Из опыта работы. Работа школы-интерната по программе «Технология саморазвития личности обучающегося Г.К. Селевко»
«Воспитание есть в конечном счете – самовоспитание». Л.С. Выготский.
В 2015-16 учебном году наш опытный воспитатель, Алексеев Владимир Гаврильевич, предложил вести воспитательную работу в школе по программе «Технология саморазвития личности обучающегося Г.К. Селевко», которую он адаптировал под нашу школу. Началась подготовительная работа.
2016-2017 учебный год прошел как год апробации программы «Технология саморазвития личности обучающегося Г.К. Селевко». Особое внимание уделяется условию жизни, учебы, досуга слабовидящих и слабослышащих детей в школе, обеспечивающие безопасность и сохранность их жизни и здоровья, неукоснительное выполнение санитарно-гигиенических требований, норм техники безопасности. Неоднократные заседания по составлению программы учебно-воспитательной работы школы. На первом месте поставлен морально-психологический климат общения в школьном коллективе.
С 2016-2017 учебного года вся воспитательная система школы строится на идеях Г.К. Селевко. На основе таких подходов, как личностно-ориентированный, гуманистический. Воспитание заключается в создании комфортной атмосферы, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания, саморазвития, определение профессиональной ориентации. Для реализации замысла используются технологии: здоровьесберегающие, педагогическая поддержка, информационно-коммуникационные.
Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.
Задачи воспитательной работы:
- всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности, интеграция учащихся на различных мероприятиях
- физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание негативного отношения к вредным привычкам,
- преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций,
- активизация органов самоуправления в школе, постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе,
- укрепление связи семья-школа,
- повышение методического мастерства классных руководителей и воспитателей.
Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности.
Процесс поэтапного изучения теории самосовершенствования личности, а также позитивные изменения и возможные отклонения развития ребенка профессор Г.К. Селевко представил в виде схемы.
Критериями результативности воспитательного процесса являются:
Готовность ребенка к самоопределению, самореализации.
Развитость индивидуальных способностей ученика.
Нравственная направленность личности.
Физическое и психическое здоровье школьника.
Сформированность базовой культуры учащегося.
Приоритетное направление и способы организации воспитательной деятельности
Приоритетным направлением воспитательной системы личностного роста и самоопределения является нравственность и духовность как основа личности, патриотическое воспитание, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, информационная и экологическая работа.
На основании выдвинутых задач на 2016-2017 учебный год были сконструированы воспитательные планы и программы:
- план воспитательной работы по программе «Технология саморазвития личности учащегося по Г.К. Селевко»
- план работы «Школы родителя»;
- план Поста ЗОЖ;
- план работы системы дополнительного образования;
- план работы детской организации ВПК «Мамонт».
Реализация поставленных задач осуществлялась через планомерную совместную воспитательную работу классного руководителя и воспитателя по программе «Технология саморазвития личности учащегося по Г.К. Селевко», работу творческих групп, ВПК «Мамонты», ДОО «Big Dreams». Содержание общешкольных дел было направлено на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Большая часть планируемых мероприятий проводилась в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с органами ученического самоуправления, родителями.
Программа составлена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка:
Если взять по классам воспитательную по классам, приводим основные направления по воспитательной работе.
В начальных классах - «Начало этики», воспитательная работа по саморегуляции поведения.
В 5-6 классах воспитательная работа ведется, в основном, по формированию сплоченного коллектива, по развитию личностных особенностей учащихся. «Познай себя», «Сделай себя сам»
В 7-9 классах – на формирование нравственного самосознания, ответственности, как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой. Развивать у учащихся стремление к здоровому образу жизни средствами внеурочной деятельности. «Научи себя учиться»,
«Утверждай себя»
В 10-12 классах – по развитию самостоятельности учащихся в делах и поступках, по формированию гражданской позиции выпускника, правовой и политической культуры. «Найди себя», «Управляй собой», «Реализуй себя».
Для самореализации и самовоспитания проводятся различные предметные олимпиады, КВНы, Викторины, квест игры, конкурсы, акции, культурные походы. Для развития в сфере общения проводятся тренинги общения, ролевые игры, встречи с интересными людьми.
В школе сформирован календарь традиционных творческих дел, основанных на принципах и взглядах воспитательной системы образовательного учреждения. Мероприятия охватывают несколько направлений воспитательного процесса, формы проведения их различны. Используется методика коллективных творческих дел. Традиционные мероприятия: День знаний, ярмарка «Дары осени», «День учителя», «Здравствуй, Лето!», «День школьника», «Прощай, Азбука», последний звонок – успешный результат тесного творческого взаимодействия учеников, педагогов и родителей. Налажено взаимодействие в этом направлении с попечителями.
Основным направлением воспитательной работы в 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебных годах является внедрение программы «Технология саморазвития личности учащегося по Г.К. Селевко», укрупнение кружковой работы и «Школы родителя».
Работа классных руководителей и воспитателей с различными категориями учащихся велась согласно совместному воспитательному плану и по программе курса «Технология саморазвития личности учащегося по Г.К. Селевко»: постоянное особое внимание уделяется трудным детям, детям из проблемных семей.
Поставленная в начале задача о совместной деятельности классного руководителя и воспитателя осуществлялась через классные часы, выезды в зоопарк, парк и в кинотеатры, экскурсии по городу и т.д. В будущем планируется продолжить работу по этому направлению.
МО воспитателей работает над внедрением программы «Технология саморазвития личности учащегося по Г.К. Селевко». Воспитатели ведут свою воспитательную работу по группам, их 12. В этих группах работают и молодые, и опытные специалисты.
Постоянно и системно занимаются самообразованием. Провели ворк-шопы, мастер классы по реализации программы «Технология саморазвития личности учащегося по Г.К. Селевко». Проходят аттестацию педагогических работников, повышают свою квалификацию.
Заседания проходят по самым актуальным проблемам:
- планирование работы по внедрению программы «Технология саморазвития личности учащегося по Г.К. Селевко»;
- использование новых воспитательных технологий.
- организация и укрупнение кружковой работы по интересам детей;
- работа с родителями по технологии фасилитации «Школа родителя»
- профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся; особенности работы с детьми из проблемных семей.
Творческие группы воспитателей ежегодно проводят открытые общешкольные воспитательные часы по программе «Технология саморазвития личности учащегося по Г.К. Селевко» по самым актуальным темам: «Давайте познакомимся. Школьные порядки», «Доброта наших сердец», «Влияние пагубных привычек: курения, алкоголя, и наркотиков на здоровье человека», выезды с целью профориентации, ознакомления с будущей профессией.
Все воспитатели проводят в своих классах интересные открытые воспитательные часы по программе «Технология саморазвития личности учащегося по Г.К. Селевко»: Такие как;
«Ты мой друг и я твой друг», «Дорогою добра», «Как поднять настроение», «Безопасность на каждый день», «Передай добро по кругу», «Книги нас делают лучше», «Семья мое богатство», «Славим наших земляков», «Саморегуляция своего настроения». «Мои цели. Пути ее достижения», «О трудоустройстве», «Формула успеха».
Кружковая работа воспитателей ведется по группам.
- Кружок «Юный журналист» выпускают фотоинформации по проведенным мероприятиям в школе, публикации в «Юность Севера», «Кэскил», «Заботы Арчы»; проводят открытые воспитательные часы по знаменательным датам известных людей: «Ахтан-санаан ааьыахха Буетур Тобуруокабы», «Основоположнику физико-математического движения М.А. Алексееву – 100 лет». Участвуют в республиканских конкурсах: «Саха хоьооно - 2017», Влада Афанасьева, номинация «Признание жюри»; конкурс сочинений «Куех дуолум дорообо» - Мичил Моисеев – поощрительный приз; Диана Никифорова – «120 лет первому-лингвисту С.А. Новгородову» - сертификат.
Кулинарный кружок «Рататуй» проводят практические занятия по приготовлению различных блюд, сервировка стола; организуют экскурсии в «Якутский хлебокомбинат»;
посещают Детскую юношескую библиотеку, ежегодно участвуют на кулинарном поединке со студентами профессионального техникум-интерната;
итоговым мероприятием является посещение ресторанов г.Якутска.
Проводят ежегодно благотворительную акцию «Передай Добро по кругу» в доме интернате для престарелых и инвалидов. Перед акцией идет тщательная подготовительная работа. Ребята на кружке стряпают мучные изделия на продажу. На вырученные деньги делают подарки жителям интерната. Также, готовят концертные номера, игры и загадки. Жители и администрация пансионата очень рады и тронуты вниманием молодого поколения. Дети для них долгожданные гости.
Третий год школа проводит республиканский Смарт-фестиваль, где дети продают, приготовленные своими руками, выпечки. В 2016-17 учебном году вырученные деньги с добрыми пожеланиями скорейшего выздоровления и от всего сердца передали ученику 3 «б» класса Айсену Барчахову.
Младшие классы в «Городе мастеров» занимаются изобразительной деятельностью, аппликацией, бумажной пластикой; изготовление изделий из пайеток, сами оформляют свой блок поделками детей, уголок творческих работ детей, подарки для гостей.
Интересными для детей стали занятия по изготовлению осенних поделок и подарков к праздникам День учителя, Новый год, 8 марта, 23 февраля и т.д. У ребят сформировался стойкий интерес к результатам своей работы. Они стали более ответственными, научились правильно организовать свое рабочее место, по окончании работы приводить его в порядок, соблюдать правила техники безопасности. Усвоили различные приемы работы с бумагой, тканью, природного материала, нитками и т.д.
В течение года проводят выставки детских работ. Подготовлены и проведены мастер-классы «Тарелочки для любимой мамочки», «Плетение корзин из газет», изготовление оберегов «Харысхал» из пайеток, изготовление ленточек для акции «Подари георгиевскую ленточку ветерану».
«Кукольный театр» занимается историей возникновения театра кукол, с театральной лексикой, профессиями театральной жизни, обучают детей работать над ширмой, выразительно читать, изготавливают куклы и бутафории – итоговое мероприятие – постановка сказки.
«В гармонии с природой» - перед школой расположены два участка общей площадью 88 кв. метров. Подготовительная работа ведется с середины февраля: выбор и покупка семян, подготовка почвы, заготовка из разных материалов горшков для рассады, посев семян, пикировка рассады, уход за рассадами, подготовка участка, очистка сорняков, посадка цветов. Проводят школьные экологические акции: «Скворечник своими руками», «Сбор вторсырья для рассады и поделок», «Создаем красоту перед школой», где участвуют дети с 0 по 12 классы.
Дети сами ухаживают за комнатными растениями, цветами и аквариумными рыбками. Результат: в 2016 году на городском конкурсе «Миллион цветов» - 2 место и выиграли грант 30000 рублей, на которые приобрели фонтан для зеленого уголка школы. Большим успехом для детей и воспитателей победа на конкурсе является 2018году на конкурсе «Миллион цветов» по направлению «Цветущий Якутск» за лучшее содержание, озеленение и цветочное оформление.
Работа с родителями. В реализации программы В.Г.Селевко по саморазвитии огромную роль играет взаимодействие семьи и школы.
Родители являются активными участниками воспитательного и образовательного процесса в школе. Они помощники и участники целого ряда мероприятий: «Посвящение в первоклассники», «Праздник мам», «Новогодний карнавал», «Последний звонок».
В этом учебном году продолжает работу «Школа родителя» , так как в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности школьника. Важен диалог между родителем и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Творческие группы воспитателей проводят встречи, занятия с родителями по новой технологии фасилитации, направленные на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия школы и семьи. Они проводят школу по интересным для родителей темам: «Адаптация младших школьников», «Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей», «Подростковый период. Как устанавливать контакт с подростком», «Особенности подросткового возраста», «Безопасный интернет, безопасность гаджетов», «Готовы ли выпускники к самостоятельной жизни». Школа привлекла внимание родителей, они могут сами предлагать темы, формы проведения занятий «Школы родителя» .
Развитие самоуправления в школе
В школе-интернате творчески работает детская организация «Большие мечты» - орган ученического самоуправления, который планируют и организуют внеурочную деятельность учащихся. Деятельность их основывается на методике коллективной творческой деятельности. Органы ученического самоуправления избираются и пополняются в начале каждого учебного года. В его состав входят представители классных коллективов с 7 по 12 класс, выбранные на общем школьном собрании.
Их деятельность:
- поддерживают дисциплину и порядок в школе;
- готовят и проводят собрания учащихся школы;
- решают вопросы поощрения и наказания, принимали решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.
Наиболее значимым, по мнению учеников, в 2016-2017 учебном году было получение Гранта Главы РС (Я) в IV республиканском конкурсе социальных проектов детских общественных объединений «Единое детское движение: стермление вперед!» в направлении «Я – кузнец творчества!». А также участие в республиканском конкурсе лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» и республиканском фестивале детских общественных объединений, организованном ЕДД «Стремление» («Дьулуур»). Лидеры сами организуют в школе свои традиционные праздники. Проводят юношескую деловую игру «Станции», ежегодно выезжают на Коммунарские сборы в Намский улус, участие в интеллектуальной игре «Уникум» и активные участники всех школьных мероприятий. Одним из самых интересных мероприятий является системная встреча-знакомства со студентами СВФУ ППОС «Олимп». А также проводят школу лидера для младшего и среднего звена. В рамках реализации международного проекта «Special educational needs» между учащимися ГКОУ «РС(К)Ш-И» и участниками студенческой организации межкультурного общения «NEFU International» продолжена работа. Большой вклад внесли в агитационно-профилактическую работу.
Органы ученического самоуправления нужны и полезны для успешной социализации учащихся, для содержательно – продуктивного общения, для детей реализовать себя рамках тех или иных социальных ролей.
Анализ ученического самоуправления показал, уровень самоуправления в старших и средних классах достаточно высок. Доказательство тому, желающих заниматься самоуправленческой деятельностью становится больше..
Следует признать работу в направлении «воспитательная работа» на оптимальном уровне. И необходимо продолжить работу по реализации программы «Технология саморазвития личности учащегося по Г.К.Селевко».
Работа учащихся над собой сопряжена не малыми трудностями, требует от них большого психологического напряжения, физических сил и энергий, и поэтому не всегда быстро дает ожидаемый результат. Чтобы достичь успехов в самовоспитании требуются длительные и большие усилия.
Но благодаря единому образовательному пространству по программе Г.В.Селевко слабослышащие, слабовидящие дети стали естественными партнерами общения. Положительные результаты дала целенаправленная и систематическая воспитательная работа по развитию правильной речи, по формированию познавательной активности. Все это помогает создавать психологическую обстановку в школе. А самим обучающимся дает больше шансов для их социализации в мире слышащих и зрячих.
Мы педагоги пришли к твердому убеждению, что для детей программа курса Г.К. Селевко является актуальной и является эффективным методом и гарантом в воспитании здорового, сильным духом, интеллектуально развитого и воспитанного ребенка
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя по социальной адаптации воспитанников
Профилактика ассоциативного поведения подростков