Опыт работы по профилактике асоциального поведения воспитанников школы-интерната
Описание: данный материал предназначен для педагогов.
Цель: распространение опыта работы с воспитанниками школы-интерната.
Проблема профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в нашем обществе особенно остра. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Чрезвычайной проблемой является ухудшение физического и психического здоровья молодежи в результате злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами.
В Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Согласно данному Закону
образовательная организация:
- выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе;
- принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
- выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей;
- обеспечивает организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлекает к участию в них несовершеннолетних;
- осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
Работа по профилактике асоциального поведения в ГКОУ КО «Мещовская школа – интернат для детей с нарушением зрения» проводится в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Законом РФ «Об образовании», решениями и распоряжениями Министерства образования и науки РФ, муниципальных органов управления образования, Уставом образовательного учреждения.
Работа по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних носит систематический характер. Чтобы ребёнок не совершал преступлений, не был склонен к асоциальному поведению, ему необходимы: понимание, ощущение своей значимости, помощь в раскрытии творческих способностей, элементарные правовые знания. Этого можно добиться только совместными усилиями всех заинтересованных структур.
ГКОУ КО «Мещовская школа-интернат» с органами и учреждениями составляющими систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ( ПДН ОМВД Мещовского района, ОУУП) ведет совместную работу. В школе в течение учебного года работает школьный Совет профилактики. Учащиеся, стоящие на ВШ контроле отчитываются о своём поведении на Учкоме.
Главное в работе воспитателя:
- это забота об укреплении положения детей в коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений;
- формулирование положительного «Я»;
- создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
- анализ каждого результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений.
Каждый воспитанник группы имеет общественное поручение. Воспитанники выполняют обязанности дежурных по спальне, столовой, школе.
Ежедневно проводим групповые пятиминутки после уроков, где дети рассказывают о посещаемости в классе, успеваемости, о поведении на уроках, совместно обсуждаем возникшие конфликты, ищем пути решения. Также рассматриваем ситуации успеха, у кого что получилось, кому что удалось. Пытаемся анализировать свои результаты.
Важным компонентом в системе профилактики асоциального поведения среди несовершеннолетних является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». В связи с этим ежедневно осуществляем контроль успеваемости. Обсуждаем с учителями-предметниками, классными руководителями поведение, работу на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля. Осуществляем контроль за подготовкой учащимися домашних заданий в полном объёме, ведением тетрадей, дневников.
Следующим важным звеном в воспитательной работе является
контроль посещаемости занятий. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в противоправную и преступную деятельность.
Поэтому ведем контроль посещаемости уроков, контролируем своевременный приезд детей в школу после выходного дня или каникул. В случае пропуска занятий учеником выясняем у родителей и классного руководителя причину отсутствия.
Организация досуга и свободного времени учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно детей из «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в конкурсах, школьных мероприятиях - важнейшее направление воспитательной деятельности.
Система дополнительного образования нашей школы, проведение запланированных мероприятий в основном решают проблему занятости школьников во внеучебное время.
Все учащиеся нашей группы посещают секции, факультативы, творческие объединения.
Пытаясь направить энергию детей в правильное русло, вовлекаю ребят в мероприятия различного уровня, задействую их в общешкольных и общественно полезных мероприятиях.
Дети постоянно привлекаются к трудовым делам. Участвуют в акциях и трудовых десантах: «Территория заботы», «Листопад», «Чистота и порядок», «Снежинка» и др.
Организую коллективную творческую деятельность, посредством которой происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, дети учатся взаимодействовать, сотрудничать, искать точки соприкосновения. Ребята с удовольствием принимали участие (в этом учебном году) в изготовлении Новогодней стенгазеты, готовились к школьному конкурсу « Новогоднее окно» (вырезали украшения в технике вытынанка), готовились к выступлению с новогодним представлением и др.
Проводятся сезонные экскурсии в природу (посещаем городской парк), в музей «Трёх цариц»; посещаем городские мероприятия, которые проводятся на городской площади или в Доме культуры города.
Воспитанники группы посещают библиотеки, как городскую так и школьную.
Они не только берут книги на абонементе, но и являются активными участниками мероприятий, которые проводятся в библиотеках. Так, в школьной библиотеке воспитанники группы участвуют в викторинах и мастер классах, которые проводит библиотекарь.
Мы посетили очередное мероприятие в городской библиотеке, это был информационный час «Пластик. Загрязнение планеты пластиковыми материалами». О чём свидетельствует статья в районной газете «Восход». Анатолий М. – воспитанник нашей группы был назван самым активным участником данного мероприятия.
Данные меры, на мой взгляд, способствуют развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение.
Пропаганда здорового образа жизни – следующее звено воспитательной работы воспитателя. Задача в данном направлении - формирование привычки к ЗОЖ, заинтересовать подростков разнообразными увлечениями. Важно показать ребятам, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного.
Наиболее приемлемые формы работы - беседы, «классный видеочас» с просмотром и обсуждением видеороликов, уроки здоровья, часы размышлений и др.
Постоянно провожу опрос детей по их отношению к алкоголю, курению, наркотикам. И вижу, что наиболее лояльное отношение у воспитанников к употреблению алкоголя и курению. Что касается информированности детей о вреде, который наносится организму в результате употребления алкоголя, табака, то все знают о его негативном влиянии.
Стараюсь, чтобы пропаганда здорового образа жизни не была навязчивой, начинаю с неформальных бесед, стараюсь узнать привычки, наклонности учеников. В группе есть дети, которые курят. К сожалению, проводимая работа (беседы, убеждения, разговор с родителями (законными представителями) пока не привела к должному результату.
Воспитанники группы являются активными участниками школьных мероприятий, проводимых в рамках «Недели здоровья».
Правовое воспитание. Как известно, незнание не освобождает от ответственности, поэтому пропаганда правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. В связи с этим в плане воспитательной работы намечены мероприятия по правовому воспитанию.
В этом учебном году в рамках мероприятий месячника правового воспитания и профилактики правонарушений ( октябрь месяц) проведены следующие мероприятия: «Правила поведения учащихся в школе и на улице»; «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего»; «А что за это будет?».
Организуя с воспитанниками разъяснительную работу о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, стараюсь опираться на реальные факты, делая упор на статьи закона. Надеюсь, это помогает ребятам осознать, что всегда присутствуют ответственность и неминуемое наказание за любой совершенный поступок.
Неотъемлемая часть работы по предупреждению асоциального поведения – это взаимодействие с родителями ( законными представителями) воспитанников. Общение проходит индивидуально с каждым родителем ( законным представителем) по мере необходимости, либо с помощью современных средств связи (телефон, «Ватсап»).
Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Воспитанник нашей группы Денис Г. был поставлен на внутришкольный контроль. В связи с этим приходится уделять этому ребенку особое внимание, держа его под постоянным контролем. К нему был прикреплен член Учкома Александр С.
Ведутся «Дневники наблюдений» за воспитанниками группы.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Необходимо, чтобы не только воспитатели и специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в профилактической работе. Только совместные усилия, работа в системе всего коллектива будут способствовать успеху в этом направлении.
При организации досуговой деятельности необходимо вести систематическую работу по вовлечению несовершеннолетних склонных к асоциальному поведению в спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия; продолжать работу по профилактике вредных привычек; ежемесячно проводить тематические беседы по пропаганде здорового образа жизни.
Хотелось бы чаще привлекать к профилактической работе сотрудников полиции, инспектора КДН, врачей местной поликлиники.
Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявление асоциального поведения среди учащихся.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя по социальной адаптации воспитанников
Работа школы-интерната по программе «Технология саморазвития личности обучающегося Г.К. Селевко»