Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку


Дидактическая игра (итоговое занятие) для 6 класса по русскому языку «Меткий стрелок».
Снигирева Алена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Кулигинская СОШ»
Данная игра предназначена для учителей русского языка и литературы, преподающих в 6 классе при итоговом повторении.
Цель игры: создать условия для повторения курса русского языка 6 класса, закрепить знания, полученные на уроках, формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свою команду.
Оборудование: дартс с дротиками, доска, мел, символические призы.
Ход игры:
Класс делится на 2 команды стрелков. Каждый по очереди подходит к условленному месту и кидает дротик, в зависимости от того сколько очков выбил, ему задаётся вопрос (если меньше 5 выбил, то вопрос задаётся из 1 блока и за правильный ответ дается 1 балл, если больше 5,то 2 балла, если ответ деется неверный, то может помочь ответить команда, если и команда затрудняется дать ответ, вопрос передается другой команде).
Побеждает та команда, которая была самая меткая и при этом правильно отвечала на вопросы.
Учитель: Здравствуйте, юные стрелки! Сегодня вам предстоит не только метко стрелять, но и отвечать на вопросы и за правильные ответы получать баллы. Каждый участник команды может принести баллы своей команде, метко попав в дартс и правильно ответив на вопрос. За нарушение дисциплины на уроке я вправе снять очки, поэтому нудно быть активными, но не шумными. Я желаю вам удачи в меткости и показать свои знания в полной мере! На доске я буду фиксировать баллы, в конце игры их суммируем и узнаем победителей – лучших стрелков и знатоков русского языка.
Ученики по одному по очереди выходят к дартсу и кидают дротик, в зависимости куда попал задается вопрос из блока 1 или 2. Если ученик не попал, то ход передается другой команде.
Первый блок вопросов (за правильный ответ 1 балл):
1. Дайте определение глаголу. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
2. Каким образом определить вид глагола? (По вопросу. Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что делал? что будет делать? )– глагол несовершенного вида, если отвечает на вопрос что сделать? (что сделал? что сделает?) – глагол несовершенного вида)
3. Как пишется частица Не с глаголами? (всегда ли? назовите исключения) (Частица Не пишется с глаголами раздельно. Не пишется слитно только с теми глаголами, которые без не не употребляются: ненавидеть, нездоровится)
4. Дайте определение инфинитиву. (Инфинитив – начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
5. Как определить возвратность глагола? ( Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются возвратными, если нет этих суффиксов – глагол невозвратный)
6. Перечислите наклонения глагола. ( Изъявительное, условное, повелительное).
7. Какие времена глагола существуют? (Настоящее, прошедшее и будущее).
8. Дайте определение имени прилагательному. (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?)
9. Перечислите разряды прилагательных по значению. (Качественные, относительные, притяжательные).
10. Назовите постоянные признаки имени прилагательного. (Разряд по значению).
11. Назовите непостоянные признаки имени прилагательного. (Полная или краткая форма, род, число, падеж).
12. Дайте определение имени числительному. (Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? какой?).
13. На какие группы делятся числительные по строению? (Простые, сложные, составные).
14. Назовите несколько количественных, собирательных и порядковых числительных. Количественные – три, два, пять; собирательные – семеро, девятеро, трое, оба; порядковые – второй, двадцатый, сотый).
15. Дайте определение наречию. (Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?)
16. Какая особенность сближает наречие с инфинитивом? (Являются неизменяемыми частями речи).
17. Назовите степени сравнения наречий. (Сравнительная, простая сравнительная, сложная сравнительная, превосходная).
18. Расскажите правило о написании дефиса в наречиях. (Дефис пишется: 1. В наречиях с приставкой по-, оканчивающихся на –ому, -ему, -и; 2. В наречиях с приставкой в- (во-), оканчивающихся на –ых (-их); 3. В наречиях, образованных повторением слов или из однокоренных слов).
19.Чем слова состояния отличаются от наречий? А что их объединяет? ( Отличаются тем, что обозначают душевное состояние человека, физическое состояние человека и животных, состояние природы и окружающей среды, оценку действий, в предложении не зависят от других слов, являются сказуемыми. Схожи формой, не изменяются и отвечают на вопросы как? каково?).
20. Дайте определение местоимению. (Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называют их).
Второй блок вопросов (за правильный ответ 2 балла):
1. Назовите морфологические признаки глагола. (Вид, спряжение, возвратность, наклонение, время, лицо, род, число).
2. Перечислите постоянные признаки глагола. (Вид, спряжение, возвратность).
3. Перечислите непостоянные признаки глагола. ( Наклонение, время, лицо, род, число).
4. Вспомните спряжение глагола. Как можно его определить? ( По личному ударному окончанию, по инфинитиву).
5. Назовите исключения из 1 спряжения и из 2-го. (Исключение из 2 спряжения: брить, стелить; исключения из 1 спряжения: слышать, дышать, держать, гнать, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, смотреть, вертеть, терпеть).
6. Назовите основные отличия наклонения глагола друг от друга. (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях, есть частица бы. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника, часто присутствуют частицы пусть, пускай).
7. Как определить лицо и число глагола? (при помощи чего?) (При помощи окончания).
8. Какие глаголы мы называем разноспрягаемыми? (Хотеть, бежать).
9. Какие глаголы мы называем безличными? Почему? (Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица, поэтому называются безличными).
10. Как отличить разряды прилагательных друг от друга? (Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внешнему виду, по внутренним качествам. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, указывают на признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета. Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному).
11. Каким членом предложения обычно являются краткие прилагательные? (Сказуемым).
12. Чем отличаются полные и краткие имена прилагательные? (Окончанием).
13. Какие степени сравнения прилагательных существуют? Как они образуются? (Сравнительная простая и сложная, превосходная простая и сложная. Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов: -ее (-ей), -е, -ше. Сложная сравнительная степень при помощи слов более или менее. Простая превосходная при помощи суффикса –ейш или –айш. Сложная превосходная степень при помощи слов самый, наиболее, наименее).
14. Когда Не с прилагательными пишется слитно? (Если слово без Не не употребляется, если слово с Не можно заменить близким по значению синонимом без не-).
15. Когда Не с прилагательными пишется раздельно? ( Если в предложении есть или подразумевается противопоставление).
16. На какие 2 разряда по значению и грамматическим особенностям делятся числительные? (Количественные и порядковые).
17. Когда в наречиях после шипящих пишется О, а когда Е? От чего это зависит? Назовите исключения. (на конце наречий после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е. Зависит от ударения).
18. Когда в наречиях пишется одна буква Н, а когда две? ( В наречиях пишется столько Н, сколько их в прилагательном, от которого данное наречие образовано).
19. В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак? (назовите исключения). (На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж).

Подведение итогов, подсчет баллов.
Учитель: Молодцы, ребята! Поработали сегодня хорошо, и каждый получит сегодня отметку на уроке, а выигравшая команда небольшие призы!
Выведение отметок за урок и вручение небольших подарков.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Как делать работу над ошибками? | Как сохранить веки от преждевременного старения
Опубликовано: 3956 дней назад (22 января 2014)
Просмотров: 6002
+2
Голосов: 2
Валентина Политова # 22 января 2014 в 22:22 +2
Выбрана интересная форма проведения игры. Такие игры можно проводить не только при повторении всего курса, но и какой-то темы или в рамках предметной декады. Возьму себе на заметку.