Конспект классного часа «Как вести себя с друзьями»
Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г.Боровичи, Новгородской области.
Описание материала: конспект классного часа для учащихся 10,11 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Данный материал будет полезен учителям, классным руководителям коррекционных школ для работы с учащимися по формированию положительных качеств личности, при формировании умения выбирать способ действия. Учащиеся на практической основе учатся решать проблемные ситуации. Каждый учащийся на занятии получает возможность высказать свое мнение, проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.
Тема: «Как вести себя с друзьями».
Цель: уточнить правила и нормы общения, принятые в поведении с друзьями.
Задачи:
Продолжать работу по развитию положительных качеств личности учащихся.
Развивать умение высказывать и аргументировать свое мнение.
Сформировать представления о «Кодексе дружбы».
Оборудование: карточки с тестами, макет солнышка, карточки с ситуациями, парты поставлены по кругу.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2.Обобщения имеющихся у учеников знаний.
Учитель: Ребята, вспомните, что такое общение?
Ученики: Обмен информацией между людьми.
Учитель: А для чего люди общаются? (Ответы обсуждаются).
Учитель: Какие правила поведения вы знаете? (Выслушиваются ответы учеников и при необходимости дополняются).
Учитель: Конечно, в любом обществе есть принятые правила поведения и общения, они необходимы для правильной организации деятельности людей, для взаимопонимания, для взаимного влияния друг на друга.
3.Новый материал.
А) Упражнение на создание доверительной атмосферы.
Учитель: Сегодня мы с вами уточним, какие правила общения, поведения приняты у друзей.
Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. Вы уже много лет учитесь в одном классе и хорошо знаете друг друга. Подумайте, что вам нравиться в вашем товарище, который стоит справа, скажите ему об этом. (Учитель начинает первый).
Учитель: А теперь подумайте и скажите, что вам не нравиться в вашем классе и почему. Скажите это товарищу, который стоит слева. (Учитель начинает первым, акцент не на личности ученика, а на классном коллективе).
Учитель обобщает высказывания детей.
Учитель: Сегодня мы попытаемся с вами составить такие правила дружеских отношений, которые сделают наш класс еще сплоченнее!
Ребята садятся за парты.
б) Решение проблемной ситуации.
Учитель: Вы часто слышали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы думаете, а что же на самом деле лучше и почему?
Высказывания учеников.
Учитель: Согласна, хорошо иметь и сто рублей, и сто друзей одновременно! Но деньги найти гораздо легче, чем обрести хороших, верных друзей и сохранить дружбу, которую уже удалось найти!
Все люди разные, у каждого свои привычки и нрав. Часто случается так, что друзья ссорятся между собой, как разобраться, кто прав, кто виноват? Чью сторону принять и как сохранить дружеские отношения после ссоры? Давайте попробуем разобраться в этой проблеме.
На доске макет в виде солнца, в центре запись «если твои друзья поссорились то…», на каждом лучике записано правило поведения в ссоре (перевернуто записью вниз), учащиеся по очереди читают правила и объясняют, почему необходимо поступать именно так.
Учитель объясняет алгоритм действий.
Записи на лучах солнца:
Не спеши сразу становиться на сторону кого-либо из них.
Постарайся выяснить, из-за чего произошла ссора.
Предложи своим друзьям спокойно обсудить причину конфликта.
Ни в коем случае не встревай в словесную перепалку.
Дай товарищам высказать претензии, «выпустить пары», а потом начинай выяснять с ними отношения.
Постарайся сделать все возможное, чтобы избежать обид.
Помни, извиняться – никогда не поздно и не позорно.
Все ответы обсуждаются.
Учитель: А как себя вести после ссоры с друзьями? Стоит ли поддерживать отношения? Я раздам вам карточки, а вы отметьте ответы, которые считаете правильными.
Карточка:
Если твои отношения с кем-то из твоих друзей изменились после ссоры, то:
- не стоит делать из этого трагедии;
- при встрече делать вид, что не замечаешь товарища;
- отворачиваться, не разговаривать с ним;
- продолжать общаться, ведь учитесь в одном классе;
- настроить остальных ребят против этого человека.
- все люди меняются, надо воспринимать это спокойно.
Обсуждаются ответы учеников.
Учитель: Конечно, любую ссору можно решить, нужно только не молчать, не копить обиды в себе, а поговорить об этом откровенно и спокойно, попытаться найти правильное решение!
Учитель: К любому человеку можно найти подход, каждого можно понять, но каждый сам выбирает, с кем дружить по-настоящему. Нужно понять и принять для себя одно мудрое изречение: невозможно нравиться всем! Как вы это понимаете?
(Высказывания ребят).
В) Выбор действия.
Учитель: Как помочь себе и друзьям исправить недостатки, опираясь на нормы этикета? Начнем с теста. (Ученикам выдается тест)
Тест:
Что делать, если ты не хочешь делиться с друзьями своей новой компьютерной игрой?
1.Притвориться, что болеешь очень заразной болезнью, поэтому нельзя дотрагиваться даже до твоих вещей.
2.Никому не говорить, что у тебя есть новая игра.
3.Назначить цену за прокат игры.
4.Дать вместо новой игры какую-нибудь старую.
5.Наврать, что она подходит только к твоему компьютеру.
6.Поссориться со своими друзьями.
7.Сказать, что игру взяли, но еще не вернули.
8. Сказать, что пока не наиграешься – никому ничего не дашь.
Учитель: Ребята, если вы выбрали хоть один ответ из предложенных, то вывод можно сделать только один – ты жадина! Но не отчаивайся, это не болезнь!
А если серьезно, то нужно просто четко определиться, какие свои вещи ты можешь дарить или давать на время своим друзьям. Когда ты научишься делиться с другом чем-либо без особых мучений, то сможешь точно понять глубокий смысл высказывания великого философа Сенеки «Высшее богатство – отсутствие жадности», это подтверждается, если тебе нравиться радовать своих друзей, ты испытываешь удовольствие от открытости и доверия к друзьям.
Какими вещами ты можешь распоряжаться?
Ученики: Только своими.
Учитель: Как вежливо отказаться дать свою вещь другу, чтобы не прослыть жадиной?
Ученики высказывают свои точки зрения, учитель обобщает.
Учитель: Не отказывай постоянно, а только в важных для тебя случаях, отказывая – извинись и поясни мотивы своего поступка. Как возможно было дать отказ в случае с игрой? (Высказывания учеников).
Учитель: Возможно было предложить другу поиграть, но на твоем компьютере, пригласив его в гости.
А теперь хочу рассказать одну историю. Как-то раз пришла в гости к Вовочкиной маме ее подруга. Мама говорит сыну:
- Вовочка, поздоровайся с тетей Людой!
Вовочка вежливо:
- Здравствуйте, тетя Люда!
Та в восторге:
-Какая прелесть! Замечательный мальчик! На-ка тебе конфетку!
Вовочка хватает угощение. Мама говорит:
- Вовочка, а что сказать надо?
- Дай-ка еще одну, жадина!- сказал мальчик.
Учитель: Как, по Вашему мнению, почувствовала себя мама мальчика? Почему так получилось? (Ответы ребят, обсуждение).
Г) Разговор о правде.
Учитель: Скажите, ребята, а нужно ли говорить другу правду? Если да, то о чём? Как это сделать? (Высказывания детей, подвести их к тому, что правду говорить необходимо).
Учитель: Единственное, что вызывает сомнения, - какую именно правду ты можешь высказать. Представьте, что у вас есть друг, очень веселый, сообразительный, надежный, но у него есть маленькие недостатки: любит похвастать, перебивает тебя, когда ты говоришь, частенько опаздывает, бывает забывчив и у него слишком большие уши. О каком из этих недостатков имеет смысл сказать другу?
(Высказывания ребят).
Учитель: Конечно, можно сказать обо всем, кроме больших ушей, потому что это внешний недостаток, который нельзя исправить. Существует много способов так подать правду или критику, чтобы не оскорбить человека. А еще очень важно следить за речь, и тоном своих высказываний.
Работа в парах.
Учитель: Я хочу предложить вам игру, попробуйте заменить высказывания, которые я вам подготовила такими выражениями, которые не обидят вашего товарища. (карточки на выбор, если ученик затрудняются с ответом, то карточки-подсказки).
«Вечно ты опаздываешь!» - «Мне всегда хотелось быть пунктуальным человеком, а тебе?»
«Знаешь, у тебя и так куча недостатков, так ты еще ругаешься плохими словами!» - «Мне кажется, что ругательства тебя не украшают, многие даже могут подумать, что ты плохой человек, хотя я знаю, что это не так!».
«Надоело выручать тебя, ты все время все забываешь!» - «Я вижу. У тебя нет ручки (ластика, линейки), мне хочется подарить тебе ее. Каждый человек должен иметь свою собственную любимую вещичку! Надеюсь, тебе понравится мой подарок и ты не захочешь с ним расставаться!»
«Ну чего ты ходишь лохматый как чучело, причешись!» - «Мне нравится, что ты всегда следишь за собой, хорошо одеваешься, но сегодня тебе, наверное, некогда было причесаться?»
Ребята обсуждают варианты ответов.
Учитель: Никогда не критикуйте своих товарищей незаслуженно, не обижай зря окружающих, как Вовочка из нашей истории. Помните, что друг – это очень близкий человек, который доверяет тебе самое тайное, но ты не имеешь права обсуждать его тайны и проблемы с другими людьми. Не обижайся, если друг не может решить твою проблему.
Учитель: Прочитайте высказывание на плакате:
ДРУЖБА НЕ ПАДАЕТ С НЕБА, ЕЕ НУЖНО ИСКАТЬ И ДОБИВАТЬСЯ, ПРИКЛАДЫВАЯ К ЭТОМУ ВСЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СВОИ СИЛЫ.
Учитель: Объясните, как вы понимаете это? Какие силы имеются ввиду?
Учитель: Если ты относишься к людям по-доброму, не стремишься к пакостям и обидным проделкам, то у тебя всегда найдутся единомышленники, которые при желании могут стать настоящими друзьями.
4) Обобщение.
Учитель: Каковы же правила поведения с друзьями?
Ученики высказываются.
Учитель: Эти правила можно объединить в Кодекс дружбы. Кодекс – это свод правил, законов. (Раздаются карточки).
Кодекс дружбы гласит, что друзья должны:
1. Делиться новостями и успехами.
2. Эмоционально поддерживать друг друга.
3. Добровольно помогать в случае нужды.
4. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.
5. Быть уверенным в друге и доверять ему.
6. Защищать друга в его отсутствие.
7. Быть терпимым к другим друзьям своего друга.
8. Не поучать.
9. Не критиковать друга публично.
10. Сохранять доверенные тайны.
11. Уважать внутренний мир и свободу своего друга.
Учитель: Я предлагаю вам, ребята, прикрепить этот кодекс на самом видном месте в классном уголке и у вас в комнатах. А еще очень хочу, чтобы солнышко, которое светило нам на занятии тоже осталось в нашем классе. Ведь в жизни без друзей очень скучно, так же как и без солнышка! Надеюсь, что все эти правила помогут вам сохранить и укрепить ваши дружеские отношения!
И снова я приглашаю вас в круг. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Я хочу зажечь эту свечу как символ единения, ведь с древних времен огонь объединял людей, разжигал очаг в домах, поддерживал тепло не только в домах, но и душах людей. Я очень хочу, чтобы этот хрупкий огонек сделал вас еще более сплоченными и дружными. Давайте передавать этот огонь дружбы и от вей души желать друг другу что-то доброе.
Учитель: Закончить наше занятие я хочу стихотворением Л. Измайлова «Монолог о дружбе»
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Рекомендуем посмотреть:
Тематический классный час для 9-11 классов
Конспект классного часа для 5-6 класса по теме Дружба
Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни
Методическая разработка классного часа о милосердии для студентов колледжа
Похожие статьи:
Классный час на тему Дружба, 2 класс
Конспект классного часа по теме: Дружба, 1 класс
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора