Особенности организации адаптационного периода в профессиональном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Чернявская Г.В., мастер производственного обучения Краевого государственного казенного профессионального образовательного учреждение № 18
Описание материала:
В работе представлен опыт организации адаптационного периода в профессиональном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с активным внедрением инклюзивного образования представленный материал будет полезен преподавателям, мастерам производственного обучения, социальным педагогам, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовательном учреждении.
Цель работы: диссеминация педагогического опыта.
Для осуществления эффективности педагогического процесса необходимо иметь разноплановую информацию о каждом обучающемся, качествах личности, индивидуальных особенностях его развития.
Искусство обучения и воспитания, как указывал ещё К. Д. Ушинский "... имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что обучение и воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания".
Каждому педагогу свою работу следует начинать с мониторинга контингента обучающихся, выбора обучающих, развивающих и воспитательных технологий. Затем проводить планомерную работу по внедрению выбранных технологий в образовательный процесс. Далее следует проводить анализ результатов деятельности, рефлексию, обозначать возникающие проблемы и пути их решения.
Для изучения контингента обучающихся профессиональных образовательных учреждений обычно используют следующие методы:
•
анализ документации социального педагога, психолога, медицинского работника;
• беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником;
• анализ личных дел и биографических данных учащихся;
• анкетирование, опрос и беседы с учащимися;
• сравнительный анализ полученных данных.
Полученные результаты заносятся в диагностическую карту-характеристику группы, где указывается средний балл аттестата, уровень развития психических процессов, уровень коммуникабельности, мотивация к обучению, состояние здоровья, темперамент, социальный статус, дополнительные сведения, прогнозируемый результат, реальный результат (по результатам итоговой аттестации).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в адаптации к любым новым условиям. Поэтому большое внимание следует уделять адаптации вновь поступившего контингента в образовательном учреждении. В конце августа можно провести организационное собрание с обу-чающимися, их родителями, лицами их заменяющими, на котором познакомить с режимом обучения, питания, провести экскурсию по учреждению, ответить на интересующие вопросы. Провести индивидуальные беседы, оказать приезжим помощь в заселении в общежитие.
Я 1 сентября провожу, разработанный мною
классный час «Мы истории этой творцы» для ознакомления обучающихся с историей профессионального образования и образовательного учреждения. При помощи «Машины времени» мы отправляемся с обучающимися в прошлое, затем переносимся в настоящее, где знакомимся с предприятиями питания нашего города, на которые обучающиеся смогут впоследствии трудоустроиться.
Слайды из презентации классного часа "Мы истории этой творцы"
В течении первой учебной недели оформляем
«Дерево настроения», затем совместно проводим рефлексию. За весь курс обучения собираем целый лес.
На заключительном чаепитии проводим
своеобразный сеанс психотерапии: вспоминаем и обсуждаем каждое дерево, какие чувства испытывали обучающиеся в каждый определённый момент и почему. Такие обсуждения способствуют настрою на дальнейшую адаптацию к трудовой деятельности.
На первой учебной неделе рекомендуется организовать
групповое чаепитие «Знакомство» с приглашением всех преподавателей, где каждый, начиная с педагогов, представляется, коротко рассказывает о себе. Для того, чтобы обучающиеся быстрее запомнили друг друга по именам, можно провести игру «Что в имени тебе моём».
С первых дней обучения каждому педагогу следует вести
дневник индивидуальных педагогических наблюдений, где можно фиксировать личные данные, контактную информацию, личностные особенности обучающихся, социально-педагогическую работу по каждому из них. Здесь же можно фиксировать интересы и склонности своих подопечных, опираясь на которые, и следует начинать организацию социально-педагогической деятельности с обучающимися. Опора на положительное в характере является очень важным условием эффективности индивидуального подхода. Делая опору на положительные качества, необходимо сочетать её с чуткостью и разумной требовательностью. Организуя свою деятельность с обучающимися, в первую очередь следует наладить взаимодействие с ними, устанавливаю контакт, доверительные отношения. Для этого удобно использовать технологию
"Коучинг", которая способствует раскрытию потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться. Целью коучинга является помощь для самопомощи.
Основной принцип коучинга: «Свою жизненную ситуацию знает клиент, а не коуч». Я не даю своим подопечным жёстких рекомендаций и советов, а направляю их, помогая принять решение.
Начинаю работу с постановки целей —
«Чего ты хочешь?».
Затем помогаю провести анализ текущей ситуации —
«Что происходит?».
Дальше вместе проводим наработку вариантов —
«Что нужно сделать".
Выбор всегда оставляю за обучающимся —
«Что будешь делать ты?»
Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей обучающегося, не имеет для него какого – либо значения и не побуждает к учебной деятельности. Поэтому
при организации образовательного процесса следует учитывать профессиональную мотивацию поступивших на обучение. Мотивацию обучающихся следует выявлять путём комплексного обследования. В сентябре можно провести
анкетирование вновь прибывшего контингента, в ходе которого предложить ответить на следующие вопросы:
-
Почему ты поступил(а) именно в это профессиональное образовательное учреждение?
- Почему ты выбрал(а) эту профессию?
- Планируешь ли после окончания обучения работать по выбранной профессии?
Изучив результаты анкетирования, можно провести индивидуальные беседы с целью уточнить мотивы поступления на обучения. В конце октября, после прохождения адаптационного периода провести исследование «Мотивация профессиональной деятельности» (например, можно использовать методику К. Замфир в модификации А. Реана).
Для повышения внутренней мотивации обучающихся на первые занятия можно приглашать своих выпускников, работающих на предприятиях города, выпускников, которые открыли свои предприятия, чтобы они поделились своим опытом, рассказали о том, какие перспективы ожидают квалифицированных специалистов в городе и крае.
В первый месяц обучения рекомендуется организовывать экскурсии на предприятия, в ходе которых у обучающихся появится возможность ознакомиться с рабочими местами, условиями работы и оплаты труда.
Адаптационный период, организованный с учётом вышеуказанных рекомендаций, как показывает практика, способствуют развитию внутренней мотивации обучающихся на обучение профессии и успешной адаптации к новым учебным условиям.
Рекомендуем посмотреть:
Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени
Прохождение итоговой аттестации обучающимися профессионального образовательного учреждения
Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы
Ведение дневника производственного обучения