Рекомендации родителям от педагога-психолога «Как повысить самооценку школьника?»
Ребенку важно ощущать поддержку в первую очередь от самых родных людей - родителей. Именно взрослые могут улучшить мнение ребенка о себе.
1. Старайтесь чаще хвалить ребенка за малейшие достижения, а также демонстрируйте свою любовь и гордость за него.
2. Найдите деятельность, в которой ребенок будет успешен – рисование, иностранный язык, плавание и т.д.
3. Будьте для ребенка защитой, поддержкой, опорой. Старайтесь всегда быть на его стороне. Зная, что у него имеется надежный «тыл», ребенок будет чувствовать себя увереннее.
4. Расширяйте круг общения вашего ребенка, знакомьте его с детьми ваших знакомых и друзей.
5. Отдайте его в спортивную секцию или кружок: совместные интересы, борьба за первенство, командный дух способствуют повышению самооценки младших школьников.
6. Научите ребенка говорить «Нет!».
7. Помните, что ребёнок – это самая большая ценность, любите и принимайте его таким, какой он есть.
8. Уважайте в своём ребёнке личность, воспитывая в нём чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте ребёнка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
9. Отмечайте даже незначительные успехи своего ребенка. Создавайте ситуации успеха.
10. Не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
11. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений.
Существуют личные права, которыми могут пользоваться дети, как механизмом защиты для разрешения всевозможных конфликтов. И при неадекватно низкой самооценке можно дать следующие рекомендации:
Дети имеют право:
- иногда ставить себя на первое место;
- просить о помощи и эмоциональной поддержке;
- протестовать против несправедливого обращения или критики;
- на свое собственное мнение и убеждение;
- совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
- предоставлять людям решать свои собственные проблемы;
- говорить: “Нет, спасибо”, “извините, нет”;
- не обращать внимания на советы окружающих и следовать собственным убеждениям;
- побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
- иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие;
- менять свои решения или избирать другой образ действия;
- добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.
Дети не обязаны:
- быть безупречным на все 100%;
- следовать за толпой;
- любить людей, приносящих вам вред;
- делать приятное неприятным людям;
- извиняться за то, что были самим собой;
- выбиваться из сил ради других;
- чувствовать себя виноватым за свои желания;
- мириться с неприятной ситуацией;
- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
- сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
- делать больше, чем вам позволяет время;
- делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
- выполнять неразумные требования;
- отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
- нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
отказываться от своего “Я” ради кого бы то ни было.
Это достаточно большой арсенал для борьбы с низкой самооценкой. Самое трудное - осмелиться сделать это, нарушить тот образ, который привычен для вас самих и, как вы считаете, для окружающих. Для того чтобы быть собой, а не привычным, удобным для себя и окружающих человеком, требуется смелость. Не сравнивайте себя с другими. Помните, что каждый человек неповторим и ценен просто потому, что он - это он, уникальная, своеобразная личность. Он, безусловно, достоин любви многих, но в первую очередь, прежде всего, - самого себя.
И, самое главное, стараясь повысить самооценку ребенка младшего школьного возраста, родителям необходимо быть хорошим образцом для подражания.
Рекомендуем посмотреть:
Рекомендации для родителей по воспитанию детей