|
При самоанализе и взаимоанализе уроков решено пользоваться планом «Структурные компоненты урока для разработки критериев и уровневой экспертной оценки (Скворцова Г.И., Московский центр качества образования)»
1. цели
2. содержание образования за весь урок
3. учебный материал
4. структура урока (набор этапов)
5. межэтапные связи (логика разворачивания единицы содержания образования по этапам)
6. формы
7. методы по каждому этапу урока
8. реальный результат урока
9. самоанализ урока
Уровни и баллы
• 0 уровень – 0 баллов
• 1 уровень - 1 балл информационный подход
• 2 уровень – 4 балла
• 3 уровень – 7 баллов системно-деятельностный подход
• 4 уровень – 10 баллов
1. Цели урока – пример уровней оценки
Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие; постановка цели учащимися
0-й уровень (0 баллов) – цель отсутствует в плане и на уроке
1-й уровень (1 балл): в ходе анализа урока названа и обучающая, и развивающая цели урока
2-й (4 балла): цели сформулированы диагностично, измеримо (цель как ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик на 45-минутном уроке на конкретном фрагменте учебного материала - различать, получить, освоить, применить в стандартной или нестандартной ситуации - способ, понятие, модель, схему, алгоритм…)
3-й (7 баллов): вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися; мотивация её достижения
4-й (сценарный уровень) (10 баллов): вовлечение учащихся на уроке в корректировку, доуточнение или смены цели, учебной задачи при изменении ситуации
2. Единица содержания образования
Критерий: различение содержания учебного материала и содержания образования; моделирование учениками на уроке единицы содержания
1-й уровень (1 балл): названы единица содержания образования и учебный материал (например, учебный материал – безударные гласные в корне слова, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора безударной гласной в соответствии с правилом)
2-й (2 - 4 балла): единица содержания не только названа на словах, но и наглядно представлена ее модель (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделены все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения)
3-й (7 баллов): единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется обсуждается, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии
4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке с учетом ошибок учеников учителем «включается» незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации содержание образования)
3. Учебный материал
Критерий: подбор учебного материала, способствующего освоению запланированной единицы содержания образования на основе собственной мотивации учащихся
1-й уровень (1 балл): учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока, единице содержания и программным требованиям; отсутствие избыточности и недостаточности подобранного учебного материала для раскрытия цели и единицы содержания
2-й уровень (3 балла): : материал подобран с учётом работы с мотивацией, интересом учащихся (содержит проблемность, задачу-«ловушку», привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации и т.п.)
3-й уровень (7 баллов): : выстроенная структура, логика подачи учебного материала позволила учащимся на уроке успешно осваивать запланированную единицу содержания образования на основе их мотивации
4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке в случае незапланированных сбоев учащихся и, в связи с этим, необходимости освоения незапланированного содержания образования учитель по ходу импровизационно конструирует, подбирает дополнительный учебный материал
4. Структура урока (набор этапов)
Критерий: соответствие выбранной структуры урока цели урока и полной психологической структуре деятельности учащихся
1-й уровень (1 балл):соответствие запланированного набора этапов урока названным, в соответствии с целью урока
2-й (2 - 4 балла): на уроке все запланированные этапы организованны до звонка, без выхода за пределы временных рамок
3-й (7 баллов): на уроке наблюдается соответствие структуры урока полной психологической структуре деятельности учащихся: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов)
4-й (сценарный уровень) (10 баллов): запланированная структура урока изменяется при необходимости в силу изменения ситуации на уроке (возврат к уже пройденным этапам, например, постановочному и мотивационному этапу, включении новых этапов, исключение каких либо этапов и т.д.)
Примечание – все этапы, проведенные после звонка, проставляются баллом - 0.
5. Формы обучения
Критерий: адекватность форм цели, обоснованность их выбора данными педагогической диагностики и рефлексии учащихся:
1-й уровень (1 балл): выбранные формы обучения адекватны поставленной цели урока и единице содержания (например, бессмысленно организовывать групповую работу в случае заучивания, выполнения стандартных типовых заданий)
2-й уровень (3 балла): выбор форм обоснован данными педагогической диагностики с предыдущих уроков и детской рефлексии: работа на уроке и диагностические задания спланированы на основе анализа и прогноза ошибок учеников.
3-й уровень (7 баллов):: на уроке применяются запланированные формы обучения и диагностические задания. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся проведена (в соответствии с запланированными целями). Проводится самооценка на основе предварительного обсуждения критериев оценки. «Правильные ответы» учеников принимаются сразу, не проблематизируются (сценарная оперативная диагностика не проводится), неправильные ответы, не соответствующие плану урока, игнорируются или отбрасываются.
4-й уровень (10 баллов) (сценарный уровень): на уроке осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Проводится оперативная педагогическая диагностика (подготовленная до урока и сценарная, по ходу урока), при необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для доуточнения группой задачи или уже полученного способа и т.п.).
6. Методы обучения
Критерий: соответствие используемых методов обучения (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики
Показатели:
1-й уровень (1 балл): соответствие выбора учителем для данного этапа урока репродуктивных и (или) продуктивных методов целям урока и особенностям изучаемой единицы содержания
2-й (4 балла): соответствие выбора планируемых на уроке репродуктивных и продуктивных методов данным психологической диагностики (особенностям контингента учащихся) и педагогической диагностики (типов ошибок, вариантов понимания конкретных учащихся) на предыдущих этапах обучения
3-й (7 баллов): запланированные методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по её решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция. На уроке учитель следует плану: применяет запланированные методы обучения, без учёта разворачивающейся образовательной ситуации.
4-й (сценарный уровень) (10 баллов): сценарное изменение по ходу урока запланированных методов обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, переход от запланированных репродуктивных методов к продуктивным– поисковым, проблемным - в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа и др.)
7. Самоанализ урока
1-й уровень (1 балл): учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ;
2-й (2 - 4 балла): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока;
3-й (7 баллов): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель – средства – результат»;
4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока – с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.
|