Тренинг для подростков 13-17 лет «Дрожу, как осиновый лист» - преодоление тревожности
Цели и задачи:
- создание благоприятных условий для работы в группе;
- определить выраженность тревожности в структуре личности подростка;
- помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля;
- способствовать снижению напряжения, дать ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги;
- снижение субъективной значимости проблемной ситуации для подростка, достижение им внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующей проблеме.
- регуляция эмоциональной сферы;
- мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения; 1. Ритуал приветствия.
• Упражнение «Подари улыбку другу».
2. Разминка.
• Упражнение «Я испытываю тревогу, когда…»:
Ребята, по очереди, передавая символ слова (игрушку сердечко) закончите предложение: «Я испытываю тревогу, когда…»
- Что вы чувствуете в тот момент, когда вам тревожно? (Варианты ответов детей: учащенное сердцебиение, потливость, дрожь, затруднение дыхания, ощущение комка в горле, дискомфорт в груди, тошнота, чувство головокружения, приливы жара или ознобы, онемение или ощущение покалывания, мышечное напряжение, чувство нервозности, затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства, постоянная раздражительность, затрудненное засыпание из-за беспокойства).
3. Основное содержание, работа по теме: • Беседа:
Благодарю за ваши ответы. С тревогой знаком каждый из нас. Это смутное, неприятное эмоциональное состояние, когда человек ожидает неблагоприятного развития событий, мучается от наличия дурных предчувствий, напряжения и беспокойства. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "я". У некоторых людей тревога становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога начинает мешать ему в его повседневной жизни.
- Нужно ли избавляться от тревожного состояния? (ответы детей).
Сегодня на нашем занятии, через упражнения мы будем пытаться повысить качество жизни и познакомимся с техниками по снижению тревоги. Но для начала проведем тест, который поможет вам определить выраженность тревожности в структуре вашей личности.
• Тест: Шкала тревожности Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и обведите цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№ пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я внутренне скован 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4
Шкала личной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Суждения
№
пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4
22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4
23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4
26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я бываю доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4
Интерпретация результатов
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
• до 30 баллов – низкая тревожность,
• 31 — 44 балла — умеренная тревожность;
• 45 и более — высокая тревожность.
Очень высокая тревожность (> 46) прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Низкая тревожность (<12), наоборот, характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
***
- Ребята, наверняка многие из вас, когда либо, испытывали страх и волнение, во время ответа у доски, при защите проекта, выступления или изложение каких-то фактов перед всеми, т.е. были центром внимания перед аудиторией.
- Как же преодолеть волнение и тревогу перед выступлением или ответом у доски?
- Начнем с самого главного: сначала необходимо понять, отчего возникает излишнее волнение перед слушателями (одноклассниками, учителями и т.д.).
- Сейчас, попробуйте подумать и определить основную причину своего волнения (Я буду зачитывать примерные варианты, вызывающие тревогу, а вы примеряйте их на себя и подбирайте подходящий вариант для вас):
* недостаток знаний (недостаточное владение информацией), которые вы излагаете;
* ваши индивидуальные особенности: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе;
* недоверие к слушателям, думая, что им будет не интересен ваш доклад;
* личный опыт провала, когда была ошибка при ответе, и кто-то высмеивал ваше выступление или ответ;
* чрезмерное погружение в свои переживания, при этом, забывая обо всем.
Подумайте, и попробуйте определить причину вашего волнения.
Упражнение «Как понять самого себя»
- Ребята, упражнение направлено на активизацию самопознания того, каким образом у вас возникает состояние напряженности в аудитории, когда вы отвечаете.
«Представьте как можно отчетливей одну из таких ситуаций. Закройте глаза, и пусть перед вашим внутренним взором всплывут детали этой ситуации – обстановка классной комнаты или актового зала и лица слушателей.
Представьте, что вы направляетесь к месту выступления. По мере того, как вы идете, что вы начинаете ощущать? Двигайтесь в своих внутренних образах медленно, не упускайте при этом ни одной тонкости своих ощущений. Постарайтесь как можно полнее и реальнее почувствовать изменение своего состояния.
Какие образы у вас возникают?
С кем из присутствующих связано ваше волнение?
- Может быть, со слушателями (одноклассниками, учителем)? И при этом, возникают мысли следующего типа: «Они смотрят на меня», «Они будут меня критиковать, задавать сложные вопросы», «Они не будут слушать» и т.д.
- А может быть, с самим собой? При этом, могут возникать такие мысли, как: «я так боюсь сказать что-то не так», «боюсь быть непринятыми слушателями», «я плохо выгляжу», «боюсь критики и несогласия с моей точкой зрения» и т.д.
- И так, ребята, вы определили для себя, где «проживает» ваше волнение и напряжение?
Ну, а теперь, познакомимся с общими и конкретными советами по преодолению волнения и тревоги:
- за день до выступления устройте себе генеральную репетицию без свидетелей: пройдите к тому месту, на котором вы будете находиться, читая доклад, посмотрите в пустой зал (класс), отработайте свою позу, голос, придумайте вступление (как вы обратитесь к залу) и концовку вашего выступления.
- за несколько часов до лекции дома, сидя в кресле с закрытыми глазами, мысленно проиграйте свое выступление (спланируйте сценарий). При этом, очень важно дать себе установку, что выступление пройдет успешно! Попробуйте представить, как собираются слушатели, как вы проходите к месту выступления, как начинаете…
- при ответе или выступлении выберите доброжелательного слушателя и говорите как бы только для него (главное – научиться смотреть ему в глаза);
- как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, переведите глаза на его соседа, установите глазной контакт с ним;
- старайтесь научиться смотреть на слушателей, открыто и дружелюбно;
- научитесь также открыто улыбаться аудитории;
- перед выступлением поговорите с тем человеком, который может вас поддержать и вселить в вас уверенность;
- выступая, можно представить себя актером (актрисой): какую роль вы хотите сыграть, какой «образ – себя» хотите продемонстрировать публике?
* «Образ – Я» складывается из следующих деталей поведения:
- внешнего вида (одежда, выражение лица, тональность голоса, манера себя вести);
- передача эмоциональной окраски: живое позитивное выступление или монотонное чтение материала;
- фразы (приветствие, настрой слушателей), с которых вы начинаете свою речь.
Упражнение «Проблема»
1. Займите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь представить следующие образы-картинки.
2. Подумайте о своей проблеме, которая в последнее время волнует и мучает вас больше всего. Кратко сформулируйте эту проблему для себя в двух-трех словах.
3. Представьте лицо человека, с которым вы недавно обсуждали свою проблему. Вспомните, о чем он говорил и что вы ему отвечали. Воспроизведите в своем воображении обстановку комнаты, время и содержание беседы.
4. При помощи своего воображения постарайтесь увидеть ситуацию со стороны, как будто вы стали внешним наблюдателем. Например, вы видите себя и своего собеседника отраженными в зеркале. Включите в эту «картинку» ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Какие проблемы и нерешенные вопросы есть у них? Что их мучает, и какие препятствия им приходится преодолевать в жизни? Представьте дом, в котором вы живете, и людей, которые живут вместе с вами.
5. Когда ваша «картинка» расширится и станет для вас отчетливой, включите в нее ваше представление о городе, в котором вы живете, подумайте также обо всей стране, ее огромных пространствах и людях, населяющих города, села, деревни. Расширяя свое воображение, представьте теперь всю нашу Землю с ее материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей.
6. Двигайтесь дальше к расширению «картинки»: подумайте о нашей Солнечной системе — огромном пылающем Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Постарайтесь почувствовать бесконечность Галактики и ее равнодушное «спокойствие» и даже безразличие к существованию каких-то маленьких человеческих существ, населяющих Землю...
7. Продолжая удерживать в своем воображении это переживание необъятной глубины Космоса, снова подумайте о своей проблеме. Постарайтесь сформулировать ее в двух-трех словах.
После выполнения данного упражнения участники группы делятся своими впечатлениями.
Игра «Мусорное ведро».
В данном упражнении напишите, что или кто вас тревожит. А теперь, сомните или разорвите этот листок на мелкие кусочки и выбросите в мусорное ведро.
Вывод:
Ребята, ВАЖНО помнить, что определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Симптомы тревожности - это признаки готовности человека действовать, их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.
I. Релаксация. Упражнение «Горящая свеча».
Расслабляющее свойство выхода используется при дыхании с горящей свечей. На столе стоит зажженная свеча, дети садятся перед ней таким образом, чтобы пламя находилось на расстоянии 15-20 см от губ участников.
- Ребята округлите губы и медленно выдыхайте на пламя свечи. Не тушите огонь, но отклоняйте его осторожной, медленной и сильной струей воздуха. Постарайтесь дуть так, чтобы угол наклона пламени был одинаковым с начала выхода до его полного завершения. Выполняйте это упражнение в течение 5 минут. Таким способом вы обучитесь ровному, продолжительному расслабляющему выходу, который будет «выносить» из вас и сжигать в пламени свечи весь накопившийся ментальный «мусор», высвобождать от всего, что мешает вам быть свободным и спокойным.
II. Рефлексия. Подведем итоги
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
- Что понравилось на занятии?
- Что было трудно делать?
- С чем уходите, и что с собой берете?
III. Ритуал окончания занятия. Упражнение «Подари улыбку другу»:
Ребята, вставайте в круг, возьмитесь за руки, слегка сожмите их. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук, милую улыбку и частичку своей доброй души своим друзьям. Произнесем друг другу: «Спасибо, до встречи».
Занятие окончено.
В конце занятия, психолог раздает участникам группы памятки с рекомендуемыми упражнениями для школьников, в момент тревожного состояния:
- «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Мысленно, связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с мелодией, цветом, пейзажем, каким либо характерным жестом и т.д., которые помогут погасить тревогу. Данные образы постараться удерживать в сознании, пока эмоциональное состояние не стабилизируется.
- «Приятное воспоминание». Представить себе ситуацию, в которой испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
- «Использование роли». В трудной ситуации, необходимо представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».
- «Контроль голоса и жестов». Уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность. Необходима тренировка перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков «Улыбка».
- «Дыхание». Способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
- «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
Скачать Тренинг для подростков 13-17 лет «Дрожу, как осиновый лист» - преодоление тревожности