Проект «Стратегия развития клуба дружных семей школы-студии Мега Данс «Детствосити»
Проект включает следующие разделы: резюме, цели и задачи, организационный план, ожидаемые результаты, приложение
«Семья всегда будет основой общества»
/ Оноре де Бальзак /
РЕЗЮМЕ
Что хочет современный ребенок? Заниматься любимым делом; достичь совершенства в избранном виде деятельности для одобрения или восхищения ближайшего окружения; стать в дальнейшем известным. Что хочет современный родитель для своего ребенка? Воспитать гармонично развитую, культурную, самодостаточную личность, адекватную изменяющимся требованиям жизни; сохранить здоровье ребенка, повысить его функциональные, физические, психологические способности; вырастить хорошего человека.
Что хочет педагог клуба дружных семей «ДетствоСити»? Сохранить целостность и индивидуальность ребенка в процессе его развития; помочь раскрыть его талант, подготовить к дальнейшей жизни; сплотить всех членов семьи в век глобализации и равнодушия вокруг самого главного – своего ребенка.
Воспитание ребенка является очень сложным, но увлекательным и интересным процессом, ведь нет ничего более важного, чем осознание того, что, воспитывая ребенка, мы передаем ему частицу себя и становимся бессмертными. В нашей жизни с детьми связано все самое лучшее, любовь к ним греет и лечит душу человека. Все родители хотят, чтобы их чадо стало всесторонне развитой и независимой личностью, способной преуспеть в дальнейшей жизни. Современным детям уже не требуется объяснять, что изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка, сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах, и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения.
Вполне благополучное, на первый взгляд, новое поколение испытывает страх перед своим будущим, боится стать взрослыми, болезненно переносит обман, предательство, одиночество, в основном надеясь только на себя и частично на родителей; не доверяет политическим лидерам; имеет собственное мнение о переустройстве общества; хочет заработать деньги, дабы иметь при вхождении во взрослую жизнь «обеспеченный» тыл; отстаивает право на раннюю экономическую самостоятельность; изъявляет желание заниматься искусством, бизнесом; не считает нужным для себя служить в армии; осознает свое бесправное положение в обществе; признает драку вполне цивилизованным способом борьбы за свои права.
Поэтому интенсивные изменения в культурной, политической, экономической, нравственной, духовной сферах жизни человека провоцируют нарастание таких негативных тенденций, как потеря чувства социального оптимизма, растущая неопределенность и отчужденность людей друг от друга, растерянность и духовная опустошенность, что приводит к утрате ценностных ориентиров. Массовое общество объективно снижает качество общения, значение общечеловеческих ценностей и возможность творческого выражения.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов - укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
В Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года определены следующие
Цели:
- поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни;
- создание необходимых условий для выполнения семьёй её функций;
- повышение качества жизни семей;
- обеспечение прав членов семьи в процессе её общественного развития.
Основные задачи Концепции:
- развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного осуществления ею своей социальной функции;
- развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;
- создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья её членов;
- повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
- содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
- обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;
- профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;
- повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлечёнными в сферу гражданского, административного производства.
Таким образом, в России сегодня стоит острая проблема в разработке современных, социально-ориентированных форм организации работы с семьей, включающих просветительское, образовательное, творческое, волонтерское направления.
В мире более одного миллиарда людей (15% населения) страдают различными формами инвалидности. По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,1 млн. человек всех групп инвалидности (8,2% населения России). Детей-инвалидов в России зарегистрировано 0,7 млн. человек. В 2017/18 учебном году на программы высшего образования были зачислены 6,9 тыс. студентов-инвалидов, на программы среднего профессионального образования — 8,3 тыс. инвалидов. Число работающих инвалидов всех категорий составляет 1,6 млн человек.
В Оренбургской области действует государственная программа Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы (с изменениями на 25 декабря 2017 года). В нашем регионе проживают 212,6 тысячи инвалидов, из них более 8,9 тысячи - дети-инвалиды.
Основным направлением государственной политики Российской Федерации и Оренбургской области в сфере социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года законодательно закреплено, что для каждого ребенка существует возможность получения образования, независимо от ограничений возможностей здоровья.
Согласно данному закону, термин
инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их интеллектуальных, физических, психических, языковых, культурно-этнических и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.
Конвенцией определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности:
1. Принцип универсального дизайна, который предусматривает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей".
2. Разумное приспособление – «адаптивная» среда жизнедеятельности, когда речь идет о необходимости и возможности приспособления окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом его потребностей и имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения.
Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) поддерживает программы, целью которых является преодоление дискриминации, стремление создать для всех условия, общественные барьеры, реализовать себя в обществе и коллективе, а значит жить полноценной жизнью.
Мало кто знает об изменениях в образовательной системе, остальных пока не верят в осуществление в столь существенные преобразований. Но все же данные новшества набирают силу. В первую очередь сообщать нужно ученикам, ведь именно они должны будут принять в свой коллектив особенного ребенка. Чтобы рассказать о новой образовательной программе во всех городах все чаще проводят необычной урок «Самый Большой Урок в Мире». Россия вошла в число более 100 государств, в которых одновременно прошел «Самый Большой Урок в Мире». Урок о ценности и доступности образования был проведен при поддержке Министерства образования и науки РФ, а также фонда помощи детям «Обнаженные сердца» Натальей Водяновой.
Реально в системе ДОД на протяжении десятилетий работают отделы, которые работают с детьми с ОВЗ, но редко встречаются такие формы организации образовательного процесса, которые смело можно назвать инклюзивными.
Тем не менее, в ЦДТ Промышленного района успешно существует многолетняя традиция инклюзивного обучения в художественном направлении (хореография, музыканты, подготовка к школе, развивающее социально-педагогическое игровое направление). Для нормальной социализации таким детям необходимо общение, а не затворничество в квартирах и интернатах, уверены специалисты.
Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Что же касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Присутствие ребенка, имеющего жизненные ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для воспитания детей, подготовки их к жизни в обществе требуются дополнительные духовные и материальные ресурсы.
Зачастую у многих семей с детьми инвалидами помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры.
Создание «Ассоциации семей-волонтеров» в рамках Клуба дружных семей «ДетствоСити» позволит актуализировать новые формы досуговой деятельности для детей-инвалидов и просветительской для их родителей, поскольку дети, растущие в атмосфере любви, понимания и общения не только со взрослыми, но и со сверстниками, смогут успешнее социализироваться, жить полноценной жизнью, и, нашей первостепенной задачей является создание, совместно с родителями, гармоничного мира детства, в котором ребенок живет, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.
Создание Ассоциации, где по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды, будет носить гражданскую и благотворительную направленность работы.
Семейная волонтерская деятельность сможет выполнить функцию нравственного воспитания, возрождение в детской и молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость, духовные ценности.
В Клубе «ДетствоСити» будет осуществляться возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, создание условий для передачи опыта поколений и использование этого опыта в деятельности детских коллективов, воспитание доброты, чуткости, сострадания, ориентации ребенка на гуманистический подход к человеку. Ассоциация обеспечит реализацию поставленных целей в конкретных формах милосердной деятельности, обращенной, прежде всего, к ребенку, а также к другим нуждающимся людям, позволит сформировать атмосферу, способствующую адаптации тех людей, чьи возможности здоровья ограничены.
Ни для кого не секрет, что на данный момент существует острая нехватка театральных зрелищ для детей и молодежи, что является не только культурной, но и важной социальной проблемой российского искусства. Оставляя детского зрителя фактически без театрального предложения, общество рискует в дальнейшем лишиться духовно развитых людей. Действующие механизмы развития детского художественно-эстетического образования, создание музыкально-хореографических произведений и постановки таких спектаклей недостаточны и держатся, прежде всего, на энтузиазме руководителей детских студий и школ.
Клуб дружных семей «ДетствоСити» сможет предоставить возможность интересно организовать семейный досуг, повысить свой культурный уровень, а также создает условия для творческого развития взрослых и детей в самых разнообразных формах: мюзиклы, праздники, конкурсы, фестивали, походы, творческие мастерские, родительская гостиная.
Таким образом, актуальность реализации проекта будет способствовать актуализации поиска инновационных моделей образования, обеспечивающих сохранение духовно-нравственных и культурно-исторических традиций отечественного образования, семейного воспитания и традиций благотворительности, добра и милосердия, поскольку создание благоприятных условий, способствующих развитию нравственных, интеллектуальных, творческих, ценностно-личностных качеств и успешной социализации детей и молодёжи в обществе, является одной из важнейших задач образовательной политики России.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Миссия проекта - актуализация престижа института российской семьи, популяризация семейных ценностей, создание пространства содружества, сотворчества, поддержки и радости общения детей и родителей, развитие семейного волонтерского движения для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью создания благоприятных условий формирования успешности детей и родителей в нравственной, образовательной, социально-культурной, благотворительной и эмоциональной сферах.
Задачи проекта:
1. Обеспечение культурно-просветительской и психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннюю поддержку и просвещение семей, создание условий для раскрытия и активизации их ресурсов в процессе воспитания ребенка на основе современных технологий социологии, педагогики и психологии.
2. Формирование максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождение семейного воспитания, чувства гордости и уважения за свою семью.
3. Создание организационных основ социально-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, оказание консультационной поддержки в вопросах воспитания (контакт, лекции, тренинги, патронаж), воздействовать на родителей для мобилизации возможностей в реабилитации их детей-инвалидов.
4. Воспитание у детей с ограниченными возможностями общественной активности, инициативы, готовности к жизни; формирование личностных качеств (эмоции, чувства, нравственность на основе усвоения культуры и ценностей своего народа, культуры здоровья, общения и поведения, культуры проведения свободного времени); интеграция детей-инвалидов в общество здоровых людей.
5. Развитие волонтерского и благотворительного движения в форме «Ассоциация семей-волонтеров», участниками которого будут дети и их родители; сформировать сотрудничество с фирмами и организациями с целью проведения совместных благотворительных акций.
6. Организация и проведение семейного досуга и совместного творчества детей и родителей.
7. Повышение воспитательного потенциала семьи, развитие духовных и нравственных устоев, направленных на ее укрепление.
8. Формирование и популяризация семейных ценностей, здорового образа жизни и основ гармоничного семейного воспитания, возрождение традиций внутрисемейной этики.
9. Распространение новых форм семейного досуга, обмен позитивным опытом семейного воспитания.
10. Развитие творческих партнерских отношений, создание атмосферы взаимопомощи и взаимоподдержки между семьями, посещающими Клуб дружных семей.
Основные направления деятельности:
1.Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия, повышение педагогических знаний родителей детей различного возраста, организация творческих образовательных объединений для родителей, становление новых форм досуговой деятельности детей и родителей.
2.Реализация процессов нормативно-правового, организационно-ресурсного, научно-методического, кадрового обеспечения образовательного процесса в творческих объединениях Клуба дружных семей и их интеграции, способствующей эмоционально-художественному насыщению воспитательного процесса подрастающего поколения.
3.Организация условий для становления «Ассоциации семей-волонтеров», направленной на поддержку семей с детьми с ограниченными возможностями на основе помощи, сотрудничества, благотворения в процессе организации их жизни, как в детском коллективе, так и в обществе в целом.
4.Актуализация обращения к региональному историческому, фольклорному и современному (социальному) материалу в качестве драматургической основы творческого продукта учащихся. Постановка и показ спектаклей и мюзиклов.
5.Формирование ассортимента образовательных услуг социально-педагогического (волонтерского), художественно-эстетического и реабилитационного образования и подготовка на их основе стратегии развития Клуба дружных семей «ДетствоСити».
6.Внедрение моделей и механизмов разработки и экспертизы дополнительных образовательных программ, организация научно-методических мероприятий (конференции, мастер-классы, стажерские площадки, творческие вечера и выступления ведущих мастеров искусств) основанных на модульно-компетентностном подходе, федеральных государственных образовательных стандартах.
7.Организация мониторинга качества художественно-эстетического, социально-педагогического и реабилитационного образования средствами управленческого аудита, образовательного маркетинга, педагогического контроля и наблюдения, выявления динамики личностных достижений учащихся «ДетствоСити».
8.Принятие идеальной модели выпускника - свободная личность, которой присущи истинные ценностные установки, высокий уровень духовно-нравственной культуры, ориентированность на успешное коммуникативное взаимодействие в социуме на основе взаимоуважения, толерантности, готовности помочь, имеющую трудовые навыки, адекватную самооценку, самостоятельность, креативность и сформированную конкурентоспособность.
9.Организация системы творческой и практической деятельности учащихся «ДетствоСити» в контексте непрерывного образования (творческие поездки, гастроли, отдых в оздоровительных лагерях).
10.Формирование системы социального партнерства клуба дружных семей «ДетствоСити», способствующей интеграции культурно-эстетической среды.
Организационная структура Клуба дружных семей «ДетствоСити» включает шесть подразделений: «Родительская гостиная» (психология для всей семьи «Арт-психология», для родителей детей-инвалидов в каждом отделе ЦДТ), «Ассоциация семей-волонтеров» (Школа волонтера «Мы вместе», детское объединение детей с ограниченными возможностями «Преодоление»), Школа – студия детского танца «Мега данс», Музыкальная студия Школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей, подготовка к школе, развивающее социально-педагогическое игровое направление (приложение 1).
Клуб дружных семей «ДетствоСити» располагает материально-технической базой, в основном соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов творческой работы учащихся:
- балетные залы, имеющие пригодные для танца полы, балетные станки (палки), зеркала, музыкальные инструменты и звуковоспроизводящее оборудование;
- кабинет психолога;
- учебные кабинеты для занятий с детьми с ограниченными возможностями (близкое расположение к выходу, пандусы);
- учебные кабинеты для занятий с родителями;
- учебная сценическая площадка, пригодная для хореографических представлений;
- парк музыкальных инструментов (рояли, пианино);
- костюмерная, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом;
- раздевалки;
- системы связи (сайт, телефон, факс, Internet, электронная почта).
Тем не менее, существует острая проблема нехватки репетиционных залов и помещений.
Коммуникативная деятельность. Благодаря таланту, творческому мастерству и креативному мышлению сотрудников Клуб дружных семей превратился в авторитетное, конкурентоспособное и престижное культурное учреждение, активно принимающее участие в проведении традиционных праздничных мероприятий различного уровня: « День открытых дверей» Промышленного района, «День города», «День учителя», Новогодний спектакль, «День защитника отечества», «8 марта» , «День победы!» (концерт для ветеранов, концерт посвящённый Дню победы, встреча участников клуба с ветеранами ВОВ); Отчетный концерт Школы-студии «Мега данс», концерт, посвященный «Дню защиты детей», выезд учащихся Клуба дружных семей в детский оздоровительный лагерь на профильную «творческую» смену.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
Управление запланированными мероприятиями – использование знаний, навыков, методов, средств и технологий при выполнении деятельности с целью достижения ожиданий от реализации проекта. Эффективное управление проектом включает оптимизацию организационной структуры Клуба дружных семей «ДетствоСити», управленческой деятельности с начальной и конечной датами достижения цели, соответствующей запланированным результатам по мере развития проекта, включая ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.
На первом - диагностическом этапе реализации проекта (2019-2020 гг.) будет осуществлен анализ проблем, выбор технологий реализации проекта; изучен и проанализирован рынок образовательных услуг в области вокально-хореографического образования и родительского просвещения; внутриорганизационное управление кадровым составом; осуществлено планирование проекта и составление мероприятий по всем стратегическим направлениям.
На втором - деятельностном этапе реализации проекта (2021-2023 гг.) осуществляются разработанные проекты на всех уровнях системы; происходит повышение уровня профессиональной компетенции педагогов-участников проекта; мониторинг динамики образовательных результатов учащихся и их родителей; обобщение опыта и подготовка к новому этапу стратегического планирования.
Выделим последовательность фаз организационного плана (набор логически взаимосвязанных мероприятий, в процессе завершения которых достигается один из основных или существенных промежуточных результатов), название и число которых определяется исходя из технологий художественно-эстетического образования, потребностей контроля со стороны руководителей Клуба дружных семей «ДетствоСити».
Выявлены тенденции к изменению оргкультуры клуба - это культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей. Возможность специалистов получать вознаграждение по результату и объединение личных и групповых целей хорошо согласуется с современными тенденциями к изменению и адаптации, с индивидуальной свободой и с низким различием статуса. Имиджевые самоконтроль поведения коллектива включает установленные нормы поведения, которые ориентированы на уважение запросов всех групп потребителей. Это объясняется тем фактом, что преобладает «клиентурный» тип поведения, рассчитанный на высокий интеллектуальный уровень, общественный статус и высокие запросы основного сегмента образовательных услуг. Система мотивации педагогического коллектива, стимулирующая его активность в различных видах педагогической деятельности включает следующие формы: материальное поощрение (премия); одобрение; вознаграждение свободным временем; взаимопонимание и проявление интереса к сотруднику; продвижение по служебной лестнице и личный рост; предоставление самостоятельности и любимой работы. Успешная коммуникативная деятельность, концерты, гастроли, поездки, совместный каникулярный отдых усиливает организационную сплоченность, порождает согласованность в поведении сотрудников, служит своеобразным компасом для успешной и плодотворной работы всего коллектива.
Приоритетным стратегическим направление Клуба будет являться организация «Ассоциации семей волонтеров», предусматривающее организацию новых рабочих мест специалистов, курирующих данных проект, выделение дополнительных помещений и адаптация помещений для детей с ограниченными возможностями.
При разработке организационного плана «ДетствоСити» был определен круг задач, при решении которых осуществлялся оптимальный выбор мероприятий, обеспечивающих стратегию развития образовательно-воспитательной структуры:
1.Конструирование (преобразование) оргструктуры Клуба.
2.Анализ установок и стереотипов фактических потребителей образовательных услуг.
3.Определение соотношения между миссией Клуба, его репутацией и сформированным имиджем.
4.Создание идеологии клуба, формирующей инновационного его работы.
5.Определение основных форм, методов и инструментов реализации запланированных мероприятий.
6.Планирование коммуникационной активности Клуба (табл. 1).
Таким образом, анализ и обобщение данных направлений позволяет сделать вывод, что оптимальная стратегия для Клуба «ДетствоСити» - наступательная (достижение лидерства в своем сегменте на рынке образовательных услуг). Повышение степени позитивной образовательной и социальной популярности в районе, Клуб дружных семей «ДетствоСити» должен обеспечить по следующим критериям:
-реализация запланированного объема образовательных услуг, рост контингента учащихся;
-разработка новых форм сотрудничества и обучения родителей;
-реализация долговременной программы по закреплению в сознании потребителей положительного имиджа Клуба (разработка медиа-плана);
-использование при планировании коммуникационного канала три взаимосвязанных, актуальных для обращения к рекламной аудитории фактора — исторические корни, реалии сегодняшнего дня и стратегические прогнозы на перспективу;
-обеспечение увеличения прибыльности для выживания в конкурентной среде в результате расширения ассортимента образовательных услуг и знаний об их общих уникальных качествах, внедряемых с помощью коллективного образа Клуба.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
-реализация данного проекта позволит Промышленному району в целом и ЦДТ в частности повысить свой имидж в области семейной политики, разработать новые формы взаимодействия с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями («Ассоциация семей волонтеров», творческая социализация детей-инвалидов и их родителей), оптимизировать систему внеурочной деятельности подрастающего поколения, разнообразить досуговую деятельность в инновационных формах детей и их родителей, создать новый вектор «педагог-ребенок-родитель»;
-организация созидательной, продуктивной деятельности всех сторон учебно-воспитательного процесса данного вектора, основанной на синергетическом стиле взаимоотношений, когнетивности (согласованности) целей в достижении разносторонних образовательных, воспитательных и реабилитационных результатах;
-организация системы социального партнерства, включающего сотрудничество государственных, общественных частных структур, благотворительных фондов, частных граждан в решении актуальных проблем семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
-разработка и систематизация программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности в области социально-педагогического (волонтерство), инклюзивного, художественно-эстетического и реабилитационного образования;
-развитие механизмов государственно-общественного контроля за качеством образовательных услуг, сохраняемость и развитие сети творческих объединений за счет повышения социально-экономической эффективности их функционирования;
-повышение социального статуса педагога, увеличение количества высокопрофессиональных педагогов и менеджеров системы образования, закрепление педагогических кадров, создание системы стимулирования;
-формирование базовых (ценностно-смысловые, коммуникативные, здоровьесберегающие) и общепрофессиональных (эстетические, культурная и специальные) компетенций детей и молодежи, выражающихся в стремлении и способности к реализации активной жизненной позиции, конкурентоспособности, дальнейшей творческой и социально-значимой жизнедеятельности;
-увеличение количества детей, занимающихся по дополнительным образовательным программам; увеличение количества детей - участников всероссийских и международных мероприятий;
-увеличение количества детей с ограниченными возможностями, получающих дополнительное образование по различным направлениям.
Рекомендуем посмотреть:
Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени
Социальный проект в дополнительном образовании детей. Итоги
Творческий проект в дополнительном образовании «Кружевные узоры»
Проект в дополнительном образовании по созданию системы взаимодействия с семьей