Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обзор дополнительной образовательной программы "Азы финансовой культуры для дошкольников"

Обзор дополнительной образовательной программы
Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Л. В. Стахонович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно – денежным отношениям. Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, и от взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить. Поэтому проблема финансового воспитания становиться актуальной применительно даже уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 – ФЗ от 17.10.3013г.

Цель программы: формирование финансовой культуры и азов грамотности у детей старших подготовительных групп детских садов.

Задачи реализации Программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
* трудиться, работать и зарабатывать;
* деньги, доходы;
* покупать, тратить, расходовать, транжирить;
* откладывать. копить. сберегать;
* одалживать. занимать, отдавать, возвращать;
* планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого – педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.

Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста.
Базовой формой и методом реализации Программы является игра. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные.

Интерактивный мини – спектакль (обучающая сказка) – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребенка, возможность обсуждения и советов. Этот метод обучения финансовой культуре можно использовать в средней группе.

Еще один интересный метод - Ситуационная задача .Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребенку захотелось найти на него ответ.

Занятия – исследования – один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения и воспитания.

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно – развлекательного содержания.

Чтение – основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно – исследовательской, коммуникативной деятельности.
Выставки по темам Программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

Проекты по темам программы - эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель – родитель – ребенок». Участники проекта осваивают новые понятия, формируют представления о финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнером и помощником родителей и ребенка в саморазвитии.

Папка – передвижка предназначена для работы с семьей. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудиться», «Мы идем в магазин», «Мы идем в банк» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определенный срок (выходные дни, праздники, занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется обратная связь с семьей.

Под Программу подготовлена серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: «Читаем и обсуждаем», «Рассуждаем и решаем», «Мини – спектакли», «Говорим с детьми о финансах», «Методические рекомендации».

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным минипостановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Но знакомить детей с культурой финансовой грамотности мы можем уже с младшего дошкольного возраста.
В младшей группе работа направлена на воспитание бережного отношения к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.

В средней группе одна из задач - это помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей, воспитать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях, дать детям первые экономические знания о купле и продаже товара.

В старшей группе – дать представление о материальном обеспечении семьи, познакомить детей с таким понятием как «потребности» человека. В игровой форме познакомить детей с понятием «бюджет», воспитывать культуру потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.

В старшем дошкольном возрасте можно познакомить детей с понятием «реклама». Что такое реклама? Какая она бывает? (печатная, аудио, видео реклама).

В подготовительной группе – задача постепенно ввести детей в мир экономических отношений, совместно с родителями сформировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи, расширить представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг.

Таким образом, в результате освоения данной программы дети смогут:
- получить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

Рекомендуем посмотреть:

Вводный курс по обучению основам финансовой грамотности детей средней группы ДОУ Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы ДОУ Квест-игра в подготовительной группе ДОУ по финансовой грамотности Интеллектуальная игра для дошкольников по финансовой грамотности
Конспект занятия по экологическому воспитанию в младшей группе на тему: «Путешествие в чудесный лес»
Опубликовано: 289 дней назад (23 февраля 2021)
Просмотров: 357
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!