!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 30 декабря 2013 в 22:48 +2
Спасибо большое , Валентина, за внимание к моей работе! Рада буду, если Вам она будет полезна! На уроке дети на самом деле работают с большим интересом!
Татьяна Владимировна Смирнова # 30 декабря 2013 в 19:43 0
Хороший, доступный материал, все соответствует возрасту детей. Занятие построено с соблюдением структуры урока, достаточно много упражнений на закрепление новой темы.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 30 декабря 2013 в 22:49 +2
Татьяна Владимировна! Спасибо за оценку моей работы! Очень рада, если Вы сможете использовать что-либо в своей работе! Удачи Вам!
Елена Викторовна Нестерова # 3 января 2014 в 20:27 0
Хороший, доступный материал с разнообразными видами работы. Чёткая структура урока, продуманы все задания!
Любовь иванова # 7 января 2014 в 13:30 0
Доступно! Четко! Все продумано! Интересно! Голосую! Беру себе в копилку! Спасибо!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 14 января 2014 в 16:29 +1
Спасибо, что посмотрели мою работу! Надеюсь, что она пригодиться в вашей работе!
Тимофеева Ирина Олеговна # 20 января 2014 в 12:51 0
Доступный материал! беру на заметку! спасибо большое!
Инесса Николаевна Лепшокова # 4 февраля 2014 в 13:30 0
+1
Елена Владимировна Овчинникова # 28 февраля 2014 в 23:00 0
Хороший конспект, оправданные методы и приёмы, применяемые на уроке. Сложная тема для детей школ VIII  вида. Но при таком подходе педагога они справятся с усвоением. Голосую.