Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждений 8 вида.
Автор: Чернявская Г. В., мастер производственного обучения Краевого государственного казенного профессионального образовательного учреждение № 18
Описание материала: В работе представлен опыт организации уроков производственного обучения по профессии «Повар» выпускников образовательных учреждений 8 вида в профессиональном образовательном учреждении. В связи с активным внедрением инклюзивного образования представленный материал будет полезен преподавателям и мастерам производственного обучения, а так же преподавателям трудового обучения, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы: диссеминация педагогического опыта
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Возможность получения образования, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, эмпатии.
Урок производственного обучения состоит из следующих этапов:
1. Организационный момент.
2. Вводный инструктаж.
• Определение темы и постановка целей урока.
• Проверка домашнего задания.
• Проверка знаний обучающихся по материалу урока.
• Инструктирование обучающихся по материалу урока.
• Тренировочные упражнения обучающихся.
• Определение дневного задания.
3. Текущий инструктаж.
• Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
- проверка организации рабочих мест;
- проверка соблюдения личной гигиены и норм санитарии;
- проверка соблюдения правил техники безопасности;
- проверка правильности выполнения трудовых приёмов;
- индивидуальная работа с обучающимися (оказание помощи обучающимся, у которых возникли затруднения).
4. Заключительный инструктаж.
• Выставка - дегустация приготовленных блюд.
• Самооценка результатов работы по предложенному алгоритму.
• Комментирование педагогом результатов самооценки
• Выставление оценки каждому.
• Домашнее задание.
Урок производственного обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в 1 смену и длится 5 часов. Занятия начинаются в 8.30. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья мозг работает в охранительном режиме, они очень тяжело просыпаются утром и идут на занятия в плохом настроении, для того, чтобы вызвать у них положительные эмоции, каждый урок рекомендуется начинать с психологического зачина, например: «Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте успеха!».
Для того, чтобы вызвать у обучающихся интерес к уроку и установить с ними вербальный контакт, удобно использовать сказкотерапию. Можно подобрать сказку практически на каждую тему обучения по профессии "Повар". Например я, при изучении темы «Первичная обработка рыбы», предлагаю обучающимся вспомнить русскую народную сказку, о том, как лиса и волк рыбу ловили. Ребята сказку вспоминают с удовольствием. Тогда предлагаю сделать вывод из этой сказки, и они делают его самостоятельно: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». При изучении темы «Первичная обработка овощей», предлагаю обучающимся вспомнить русскую народную сказку про репку и сделать вывод из этой сказки: «Вместе легче справится с трудностями».
Для активизации мышления можно предложить обучающимся самостоятельно, используя представленные образцы, определить тему и цель урока. Затем перейти к определению внутренней мотивации: «Зачем вам необходимо изучить данную тему?». Так же для активизации мышления обучающихся удобно использовать элементы Кейс-метода. Например, я описываю обучающимся производственную ситуацию, прошу определить проблему, возможные причины её возникновения и способы решения или исправления. Производственные ситуации подбираю с учётом психофизиологических возможностей моих обучающихся. Например, при изучении темы "Приготовление картофельных супов с крупой", предлагаю вспомнить стихотворение Елены Благининой:
Мы варили
Суп-суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша -
То-то горе наше!
Предлагаю обучающимся заполнить карточки "Производственная ситуация".
Производственная ситуация по теме № 7 "Приготовление супов"
Ф.И.О. обучающегося
Задание № 1 Определите проблему
Задание № 2 Определите возможные причины возникновения проблемы
Задание № 3 Укажите способы предотвращения возникновения проблемы
Задание № 4 Укажите способы решения проблемы
Время выполнения задания 5 минут
Затем вызываю желающего к доске. Он зачитывает ответы, остальные обсуждают и комментируют. Вывожу правильные ответы на экран. Даю обучающимся время на исправление ошибок, заполнение пустых граф. Заполненные таблицы обучающиеся вкладывают в свой конспект, для того, чтобы в любой момент, они могли воспользоваться ими.
Эталон ответа
Производственная ситуация по теме № 7 "Приготовление супов"
Ф.И.О. обучающегося
Задание № 1 Определите проблему Консистенция супа слишком густая
Задание № 2 Определите возможные причины возникновения проблемы Нарушили норму закладки продуктов (положили больше нормы);
Нарушили время варки (переварили продукты);
Нарушили температурный режим варки (жидкость выкипела)
Задание № 3 Укажите способы предотвращения возникновения проблемы Соблюдать норму закладки;
Соблюдать время варки;
Соблюдать температурный режим варки.
Задание № 4 Укажите способы решения проблемы Сварить новую порцию супа, более жидкой консистенции, чем положено, соединить две порции супа.
В связи с тем, что некоторые обучающиеся не в полной мере владеют навыками письма и чтения, при конспектировании можно использовать пиктографию (на первых занятия ознакомить их с условными обозначениями). По этой же причине все технологические карты рекомендуется сопровождать картинками.
Дифференциацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья удобно проводить по уровням усвоения учебного материала. При письменной проверке знаний используются карточки различной степени сложности, тесты трех уровней. Если при письменном опросе предлагается всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцируется количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания. При устном опросе первыми вызываются обучающиеся 3 группы, остальные исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даётся задания обучающимся 1 группы найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Обучающимся 2 группы даётся подобранный педагогом материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов. При объяснении нового материала перед обучающимися 1 группы ставятся проблемные вопросы, обучающимся 2 и 3 групп предлагается ответить на вопросы известные из раннее изученного. Обучающимся группы 2 даётся для изучения дополнительный материал в виде сообщений. Обучающиеся же группы 1 самостоятельно изучают некоторые вопросы нового материала. При воспроизведении обучающимися приёмов, продемонстрированных мастером дифференцируются задания. Обучающимся 1 группы предлагается выполнить практическое задание, используя технологическую карту. Для обучающихся 2 группы составляются подробные карточки-задания. Со обучающимися 3 группы прорабатываются основные моменты.
Для организации выполнения производственного задания удобно использовать групповой (бригадный) метод работы. Работа в минигруппах позволяет формировать общие компетенции: работать в коллективе и команде, эффективно общаться друг с другом, брать на себя ответственность за работу членов команды; реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Технологический процесс групповой работы делится на этапы:
1) Подготовка к выполнению группового задания.
а) Определение производственного задания.
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
2) Групповая работа.
г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
д) Распределение заданий внутри группы.
е) Консультирование
ж) Индивидуальное выполнение задания.
з) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
3) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),
и) Подведение итогов группового задания.
4) Заключительная часть.
к) Организация дегустационного стола.
л) Анализ выполненной работы по предложенному мастером алгоритму.
м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Во время групповой работы педагогом осуществляется контроль хода работы в группах, консультирование обучающихся, регулировка споров, порядок работы, в случае крайней необходимости оказывается помощь отдельным обучающимся или группе в целом.
В качестве домашнего задания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, как один из вариантов, можно предложить следующий:
•приготовить дома отработанное блюдо, принести фотоотчёт.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются некритичностью мышления. Они не могут самостоятельно оценить свою работу. Чтобы оценка стимулировала работу обучающихся, необходимо помочь им правильно оценить результаты своей деятельности. Для этого на заключительном инструктаже можно организовать дегустационный стол. Обучающиеся сравнивают свои блюда и изделия с эталоном. Проводят сравнение по предложенному педагогом алгоритму оценивания работы.
В обсуждении каждой работы должны принимать участие все обучающиеся учебной группы, а педагог должен комментировать обсуждение. Для повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы рекомендуется несколько способов:
1.Выставление отметок со знаком + и -;
2.Цифровая бальная отметка дополняется словесной;
3.Опора на коммуникативный мотив. Каждому обучающемуся не безразлично, как к нему относятся сокурсники, что они думают. Поэтому следует отметить перед группой успехи каждого.
Чтобы снизить стрессовую ситуацию при проведении рубежного контроля, проверочную работу можно организовать в форме конкурса профессионального мастерства. Перенести акцент с цели: проверить уровень сформированности профессиональной компетенции на цель: выявить лучшего по профессии. Эффект состязательности придаёт дополнительный стимул обучающимся. Создание ситуации успеха помогает обучающимся преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии. При проведении проверочной работы, необходимо соблюдать ряд дидактических требований коррекционно-развивающей технологии. Заранее предупредить обучающихся о предстоящей проверочной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с изучением материала урока предлагать задания, подобные тем, которые будут использоваться в проверочной работе с тем, чтобы у них выработался чёткий механизм выполнения заданий определённого вида. Необходимо, чтобы содержание проверочной работы охватывало основные положения изученного материала (основная часть), а также включало в себя задания, решение которых требовало бы от обучающихся проявления сообразительности и творчества (дополнительная часть). На следующем уроке после проведения проверочной работы необходимо провести работу над ошибками.
Урок производственного обучения, организованный с учётом вышеуказанных рекомендаций, как показывает практика, способствуют развитию внутренней мотивации обучающихся на обучение профессии и успешной адаптации к новым учебным условиям.
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков