Использование здоровьесберегающей технологии «биоэнергопластика» при выполнении артикуляционной гимнастики детьми
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии детей отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности мелкой моторики руки.
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Мы долго искали пути решения этой проблемы и, наконец, обратились к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия.
Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. В России идею использования биоэнергопластики развила кандидат педагогических наук Ирина Курис. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – это плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителя-логопеда в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Цель: повышение эффективности постановки и автоматизации звуков.
Задачи: совершенствовать постановку звука и введение его в речь; развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику; развивать координацию движений; повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей.
На первом этапе работы проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, мыслительных процессов. Дети знакомятся с органами артикуляции и обучаются классической артикуляционной гимнастике. В дальнейшем используются красные варежки (имитация языка) и игровые персонажи: Веселый Язычок и Лягушка-Говорушка. Они делают артикуляционную гимнастику, наблюдают за успехами детей, подбадривают их, дают советы и рекомендации, просят поделиться новостями с родителями.
Второй этап работы – основной. Он состоит из четырех частей. В первой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем-логопедом и ребенком с подключением ведущей руки в красной варежке. Надевая красную варежку, дети учатся имитировать положение языка во время артикуляционной гимнастики. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом.
Во второй части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем-логопедом и ребенком с подключением другой руки в красной варежке. Постепенно темп выполнения упражнений увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный учителем – логопедом, на его счет и образец движения руки.
В третьей части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем-логопедом и ребенком с подключением обеих рук в красной варежке. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их прочными, легкими, ритмичными.
В четвертой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых ребенок самостоятельно выполняет артикуляционную гимнастику в сопровождении обеих рук в красных варежках как классических, так и придуманных самостоятельно. Учитель-логопед может подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение..
В первый и второй этапы работы включаются упражнения на правильное речевое дыхание, на развитие силы голоса и правильного выдоха.
На третьем заключительном этапе дети автоматизируют полученные навыки. Знакомые упражнения дети закрепляют в речевом уголке самостоятельно. Упражнения выполняются без помощи зеркала. Дети показывают перчаточный театр пальчиков и языка, рассказывают и показывают самостоятельно придуманные сказки. Повышают интерес к выполнению упражнений схемы, рисунки с обозначением упражнений. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки, сказки.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка; позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и мелкой моторики; способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям; позволяет убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Применение биоэнергопластики целесообразно не только для детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития, но и для детей с нормальным интеллектуальным и речевым развитием
Рекомендуем посмотреть:
Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа
Дорожка здоровья для ребёнка своими руками
Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ