Методические рекомендации по организации учебного занятия в творческом объединении «Детская хореография»
Методические рекомендации по организации учебного занятия в творческом объединении художественной направленности «Детская хореография»
Данная методическая разработка посвящена проблеме организации учебного и открытого занятия в хореографическом объединении учреждения дополнительного образования в теоретическом аспекте, а также содержатся практические советы и рекомендации по созданию условий его успешного проведения.
Рекомендации адресованы руководителям, методистам, педагогам-хореографам, работающим в учреждении дополнительного образования детей. Содержание
Введение
1. Общие теоретические подходы к организации учебного занятия в УДО
1.1. Структура учебного занятия в УДО
1.2. Формы и типы учебных занятий в УДО
1.3. Условия эффективности организации учебного занятия в УДО
1.4. Воспитательная доминанта учебного занятия в УДО
2. Методика подготовки и проведения открытого занятия в УДО
2.1. Специфика подготовки к открытому занятию в УДО
2.2. Практические рекомендации к организации открытого занятия
2.3. Самоанализ открытого занятия педагогом дополнительного образования
Заключение
Список литературы
Введение
Динамичные изменения современного общества, стремительный научно-технический прогресс, обуславливают осознание ценности культурного наследия, необходимости его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики.
Утраты культурных ценностей невосполнимы, поэтому, сегодня одной из ведущих тенденций дополнительной системы образования является художественное развитие подрастающего поколения как эффективного механизма формирования культурного потенциала и сохранения традиций и наследия страны.
Хореография – это самый впечатляющий вид искусства! Сегодня соци-альный заказ, предъявляемый к современному образованию, ориентирует нас на творческое развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, успешной социализации и адаптации на рынке труда. Учреждения дополнительного образования формируют новую образовательную политику, обеспечивающую доступность, современность, соответствие социальному заказу на образовательные услуги.
Одна из важных форм организации методической работы педагога до-полнительного образования – открытое занятие, специфика которого в отли-чие от текущего заключается в специально подготовленной форме его про-ведения и в то же время в режиме реального учебного процесса.
На открытом занятии педагог-хореограф показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный или инновационный опыт, реализацию педагоги-ческой идеи, применение методического приема, метода и форм обучения.
Целью данных методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам-хореографам в решении педагогических задач по совершенствованию образовательного процесса при подготовке и проведению открытых занятий по итогам Конкурса профессионального педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям 2019».
Основной задачей данных методические рекомендаций является обеспечение повышения качества образования в условиях эффективности про-фессионального самообразования педагогов-хореографов в ходе подготовки к проведению открытых занятий, а также оказание методической помощи при анализе занятия, распространении педагогического опыта. Раздел 1. Общие теоретические подходы к организации учебного занятия в УДО
Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов не только открытого, но и текущего учебного занятия сегодня является жизненно актуальным, что обусловлено рядом факторов:
– возникновение трудностей в определении сущности и специфики учебного процесса в дополнительном образовании детей;
– отсутствие единого понимания того, что представляет из себя по сути основная форма организации учебного процесса – учебное занятие, в чем це-левое назначение данной формы и какое его итоговый творческий продукт;
– наличие трудностей в анализе педагогом своего учебного занятия и в оценке результата своей деятельности и учащихся, а также в выборе приемов, способов организации образовательной деятельности конкретной тематике учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности.
Обратимся к глоссарию основных понятий данных методических ре-комендаций.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограни-ченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Открытое занятие - это учебное занятие в рамках образовательной программы, на котором присутствуют приглашённые гости (эксперты).
Технологическая карта занятия - это новый вид методической про-дукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных дисциплин и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных и дополнительных про-грамм. Технологическая карта предназначена для графического проектиро-вания учебного процесса по темам в виде таблицы, позволяющей структурировать занятие по выбранным педагогом-хореографом параметрам.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного про-цесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
- собственно обучающие;
- общеразвивающие;
- воспитательные.
Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и уме-ниями по преподаваемому предмету.
Это учебные занятия:
- по передаче знаний;
- по осмыслению знаний и их закреплению;
- по закреплению знаний;
- по формированию умений и применения знаний на практике;
- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
- по обобщению и систематизации знаний.
Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития оп-ределенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально ор-организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в ком-плексе.
Таким образом, учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в ло-гике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. 1.1. Структура учебного занятия в УДО
Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом, представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива.
Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
Одним из основополагающих правил организации современного учеб-ного занятия является определение его целей и задач.
Цель занятия – заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть достигнут педагогом и учащимися в конце занятия и является системообразующим стержнем, без которого занятие никогда не превратится в целостную систему.
Цель занятия должна быть поставлена диагностично и операционально, педагог имеет возможность, средства и приемы, позволяющие ему проверить, достигнута ли цель занятия, а операциональность предполагает, что в цели есть указание на средства ее достижения.
Общие цели занятия (обучающая, развивающая и воспитательная) должны быть детализированы микроцелями и задачами этапов занятия.
В целях необходимо проектировать как деятельность педагога, так и деятельность учащихся.
Проектировать необходимо как локальные, близкие цели, реализуемые на конкретном занятии, так и перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса. Первая группа целей конкретизирует вторую группу и направлена на их достижение.
При проектировании цели занятия необходимо обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственную, значимую для себя. Если учащиеся не понимают и не принимают целей педагога как собственные, то процесс обучения остается для них процессом нейтральным.
Цель лишь тогда становятся значимой для ребенка, когда она способствует удовлетворению актуальных для него потребностей, когда он признает их действительно необходимыми. «Я считаю очень важным условием успеха то, чтобы цель, которую надо достигнуть в преподавании предмета, ставил не только педагог, но и сами учащиеся» В. А. Сухомлинский.
На каждом занятии должны быть спроектированы обучающие и развивающие цели, а воспитательную цель целесообразно ставить только перед блоком (модулем, разделом, темой) занятий, т.к. между воспитательным воз-действием и его результатом нет прямой однозначной связи и воспитательное воздействие и его результат, как правило, разведены во времени.
Обобщим алгоритм целеполагания учебного занятия:
• педагогу нужно как можно конкретнее, детальнее сформулировать идеал ребенка, которого хотелось бы достичь (образ ожидаемого результата);
• сравнить с помощью специальных методик конкретного ребенка с идеа-лом;
• выявить существенные расхождения полученной картины с идеалом (иначе говоря, определить воспитательные проблемы как перспективы со-вершенствования);
• определить предполагаемые изменения, которых педагог хочет достичь за данный промежуток времени.
Учащийся должен обязательно знать цель учебного занятия. Не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. Учащиеся чувствуют себя увереннее, когда представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать.
Цель занятия определяет характер взаимодействия педагогов и уча-щихся на занятии и реализуется не только в действиях педагога, но и в соответствующих им действиях учащихся.
Осознание цели занятия педагогом подчиняет всю его деятельность на занятии цели, делая ее более эффективной, и помогает, исходя из нее, более четко оценить результаты занятия.
Дает возможность более осмысленно отобрать факты, понятия, доказательства, обобщения, на которые педагог будет опираться в ходе занятия.
Помогает выделить главные идеи, зависимости, законы и более четко организовать активную познавательную деятельность учащихся на занятии.
Обеспечивает преемственность в изучении материала, помогает выявить внутренние связи изучаемого материала.
Ясно и четко поставленная, объясненная и принятая учащимися цель их деятельности на занятии подчиняет себе их работу и делает ее более продуктивной.
Подготавливает учащихся к усвоению нового материала, раскрывает перспективу последующей их учебной деятельности.
Подводит учащихся к понимании. связей, особенностей, выводов, важных с точки зрения целей.
Обеспечивает четкое членение занятия на учебные моменты, учебные задачи, которые являются шагами в достижении цели занятия.
Таким образом, сформулированная цель должна быть: а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.
На занятии учащиеся усваивают знания, выполняют умственные и фи-зические действия, приобщаются к каким-то нравственным категориям. От-сюда вытекает триединая цель (ТДЦ) в трёх аспектах задач: 1) воспитатель-ном; 2) развивающем; 3) образовательном.
Если триединая цель занятия есть связь настоящего с будущим, то его конечный результат есть связь настоящего с прошлым. Эффективность занятия определяется степенью адекватности результатов и цели.
Примеры постановки образовательных целей занятия:
Формирование знаний и умений и навыков учащихся по теме…
Организация деятельности учащихся по изучению и закреплению …
Организация деятельности учащихся по повторению и обобщению пройденного материала…
Организация проверки знаний
Задача – это средство достижения цели. Цель ставится на все занятие, а задачи (подцели) – на этапы занятия и т.д. Показателем эффективности занятия является соответствие результатов запланированным целям.
Поскольку постановка ТДЦ занятия (целеполагание) - идеальное пред-восхищение его конечных результатов, то соответственно на занятии реша-ются и три вида задач: обучающие (направлены на освоение системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков), воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности) и развивающие (направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка).
Способ постановки задач включает процесс, где сформулирован ре-зультат через описание тех изменений, которые педагог хочет произвести в учащимся, через описание на языке способностей, умений, личностных ка-честв и социальных достижений. Каждый раз, формулируя задачу, педагог отвечает для себя на вопрос: что нового должно появиться в умениях и чело-веческих качествах учащегося в результате моей деятельности, и на какое изменение я рассчитываю? Ответ на этот вопрос и есть задача педагогической деятельности. Это один из самых трудных этапов работы, т.к. он связан с освоением новой профессиональной идеологии, нового стиля мышления. Однако результат достоин всех усилий: у педагога появляются задачи, которые в самом высоком смысле могут быть названы педагогическими.
Общие требования к постановке задач занятия:
• задачи ставятся с учетом целей и назначения всего процесса обучения;
• задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
• задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам пред-полагаемой деятельности;
Примеры конструирования задач учебного занятия:
Воспитательные:
- воспитание эмоционально-волевой сферы ребенка….
- воспитание эстетически-нравственного восприятия окружающего мира ……
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, целе-устремленности в достижении поставленной цели, умения работать в кол-лективе и в парах…….
Развивающие:
- развитие положительной мотивации учащихся к обучению дет-ской хореографии и успешному освоению программы на примерах высокохудожественных произведений……..
- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение)……
- развитие музыкально-танцевальных способностей учащегося, по-требности к творческому самовыражению…..
Обучающие:
- обучение учащихся технике хореографического движения (физические данные: сила, выносливость, ловкость, гибкость, осанка, рост, выворотность стопы, выразительность телодвижений и поз; музыкальная па-мять: чувство ритма, координация движений, музыкальный слух)…..
В целом учебное занятие любого типа, в общем, так и хореографического в частности, как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Рас-пространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
7 этап: рефлективный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если не-обходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Таким образом, изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических це-лей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой индивидуальной. К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный ма-териал, аудио, видеотека и др. Педагогу-хореографу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования и применяемого наглядного материала, что часто ими не берется во внимание.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывает-ся краткий конспект или технологическая карта конкретного учебного или от-крытого занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагоги-ческой деятельности методики здоровьесберегающих систем. 1.2. Формы и типы учебных занятий в УДО
Во все времена педагога дополнительного образования волновала про-блема, как сделать так, чтобы всем было интересно на занятии, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного ребенка.
Поэтому, необходимо ответить на вопрос - каким критериям должно соответствовать современное дополнительное образование детей и молодежи?
Образовательный процесс должен иметь ярко выраженный развивающий характер и основываться на выявлении природных способностей и интересов ребенка; включать разнообразные формы и типы; опираться на существующие сертифицированные программы образования; использовать развивающие методики в работе с детьми; принимать во внимание потребности общества; учитывать региональные и национальные традиции.
В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:
• комбинированные - изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний;
• подача нового материала;
• повторение и усвоение пройденного - контрольные и проверочные ра-боты, анализ полученных результатов;
• закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
• применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.
Педагог-хореограф должен умело применять психолого-педагогические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского хореографического коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.
Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом: возрастных психологических особенностей учащихся; цели и задач образовательной программы; специфики предмета и других факторов.
Отличительные особенности учебного занятия по хореографии заключаются в том, что:
- ведущим методом обучения в детской хореографии является интегративный за счет взаимосвязанных отраслей детского, классического, народно-го, джаз-модерн, контемпорари танцев;
- подача программного материала подается от простого к сложному;
- специфическими формами образовательного процесса являются: показ спектаклей, мюзиклов, конкурсное движение, выездные концерты, постановочная работа.
Таким образом, выделим факторы, способствующие успешному проведению занятия: хорошее знание материала; бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии; продуманный план занятия; правильный выбор и разнообразие методов обучения; занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу; богатство интонаций, его выразительная мимика, об-разная жестикуляция; выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся
Тем не менее, факторы риска «провального» учебного занятия вклю-чают: неуверенность учащихся в знаниях; рыхлая композиция занятия; неправильный подбор и однообразие методов обучения; скованность движений педагога, его «зажатость»; монотонность и сухость при изложении материала; бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом; отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия; отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся.
Таким образом, в основе многообразных форм учебных занятий имеются основные общие характеристики: каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности; любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; построение учебного занятия осуществляется по определенной схеме и логике, зависящей от его цели и типа. 1.3. Условия эффективности организации учебного занятия в УДО
Конечно же, для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия? По существу, здесь необходимо говорить о целой методике подготовки учебного занятия. Специфика организации учебного занятия в системе УДО опирается на алгоритм подготовки и реализации педагогом комплекса условий.
1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия.
Рефлексия собственной профессиональной деятельности и учебной работы учащихся педагогом-хореографом опирается на поиск ответов на следующие вопросы:
1. Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
2. В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
3. Насколько полно и качественно реализовано содержание?
4. Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
5. За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
6. В зависимости от результатов что необходимо изменить в последую-щих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
7. Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап. Моделирующий.
По результатам анализа предыдущего занятия строится модель буду-щего учебного занятия:
– определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий),
– обозначение задач учебного занятия,
– определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного,
– определение вида занятия, если в этом есть необходимость,
– продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;
– подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми ма-териала занятия.
3 этап. Обеспечение учебного занятия.
Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия). Обеспечение учебной деятельности уча-щихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного ма-териала: подготовка заданий. Хозяйственное обеспечение; подготовка каби-нета, инвентаря, оборудования и пр.
Итак, необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации пред-ложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных за-нятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.
Выделим системные моменты при подготовке к учебному и открытому занятию педагогом-хореографом:
1. Проанализировать, как показать учащимся, ради чего этот материал «изучается», зачем он нужен.
2. Запланировать как разбить ход занятия, чтобы тема (раздел) не распадалась на несвязанные кусочки. Естественно, у каждого предмета, каждой темы могут быть свои особенности, и представить тему (раздел) так, чтобы она выступила как нечто цельное, единое, можно с обычным устным объяснением.
3. Прежде, чем проводить занятие, детально «прокруть» его в голове. Особенно обратите внимание на связки между заданиями (что я скажу о следующем задании, где будут стоять дети, куда убрать тот или иной атрибут и т.д.).
2. Продумать все вопросы. Не задавать вопросов типа: «Что вы думаете о том или этом?» Все ответы детей принимаются! Нельзя говорить: «ты ска-зал неправильно». Нужно спросить у других детей: «А кто думает иначе?».
3. Несмотря на то, что сейчас все занятия проходят более демократично, держать всю ситуацию под контролем, особенно дисциплину! Если не сделать замечание, то темпоритм занятия полностью сбивается и общее впе-чатление от результативности хорошего творческого занятия может оказалось не очень позитивным. Это не значит, что надо было сделать замечание. Это значит, что надо предугадывать все непредвиденные и проблемные моменты, и исправлять ситуацию «на ходу».
4. Темпоритм - это важная составляющая учебного занятия. Его нужно проводить в одном темпе, не затягивая время. Замедляет темп занятия из-лишняя вербализация (перегруженность словесным материалом), а иногда и самостоятельная продуктивная деятельность учащихся в практической части занятия (импровизация, этюд). Поэтому, необходимо тщательно выбирать методические приемы на каждом занятии.
5. Сохранять сюжетную линию до конца занятия, если оно тематическое. Педагог имеет полное право изменить занятие, подкорректировать его «на ходу», т.е. в процессе проведения (например, не проводить какое-то за-дание, а провести игру; убрать какую-то часть занятия из-за нехватки времени и пр.), но закончить занятие надо обязательно рефлексивной частью.
Тем не менее, все эти моменты не должны уступать, конечно же, глав-ному аспекту специфики УДО – увлеченности, вовлеченности в предмет, когда их ведет внутренний мотив успешности учебной деятельности – такой, при котором сама работа приносит удовлетворение педагогу-хореографу и учащимся творческого объединения. 1.4. Воспитательная доминанта учебного занятия в УДО
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и за-висеть от характера и направленности творческой деятельности хореографического коллектива.
Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает учащимся об исторической канве, на основе которой делается постановка, о быте, костю-мах, традициях, об образах и характерах, о мотивах действий персонажей в процессе создания художественного образа. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.
Коллективный просмотр видеоряда, презентаций, прослушивание му-зыки сближает учащихся и педагога и в дальнейшем в ходе беседы по новой теме необходимо тонко и деликатно направлять учащихся в направления правильных рассуждений.
Также воспитывают и традиции, которых в хореографическом коллективе может быть множество: посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, совместные мероприятия с родителями, поездки, гастроли, концерты, которые укрепляют межличностные отношения. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и различных культурных мероприятий.
Воспитание дисциплины и соблюдение правил внутреннего распорядка прививает учащимся навыки организованности в образовательном процессе, формирует активное отношение к труду и способность подчинить личное общественному.
Огромную воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу. Обязательным воспитательным моментов является проведение анализа концертных вы-ступлений самого творческого коллектива. Педагог-хореограф обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы, что удалось, а что нет. Важно уделить внимание каждому ребенку, учи-тывая его индивидуальные особенности характера, ведь вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут рас-крыться способностям учащихся, смотивируют их на более успешное усвоение учебного материала программы.
Встречи с талантливыми творческими людьми, их рассказ о своей про-фессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей. Одним из основных воспитательных моментов в коллективе является полная занятость учащихся в репертуаре хореографического коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне. Большую роль в художественном воспитании детей играет изучение танцев других народов. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на учащихся. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики.
Таким образом, хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у учащихся различного возраста: снимает отрицательные факторы (закомплек-сованность в движении, в походке, поведении на публичных мероприятиях); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере учащегося, так как безответственное отношение одних детей раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых обучающихся (что отрицательно влияет на весь коллектив, но не отменяет ситуации успеха или здоровой конкуренции, что бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании юных танцоров-исполнителей. Педагог-хореограф должен создать на занятиях такой микроклимат, который будет способствовать толерантности, способности сопереживать чужой беде, умению защищать более слабого учащегося, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, от-стоять ее ребенок учится в коллективе, поэтому педагог-хореограф должен стремиться воспитать в учащихся порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений суждений, позиций и влияния внешней и внутренней среды.
Иногда необходимо задать вопросом, что же важнее в учреждении дополнительного образования детей – обучение, развитие или воспитание? Сегодня каждый добросовестный современный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Задача педагога - помочь детям преодолевать трудности в жизненных ситуациях, воспитывать толерантность, внедрять элементы инклюзивного образования. Ведь хореография является важным аспектом культуры современного общества, определяя его развитие и оздоровление. В хореографические коллективы приходят заниматься разные дети: по характеру, национальности, развитию и здесь на первом месте находится индивидуальный подход к каждому и в этом, конечно же, помогают родители, которые в рамках Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» могут также посещать хореографические занятия со своими детьми.
В целом, образовательные программы по хореографии позволяют решать ряд проблем, таких как занятость детей, самореализация, формирование здорового образа жизни, профилактика правонарушений. Поэтому работать с детьми в хореографическом коллективе, значит ежедневно отдавать свои профессиональные знания, помогая им открывать в себе творческие возможности.
Поделиться тем, что ты умеешь сам – этого мало. Надо донести до каждого ребёнка значимость красоты движения и создать ситуацию успеха. Это нелегкий труд развивать у детей грацию, осанку, красоту тела, духовно-нравственное воспитание. Общение с детьми приносит удовольствие и ра-дость. Как заинтересовать учащихся? Доступно и увлекательно передать детям свои знания и умения ведь каждый ребёнок – личность.
Таким образом, каждый хореограф мечтает о том, что учащиеся выберут профессию, связанную с искусством танца, но даже если не все дети свяжут свою жизнь с хореографией, но так хочется, чтобы они стали воспитан-ными и просто хорошими людьми. Стремиться не сформировать личность, а создать условия для раскрытия и реализации ее способностей, стараться каждое занятие думать о своих детях, научить их любить жизнь, помочь найти свой путь.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания.
Хореографические занятия организуют и воспитывают учащихся, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, неряшливость.
Занимаясь в хореографическом коллективе, ребенок развивает в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело, что приучают их четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать планы и распределять свой день.
Танцевальные занятия помогают выявить наиболее одаренных учащих-ся, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством, способствуя становлению педагогических и организаторских способностей учащихся.
Итак, опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что воспитание должно проходить так, чтобы учащихся чувствовал себя искателем и открывателем знаний в условиях достаточно тяжелой физической, утомительная, однообразной и напряженной работы, которая в итоге окрашивается ра-достными чувствами от успешного выступления на сцене. Раздел 2. Методика подготовки и проведения открытого занятия
Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы педагога дополни-тельного образования, действенным элементом мониторинга учебного и вос-питательного процесса в учреждении.
В начале учебного года администрацией образовательного учреждения составляются графики проведения открытых занятий. При планировании проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим педагогам. Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) специалисты, если у них есть интересные педагогические находки и перспективы.
Выделим аспекты, по которым определяется необходимость проведения открытых занятий в системе УДО:
1. Открытое занятие для администрации и методистов в рамках аттестационных мероприятий для получения, подтверждения или повышения квалификационной категории.
2. Открытое занятие для коллег отдела. Здесь возможна демонстрация классического текущего занятия в рамках учебы молодых педагогов или для обмена опытом работы в сфере применения педагогических технологий.
3. Открытое занятие для всех педагогов учреждения с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.
4. Открытое занятие в рамках подготовки и участию в конкурсе «Сердце отдаю детям» в учреждении или на городском уровне.
Открытые занятия для всех педагогов учреждения дополнительного образования детей направлены на оказание им методической поддержки в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в современных условиях.
Особо ценным и основным показателем эффективности открытого занятия, как отмечают различные эксперты, является демонстрация перевода учащегося из зоны его настоящего в зону ближайшего развития при соблюдении технологии построения учебного занятия, соблюдения временных тре-бований продолжительность занятия, использования методов анализа и обобщения новых знаний совместно с учащимися и дальнейшей рефлексии собственной педагогической деятельности.
Таким образом, целью оценивания открытого учебного занятия является уровень показа передовых форм и методов образовательного процесса, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ИКТ, обобщение приемов научно-методической организации и контроля качества образовательного процесса. Поэтому, задачей педагога, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических на-ходок, формирование системы учебной и воспитательной работы с учащимися. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. 2.1. Специфика подготовки к открытому занятию в УДО
Открытые занятия – одна из важнейших форм организации методической работы. Необходимость достижения методической цели открытого занятия диктует требования к его структуре, составу и сочетанию методических приемов и средств обучения.
Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки и практики в рассматриваемом вопросе, реализацию комплекса задач. Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел педагог в результате реализации инновации, эксперимента или на основании многолетнего опыта работы.
Открытое занятие должно проводиться в обычных условиях, обучаю-щиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая те-му без посещающих. Для гостей занятия, обязательно готовятся рабочие мес-та. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным, поэтому в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям занятий.
Не рекомендуется непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу.
Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем. Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же учебной группой. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно го-товят обучающихся, «проигрывают» его, называя всё это подготовкой. Реко-мендуется сообщить обучающимся о проведении открытого занятия (самое меньшее, накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на занятии будут сидеть посетители.
Этапы подготовки к открытому занятию:
1. Выбор темы, составление плана открытого занятия или технологической карты с четким и разумным распределением времени занятия и указаниями, что и как делают педагог и учащиеся.
2. Разработка материально-технического оснащения открытого занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует испытать в действии музыкальное оборудование, ИКТ и продумать последовательность их ис-пользования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения по-ставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество на-глядных пособий рассеивает внимание обучающихся. Административная ко-миссия учреждения дополнительного образования должна оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия, в обсуждении плана его проведения, методического и технического оснащения занятия.
3. Выбор учебного помещения и организация условий для приема гостей открытого занятия.
Выделим основные требования к проведению современных открытых учебных занятий, от соблюдения которых будет зависеть успешность их про-ведения:
• использование методических приемов, активизирующих высокий уро-вень познавательного интереса и активности учащихся на занятии;
• целесообразное расходование времени на основных этапах занятия;
• применение комплекса разнообразных методов и средств обучения;
• создание высокого уровня межличностных отношений между педагогом и учащимися;
• продумывание практической значимости полученных учащимися знаний и умений в ходе создания конечного творческого продукта - хореографической постановки;
• открытое занятие отражает решение методической проблемы, над ко-торой работает педагог дополнительного образования.
• открытое занятие обязательно должно иметь новизну или отличительные особенности (содержание учебного материала или методики его изучения, можно в рамках общей методической проблемы образовательного учреждения);
• открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.
Технологическая карта открытого занятия может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами системы дополнительного образования детей.
Итак, исходя из вышесказанного, основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенных обучающимися под руководством педагога дополнительного образования в короткий временной период, соответствие временным стан-дартам проведения (дошкольники, младшие школьники – 20 минут, средний и старший школьный возраст – 30 минут). 2.2. Практические рекомендации к организации открытого занятия
Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии и готовя его, педагогу-хореографу надо суметь так всё срежиссировать, чтобы на его занятии было интересно всем. Необходимо заранее продумать следующие моменты: изначальная интрига, железно просчитанный ход занятия, маленькие островки для импровизации, момент озарения и эмоционально-интеллектуальный итог. И как можно больше «изюминок» - моментов, вызывающих у присутствующих приятное удивление.
К открытому занятию необходимо составить план занятия (технологическую карту) с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают педагог и обучающиеся (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных). План должен отразить все ос-новные этапы занятия, основные виды деятельности, как обучающихся, так и педагога, виды и формы организации работы, виды упражнений. В последствии план должен стать опорой для самоанализа и анализа собственной дея-тельности.
В структуре технологической карты открытого занятия необходимо предусмотреть возможность:
• тщательного планирования каждого этапа деятельности;
• максимально полного отражения последовательности всех
• осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному ре-зультату;
• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Конструирование технологической карты полезно каждому педагогу, поскольку ее использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.
Готовясь к занятию, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа.
Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Проанализировав (на основе от-крытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт занятий, разработанных педагогами ¬практиками, можно сделать вывод, что есть различные виды и формы.
Выделим обобщенную структуру технологической карты:
1. Определение темы
2. Постановка цели
3. Определение этапов занятия
4. Примерный хронометраж этапов
5. Наполнение содержанием, подбор материала
6. Выбор методов, приемов и форм
7. Прогнозируемый результат образовательной деятельности
8. Учебно-методическое обеспечение
9. Прослеживается цепочка каждого этапа: задачи – содержание – методы и приемы – результат.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ К ДООП ПРОГРАММЕ ЦДТ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА «ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ»
Тема: «Постановка народного стилизованного танца «Валенки»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Тип занятия: занятие открытия нового знания
Продолжительность занятия: 20 минут
Место занятия в системе занятий: занятие в рамках интеграции общего и дополнительного образования, занятие «Постановка народного стилизован-ного танца «Валенки» реализуется в блоке танцевально-образные движения в рамках ДООП программы художественной направленности. Занятие является вводным в данную тему/программу. Занятие может также использоваться как самостоятельное, в том числе и воспитательное мероприятие.
Цель занятия: формирование устойчивого интереса у учащихся к основам детской хореографии через понимание основных положений методики танцевально-образных движений.
Задачи:
Личностные:
- воспитать осмысленное и уважительное отношение к традициям и культуре русского народа;
- сформировать миропонимание обучающегося через близкие ему танцевально-образные движения;
Метапредметные:
- развить эмоциональную сферу обучающихся, их танцевальные способности с помощью доступных его пониманию музыкально-хореографических ком-позиций;
- развить художественно-творческую активность у обучающихся, создать ус-ловия для творческого самовыражения;
- развить исполнительские навыки;
- развить творческие способности, образное мышление, музыкальный слух у обучающихся.
Предметные:
- познакомить с основными понятиями, терминами и определениями по теме танцевально-образные движения;
- сформировать ценностное восприятие народной танцевальной культуры (правильно исполняет разученные комбинации танца, четко определяет на слух начало и окончание музыкальной фразы, управляет координацией движений, владеет чувством ритма и темпа, ориентируется в пространстве, чув-ствует свое тело);
- сформировать навыки исполнительской выразительности согласно образу народно-сценического танца (применять приемы создания и пластику для выражения художественного образа, владеть знаниями о законах сценического движения).
Место занятия в системе воспитательной работы объединения:
Работа в творческом коллективе основывается на формировании увлекательной игровой творческой среды дополнительного образования на основе ком-плексного подхода к основам детской хореографии (в дальнейшем классического, народного, джаз-модерн, конпемпорари танцев), обеспечивая тем са-мым эстетическое и физическое развитие учащегося, формирование музы-кально-ритмической координации движений и выразительных средств в соз-дании образа, становление двигательных функций, формирование базы для дальнейшего развития допрофессиональных данных (выворотности, гибкости тела, шага, прыжка и т.д.), введение ребенка в хореографические традиции, что обеспечит в дальнейшем его позитивную социализацию и профессиональное самоопределение. Конспект занятия
Две линии построились (сначала вторая линия высокие потом первая низкие).
Педагог: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Алексеевна. А как зовут Вас? Предлагаю на раз, два, три громко и весело крикнуть свое имя! И раз, два, три имя свое назови. Вот мы с Вами и познакомились.
Педагог: Ребята посмотрите в каком удивительном танцевальном зале мы сегодня находимся, здесь есть зеркала, в которых отражаются ваши сча-стливые лица, и я приглашаю вас на свое занятие. Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.- Как вы думаете, какому времени года посвящено это стихотворение? Правильно, зиме. Посмотрите, какая сказочная зимняя погода за окном, а какое у вас сегодня настроение?
Учащиеся: Зимнее, веселое, праздничное.
Педагог: А не согреться ли нам? А ну-ка собирайтесь в круг, будем играть в зимние игры и забавы!
Поворачиваемся друг к другу и движемся: «Посмотрим вверх как кружатся снежинки» - наклоны головы: вперёд - назад, вправо - влево; «на-читаем кидать снежки» - вращающие движения рук на плечах; «Давайте со-греемся» - поднимая поочередно руки: вверх, вниз; «Слепим снежки и кто дальше бросит» - наклоны корпуса: вперед - назад, вправо - налево; «Начи-нается метель убегаем от нее» - бег на месте (сгиб в коленном суставе), приседание, поочередное бросание ног к кистям рук (руки открыты вперед перед собой), полупальцы (встать на носочки, держать равновесие) (музыка ритмичная).
Педагог: (СЛАЙД) Ребята, а вы знаете, что такое хореография? Это искусство танца, говорят, что человек живёт, пока двигается. Танец – это когда движения сливаются с музыкой и поднимает нам настроение. В танце мы выражаем себя, эмоции, стиль, характер, мы можем найти новых друзей, выражать свои эмоции. Ребята а какие вы знаете танцы?
Учащиеся: Ответы.
Педагог: Правильно. А сейчас я включу музыку а вы отгадаете какой танец вы бы станцевали? Можете двигаться (педагог включает музыку ва-ленки Руслановой и слайд - народный танец). Посмотрите на экран 1 слайд.
Педагог: Правильно валенки - народный танец (2 слайд). Русский на-родный танец – это пляски, хороводы, ярмарки, красивые национальные костюмы и широкая душа русского человека! Ребята а что это? Правильно. Показала валенки. (3 слайд) Ребята, а вы знаете, что на весь мир прославились наш оренбургский пуховый платок, которые появился 200 лет назад (педагог демонстрирует оренбургский пуховый платок).
И сейчас мы с вами разучим народные движения. Сначала я по-кажу а потом под счет мы двигаемся с вами (без музыки под счет Топот 8 раз. Вправо и влево наклоны корпуса. Нога на левую пятку с рукой. Нога на правую пятку с рукой).
Педагог: (слайд) Ребята, мы живем в современном мире, где популярны танцы, Диско, Брейк данс, Уличные, R&B джаз-модерн. Попробуйте станцевать под эту музыку движения которые сегодня разучили? показать под эту музыку какой танец ты станцуете? (музыка клубная слайд). Как вы думаете народный танец можно? Нет. Хотите разучить со мной движения со-временного танца, где танцует все тело и главное это скорость и ритм?
Учащиеся: да.
Педагог: Сначала я покажу а потом под счет мы двигаемся с вами (8 раз плечи вверх-вниз. По кругу поворот вокруг себя с плечами. Сели на правое колено, два наклона вперед, потом также на левое. Прыжок поджатый селфи. Кач кач руками. Шаги назад 8 раз и вперед 8 раз. Стоим на месте влево вправо руки раскрыли махи через верх на пояс поклон по центру. Тройной притоп закончить музыкальную фразу).
Педагог: Молодцы! Попробуем соединить два танца вместе и у нас по-лучится красивый народный и современный танец.
Учащиеся: Да.
Педагог: Педагог под счет показывает весь танец. Вместе с детьми подсчет. Оденем варежки для нашего зимнего танца, раздала варежки и танцуем. И третий раз под музыку (фонограмма Пелагея 1 куплет и при-пев).
1) Топот 8 раз.
2) Вправо и влево наклоны корпуса.
3) 8 раз плечи вверх-вниз.
4) нога на левую пятку с рукой.
5) Нога на правую пятку с рукой
6) По кругу поворот вокруг себя с плечами.
7) Прыжок поджатый селфи.
8) Кач кач руками.
9) Шаги назад 8 раз и вперед 8 раз.
10) Стоим на месте влево вправо руки раскрыли махи через верх на по-яс поклон по центру
11) Тройной притоп закончить музыкальную фразу.
Педагог: Вот мы и научились танцевать, спасибо вы молодцы. Ребята какие танцы вы узнали сегодня? (народный и современный), какой танец станцевали? (Валенки). Хочу вам подарить валенки с нашего занятия. Если вам понравилось мое занятие, жду вас в своем хореографическом коллективе. Спасибо за работу.
2.3. Самоанализ открытого занятия педагогом дополнительного образования «Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - то истинно велик!»
(Пьер Гренгор)
Анализ открытого занятия с участием его посетивших - является обязательным. Обычно, сначала слово дается педагогу – автору занятия. Он на-поминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению, отвечает на вопросы была ли достигнута методическая цель открытого занятия, выполнены задачи учебно-воспитательного процесса. Эксперты также оценивают занятия по заданным параметрам.
Приведем примеры требований Конкурсов педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» различного уровня. Тема открытого занятия: «Введение в образовательную программу». Открытое занятие является иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все то, о чем говорилось при выполнении первых двух этапов конкурса («Мое педагогическое послание», «Защита образовательной программы»).
Критерии оценивания открытого занятия включают: умение поставить конкретную цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства, результат должен соответствовать поставленной цели занятия, следует выбрать эффективную форму его проведения, актуальность и соответствие содержания и наглядных средств, технического оборудования. Занятие должно быть, с одной стороны, завершённым, а с другой - раскрывать перспективы ДООП программы, пробудить интерес у учащихся и желание заниматься в аналогичном творческом объединении.
Таким образом, обобщим алгоритм самоанализа занятия педагогом дополнительного образования, который предусматривает ответы на следующие позиции:
1. Каков замысел, план данного занятия и почему он является таким.
2. Каково место занятия в теме, разделе, курсе.
3. Как оно связано с предыдущими, на что в них опирается.
4. Каким образом были учтены программные требования к занятию.
5. Почему был избран именно этот тип занятия.
6. Как осуществлялось управление учебной деятельностью обучающихся (мотивация, организация, контроль, оценка, работа над недочетами).
7. Получилось ли создать конечный творческий продукт. Заключение
К педагогам дополнительного образования на занятие каждый день приходит будущее России. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и всего общества в целом.
Сегодня социальный заказ на услуги дополнительного образования диктует педагогу готовность к непрерывному развитию своего творческого потенциала. Система дополнительного образования формирует новую политику, обеспечивающую качество и доступность, что регламентируется ос-новными документами: Федеральным законом «Об образовании», Концепцией развития дополнительного образования 2014 года. Концепция направлена на развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, укрепление здоровья.
Список литературы:
1. Абдоков, Ю.В. Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд композитора / Ю.В. Абдоков. - М.: МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2010. - 272 c.
2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
3. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 128 c.
4. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013.- 624 c.
6. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учеб-ное пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 750 c.
7. Беке, А. Учимся танцам за месяц. Танцкласс от хореографа шоу "Танцы со звездами" на английском канале ВВС (+ DVD-ROM) / А. Беке. - М.: Эксмо, 2008. - 224 c.
8. Бернстайн, С.О. 20 уроков клавиатурной хореографии / С.О. Бернстайн. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2001. - 152 c.
9. Борисова, В.И. Гимнастика. Основы хореографии / В.И. Борисова. - М.: Бибком, 2011. - 101 c.
Скачать Методические рекомендации по организации учебного занятия в творческом объединении художественной направленности «Детская хореография»