Сценарий классного часа для учащихся 10, 11 классов, студентов колледжа, техникума и СПО
Методическая разработка классного часа для старшеклассников: «Культура свободного времени»
Цель классного часа: организация свободного времени учащихся.
Задачи классного часа: оказать помощь в создании дружеской обстановки общения после летнего отдыха; заострить внимание на важности культуры свободного времени; предоставить возможность зарядиться чувством бодрости и оптимизма; продемонстрировать успехи ребят за летний период; развивать творческие способности.
Подготовительная работа:
• разработка сценария, подготовка ведущих;
• организация команд дела;
• оформление зала;
• приглашение гостей и работа с психологом;
• предварительная работа с выступающим специалистом;
• подготовка и распечатка материала для исследований;
• творческие задания;
• консультации по работе команд;
• подготовка реквизита для выступлений;
• подготовка и распечатка анкет;
• сувениры для награждений;
• подготовка музыкального и технического оборудования.
Участники: учащиеся параллели, гости, методист Дворца культуры, участники художественной самодеятельности, родители, учителя, лаборант ТСО.
Форма проведения классного часа: «огонек».
Ход мероприятия
Ничего не делая, люди учатся
делать дурное.
Античный афоризм
Вокальный дуэт начинает встречу песней (на мелодию песни «Текстильный городок» - «Подмосковный городок, липы желтые в рядок...»)
Наш уютный городок,
Липы желтые в рядок.
Вижу я: ребята дружно
Все спешат на «Огонек».
После лета мы, друзья,
Снова - дружная семья:
Здесь учитель и родитель
И, конечно, с вами я!
Ведущая. Вернее сказать, с вами мы, ведущие нашей программы «На огонек», Алексей М. и постоянная ведущая школьных программ - Ирина Л.
(Напевает.) Как упоительны в России вечера... Как ты думаешь, Алексей, можно ли будет сказать такое о нашем школьном вечере?
Ведущий. Да я просто уверен! Хотя и говорят: «Делу - время, а потехе - час», но должен заметить, что наш час, я имею в виду летний, был довольно продолжительным. Свободного времени было предостаточно, чтобы хорошенько отдохнуть перед таким ответственным годом. Так почему нам не поделиться сегодня, в этот теплый сентябрьский вечер, своими, как говорят, летними наработками. Я говорю о том, кто и как набирал силы к учебному году.
Ведущая. Да, впереди год непростой. Год окончания школы, расставания с детством, год ответственных экзаменов и поступлений. У того, кто хорошо отдохнул, найдутся силы, чтобы достойно завершить этот непростой период нашей жизни.
Ведущий. Хорошо отдохнул? А что значит, по твоему мнению, «хорошо отдохнул»?
Ведущая. У меня, конечно, есть свое мнение на этот счет. Но может, для начала мы зададим этот вопрос специалистам? Знаешь, сколько замечательных людей собралось у нас сегодня (представляет гостей)? И среди них мама нашего Саши - Т.И. Она - методист районного Дома культуры.
Т.И. С 60-70-х годов прошлого столетия стала интенсивно развиваться отечественная социология свободного времени. Она рассматривает свободное время не просто как время, которое свободно от каких-либо обязанностей, а как «пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью». Свободное время - это время, которое предназначено для того, чтобы развивать свои умственные и физические способности и удовлетворять социальные потребности.
Ведущая. Ой-ой-ой. Прослушав такое, я уже засомневалась, настолько ли правильно я провела свое свободное время.
Ведущий. Насколько я понял, Вы, Т.И., говорите сейчас о культуре отдыха?
Т.И. Да, это так. Отдых в смысле «ничегонеделание» - это праздность, которая, как мы знаем, является матерью всех пороков. Сущность свободного времени состоит в том, что оно должно удовлетворять социальные потребности, продолжать процесс развития физических и умственных способностей человека. Свободное время открывает большие возможности для всестороннего и гармонического развития личности. Оно повышает как образовательный, так и культурный уровень. А благодаря этому человек вступает в процесс создания материальных и духовных потребностей уже в новом, более совершенном качестве. Ваша деятельность в свободное время должна активно и положительно влиять на время рабочее. Именно при соблюдении данных условий мы можем сказать, что человек культурно проводит свое свободное время и свой досуг.
Ведущий. Свободное время и досуг - это что-то единое или все-таки эти два понятия как-то разделяются?
Т.И. Социологи разделяют свободное время на две части: время досуга и более длительной, так называемой возвышенной деятельности. Досуг - это занятия для восстановления физических и психических сил человека. Это занятия, которые связывают с отдыхом и развлечением, потреблением культурных ценностей. Досуг - это еще и физически активный или пассивный отдых, прогулки. Это время, проведенное в компании для общения с друзьями. Другое дело, как вы проводите это время, как общаетесь. Потому что мы достаточно хорошо знаем, что некоторые компании, неформальные объединения предпочитают пустое времяпровождение, случайные, бесцельные занятия и занятия антикультурного характера: драки, выяснение отношений, азартные игры, пьянство и т. д. Если говорить о второй части свободного времени, времени более возвышенной деятельности, то для него характерна совокупность занятий, в процессе которых личность совершенствуется и развивается. Творчество и самообразование, физкультура и спорт, туризм, занятия ремеслами - все это характеризует вторую часть свободного времени, времени более возвышенной деятельности.
Ведущая. Спасибо, Т.И. Прослушав все то, что Вы сказали, я поняла, что мое свободное время хорошо вписывается в понятие «культура свободного времени». Потому что, помимо досуга, я находила время для так называемой более возвышенной деятельности, т. е. для творчества. Я писала стихи. Теплое лето, красота природы, шум морского прибоя - и просто невозможно устоять, чтобы не сказать об этом такими словами:
Вот и лето подоспело,
Расцвело все, покраснело.
Я гуляю не спеша,
Сочным воздухом дыша.
Хорошо, что снова лето
Красным солнышком согрето.
Что волна гуляет в море
И о чем-то чайки спорят.
Хорошо, что утром росы
Освежают ширь покосов.
Струйка дыма от костра
Тихо поднимается...
Нет, не зря, скажу вам, лето
Красным называется.
Оно скрасит все дороги,
Все волненья и тревоги.
И шуршит, поет волна:
«Жизнь для счастья нам дана».
Вот на такой оптимистической ноте я и собралась начинать свой последний (предпоследний) учебный год.
Ведущий. И это замечательно. Ведь уже давно доказано, что к оптимистам успех приходит гораздо чаще. Кстати, возможно, что ребята захотят узнать о том, не перешли ли они после хорошего летнего отдыха из разряда пессимистов в другой - оптимистов?
С желающими работает психолог, предлагает тест (методика Айзенка).
Оптимист или пессимист, спокойный или взрывной - узнайте себя.
Опросник используется для диагностики индивидуально-психологических свойств личности. Он состоит из 70 вопросов. 24 из них направлены на диагностику экстраверсии, 24 - на диагностику нейротизма, 2 вопроса - маскировочные, они не дают никакой информации об испытуемом. Оставшиеся 20 вопросов образуют так называемую шкалу лжи, основная задача которой - дать информацию о достоверности ответов испытуемого по шкалам экстраверсии и нейротизма.