Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий

Автор: Меркулова Татьяна Дмитриевна, преподаватель информатики и ИКТ ОГБОУ НПО ПЛ №3 г. Иваново
Начиная вести свой блог, мне хотелось бы поднять и обсудить одну из актуальных тем современного образования - метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий. Эти достаточно сложные понятия, о которых несколько лет назад мы только слышали, сейчас в той или иной мере прочно вошли в процесс работы учителя, преподавателя и воспитателя.

Почему это произошло? Ученые говорят о том, сейчас мы живем в эпоху пятой информационной революции, основной характеристикой которой является процесс информатизации. Дело в том, нас окружает информационное пространство и потоки информации настолько велики, неподготовленный человек просто утонет в этом море сведений, так и не найдя необходимых данных. Наиболее ценными качествами человека в настоящий момент являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Нужен не «обученный человек», а «человек обучаемый» и в еще большей степени «самообучающийся»!

Получается, что в настоящее время уже невозможно дать «знания на всю жизнь», нужно «научить учиться». Единственный способ, при котором выпускник будет успешен в жизни - это если он сам обучен добывать необходимые знания (информацию), т. е. эффективно осуществлять различные информационные процессы.

Правда новое – это хорошо забытое старое. Еще в XIX веке Адольф Дистервег говорил: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности... Можно наполнить чем-нибудь тело... но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Современные задачи, которые ставит перед нами жизнь, не укладываются в рамки какой-либо одной науки (предмета), они многомерны. И именно поэтому так важна стала метапредметность в обучении. А метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД), потому, что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, а формирование свойств личности учащегося, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять его познавательное развитие.

В методической литературе выделяются следующие универсальные учебные действия:
Личностные (позволяют принять и осознать жизненные ценности, нравственные нормы, правила, выработать жизненную позицию);
Регулятивные (позволяют ставить цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия);
Познавательные (позволяют исследовать, искать и отбирать информацию, структурировать ее и моделировать решение задач);
Коммуникативные (позволяют научиться слушать и понимать партнера, выполнять совместные действия, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли и т.д.).
Именно они позволят решать жизненные задачи и ориентироваться в современном информационном пространстве.

Этим летом я проходила очередные курсы повышения квалификации, и мы много говорили на эту тему. И вот конкретный пример, ее иллюстрирующий. Практически по всем предметам учащимся предлагается, с качестве самостоятельной работы, написать доклад (сообщение) на некоторую тему. Однако, не смотря на то, что с информационной точки зрения, вне зависимости от предмета алгоритм выполнения данного задания не должен существенно отличаться, практически по каждому предмету предлагаются СВОИ 7 - 13 пунктов написания доклада. Естественно, что содержание докладов, в зависимости от предмета будет различным, но вот сам процесс работы с информацией вряд ли будет настолько отличаться.

А если подойти к этой проблеме с точки зрения УУД, то мы получим общий алгоритм работы с информацией, включающий в себя: определение темы, постановку цели доклада, возможно выдвижение некоторой гипотезы, а затем поиск, сбор, обработку и оформление отобранной информации. Кроме того предполагается, что в результате работы будут сделаны некоторые выводы. Ну и естественно, необходимо указать источники информации. Такой план написания доклада будет работать вне зависимости от предмета, по которому он выполняется.

Таким образом, образование не только дает знания, но в первую очередь строит само отношение к знаниям, умение учиться и анализировать окружающую действительность. При этом образовательное учреждение станет пространством обсуждения и построения жизненных траекторий, а преподаватель (учитель, воспитатель) – помощником, который способствует обсуждению и пониманию мира.

Многие участники портала (особенно работники начальной школы и НПО/СПО) уже несколько лет работают с применением подобных принципов. Было бы очень интересно узнать Ваше мнение по этому вопросу, а также обменяться опытом по данной теме.

Литература:
1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя», А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. — М. : Просвещение, 2008.
2. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Образование в информационную эпоху. // Философия образования. - 2008. - №2 (23).

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Характеристика современного урока

Система посещения уроков

Фиалки - и этим все сказано!
Опубликовано: 4028 дней назад (14 ноября 2013)
Просмотров: 11031
+19
Голосов: 19
Мила Кузьмина # 14 ноября 2013 в 15:15 +8
Татьяна Дмитриевна, спасибо огромное, что вы дали старт обсуждению одной  из актуальных тем современного образования - метапредметной деятельности и формирование универсальных учебных действий. Я считаю, какие бы новшества не вводили, Учитель – знаковая фигура в обществе и, несмотря на все трудности, он остается важнейшим специалистом, определяющим ход и развитие общества, экономики, страны. Соответствие форм и методов работы учителя сегодняшним и завтрашним потребностям – задача не только государства, но и самого учителя. От его активности, нацеленности на поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в школе. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 15 ноября 2013 в 06:59 +5
Не могу не согласиться с Вашим комментарием, Мила! Не смотря на то, что учитель в настоящее время уже не является единственным источником информации, важность и сложность его работы не уменьшилась. И конечно очень и очень многое зависит от личности учителя, его мировоззрения, отношения к детям. Есть древняя китайская мудрость: «Учителя открывают двери – а дальше вы идете сами». Думаю, что и на современном этапе найти эти двери, открыть и заинтересовать дальнейшим движением вперед – это сложнейшая миссия, выполнение которой, не смотря ни на что, лежит на плечах учителя, преподавателя и воспитателя.
Галина Светлова # 14 ноября 2013 в 17:54 +3
Абсолютно согласна с тем, что теперь детей надо учить по-новому. Проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. А метапредметные задания в начальной школе позволяют подготовить учеников к решению дальнейших жизненных задач.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 15 ноября 2013 в 07:00 +3
Да, Галина, и Вы правы – действовать старыми методами в современном мире уже неэффективно. Конечно, это не значит, что надо разрушить все «до основанья, а затем…». Но если обогатить традиционную систему, то она от этого только выиграет.
Я не зря подняла эту тему именно на данном портале. Здесь работают и общаются невероятно творческие и разносторонние люди. Ведь творчество и метапредметно и надпредметно, оно дает стимул к развитию задатков и способностей и ученика, и учителя.
Оксана Владимировна Столь # 15 ноября 2013 в 07:44 +4
Спасибо, Татьяна Дмитриевна, за интересную и полезную информацию!Я полностью с вами согласна!
нужно «научить учиться»
Нужен не «обученный человек», а «человек обучаемый» и в еще большей степени «самообучающийся»!
Голосую с удовольствием!Хочу добавить ваш материал в закладки,но не вижу значка закладок
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 15 ноября 2013 в 15:04 +3
Благодарю Вас, Оксана, за добрый отзыв. Недавно я услышала такую фразу: «Научи себя сам - никто другой этого за тебя не сделает, будь он хоть трижды профессором каких угодно наук!». Жизнь доказывает, что сейчас практически в любой профессии без самообразования невозможно добиться успеха. Главное, чтобы навыки самообразования у человека развивались с детства.
Ирина Петровичева # 15 ноября 2013 в 17:06 +2
Очень интересный материал, все четко и конкретно, спасибо Вам за статью. В начальной школе мы как раз работаем по новым программам, предполагающим выработку УУД. Для этого применяем в том числе проектную деятельность и разнообразные творческие задания.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 15 ноября 2013 в 17:38 +3
Спасибо, Ирина, я рада,  что этот материал оказался Вам полезен.
Я знаю, что уже в начальной школе к познавательным универсальным учебным действиям относят использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Думаю, что именно в процессе проектной (и творческой) деятельности эти УУД получат наилучшее развитие. А я в профессиональном лицее для достижения этих целей применяю творческие профессионально направленные проекты. Здесь наиболее важным для учащихся является еще и практическая, а не только познавательная значимость предполагаемых результатов.
Надежда Трефилова # 15 ноября 2013 в 20:40 +2
Очень полезный материал, я в скором времени аттестуюсь, поэтому для написания конспектов уроков мне необходимо поподробнее разобраться с новыми формами написания конспектов урока. Ваш материал мне поможет
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 16 ноября 2013 в 10:38 +4
Да, грамотно оставленный план урока – это необходимость и как для открытого урока, так и для обычного. Правда, в разных учебных заведениях подобные планы достаточно сильно отличаются как по структуре, так и по содержанию. Думаю, что если Вы укажете на каком этапе урока, какие УУД подлежат усвоению (освоению), и каким образом они отрабатываются, то от этого план урока только выиграет. Однако чтобы все было наиболее корректно (ведь у нас, как и у врачей, главный принцип – «не навреди») Вам лучше обсудить свой план урока с методистом Вашего учебного заведения.
Ирина Рудакова # 15 ноября 2013 в 21:37 +5
Татьяна Дмитриевна, тема, которую Вы затронули, действительно, очень актуальна сегодня. Формирование УУД - это не только требование настоящего времени, это ещё и главное требование ФГОС, который уже введён в начальную школу, а в скором времени по нему будет работать и средняя школа. Наша задача - пробудить в ребёнке интерес к знаниям, помочь ему овладеть навыками получения этих знаний (УУД). Ваша статья помогает понять, что такое универсальные учебные действия, какую роль они играют в жизни человека. Спасибо.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 16 ноября 2013 в 10:38 +6
Я рада, что статья оказалась Вам полезной. Согласна с Вами, Ирина, с принятием новых ФГОС первыми приняли на себя эту «ношу» именно учителя начальной школы. Однако и система НПО/СПО не осталась в стороне. Как говорится в нормативных документах, методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход. Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В силу специфики – обучения профессии - в наших учебных заведениях мы работали таким образом еще до принятия ФГОС нового поколения, но теперь это уже не «самодеятельность», а достаточно четкая система.
Светлана Нагоева # 4 декабря 2013 в 17:47 +1
Спасибо большое за интересный и полезный материал. Думаю, нам всем пригодится в работе.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 4 декабря 2013 в 17:59 +2
Я рада, что материал оказался вам полезен. Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» заложен в основу новых стандартов. Эти технологии были созданы для того, чтобы выйти из информационных ограничений одного учебного предмета, такой подход ближе к жизненным, реальным задачам.
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 14 февраля 2014 в 23:13 +1
Учителя иностранных языков прекрасно знают о коммуникативных универсальных учебных действиях, ведь коммуникативная компетенция - одна из определяющих. Конечно, коммуникативная компетенция и коммуникативные УУД - не одно и тоже, тем не менее связь прямая. На уроках иностранного языка учащиеся учатся строить беседу, быть социально активными и вежливыми, учатся слушать собеседника, сопереживать.
Меня особо заинтересовали регулятивные УУД. Многие студенты, да и школьники, работая над проектами и проводя исследования, не умеют правильно выстраивать свою работу, им не знаком алгоритм действий, а отсюда многие неудачи. Действительно, необходимые УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УД. Они пригодятся и в жизни, в работе, в достижении личных целей,регулятивные УУД способствуют успешности личности.
Если раньше исполнительность была одним из главных положительных качеств отличника, то современная жизнь на первый план выдвигает инициативность, творческий подход, мобильность, умение быстро перестраиваться, решать всевозможные проблемы рационально. Прекрасно, что педагогическая наука не стоит на месте!
Спасибо за статью! +1!
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 16 февраля 2014 в 21:07 +1
Благодарю Вас, Ирина Геннадьевна, что так ознакомились с материалами статьи. Думаю, что Вы абсолютно правы, именно коммуникативные УУД в настоящее время особенно востребованы. Их назначение «состоит в обеспечении социальной компетентности и сознательной ориентации обучающихся на позицию других людей, продуктивное взаимодействие и сотрудничество, владение речевыми ресурсами для построения конструктивного диалога, убеждения оппонентов и собеседников в собственной правоте» - так записано в методических указаниях, которые мы рассматривали в рамках тех самых курсов повышения квалификации.
Лично я в процессе урока для развития именно этих УУД стараюсь чаще использовать технологии, позволяющие учащимся работать в команде (работа в парах постоянного состава, ротационные тройки и пары), потому, что именно такая работа стимулирует продуктивное общение, учащиеся могут вести диалог, отстаивая свою точку зрения. Такая дискуссия в условиях профлицея базируется на работе в рамках проектной деятельности и обязательно с материалом профессиональной направленности.
Светлана Валерьевна Селюнина # 2 ноября 2015 в 07:54 0
Мне понравился материал! Возьму что то из него для себя!
Ханда Нимажаповна Данжеева # 23 апреля 2016 в 14:33 0
Именно коммуникативные УУД в настоящее время особенно востребованы. Спасибо!
Елена Грехнева # 9 октября 2019 в 21:21 0
Ваша работа свидетельствует о современном подходе к преподаванию.Очень нужно в наше время.