Автор: Меркулова Татьяна Дмитриевна, преподаватель информатики и ИКТ ОГБОУ НПО ПЛ №3 г. Иваново
Начиная вести свой блог, мне хотелось бы поднять и обсудить одну из актуальных тем современного образования - метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий. Эти достаточно сложные понятия, о которых несколько лет назад мы только слышали, сейчас в той или иной мере прочно вошли в процесс работы учителя, преподавателя и воспитателя.
Почему это произошло? Ученые говорят о том, сейчас мы живем в эпоху пятой информационной революции, основной характеристикой которой является процесс информатизации. Дело в том, нас окружает информационное пространство и потоки информации настолько велики, неподготовленный человек просто утонет в этом море сведений, так и не найдя необходимых данных. Наиболее ценными качествами человека в настоящий момент являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Нужен не «обученный человек», а «человек обучаемый» и в еще большей степени «самообучающийся»!
Получается, что в настоящее время уже невозможно дать «знания на всю жизнь», нужно «научить учиться». Единственный способ, при котором выпускник будет успешен в жизни - это если он сам обучен добывать необходимые знания (информацию), т. е. эффективно осуществлять различные информационные процессы.
Правда новое – это хорошо забытое старое. Еще в XIX веке Адольф Дистервег говорил: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности... Можно наполнить чем-нибудь тело... но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».
Современные задачи, которые ставит перед нами жизнь, не укладываются в рамки какой-либо одной науки (предмета), они многомерны. И именно поэтому так важна стала метапредметность в обучении. А метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД), потому, что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, а формирование свойств личности учащегося, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять его познавательное развитие.
В методической литературе выделяются следующие универсальные учебные действия:
Личностные (позволяют принять и осознать жизненные ценности, нравственные нормы, правила, выработать жизненную позицию);
Регулятивные (позволяют ставить цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия);
Познавательные (позволяют исследовать, искать и отбирать информацию, структурировать ее и моделировать решение задач);
Коммуникативные (позволяют научиться слушать и понимать партнера, выполнять совместные действия, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли и т.д.).
Именно они позволят решать жизненные задачи и ориентироваться в современном информационном пространстве.
Этим летом я проходила очередные курсы повышения квалификации, и мы много говорили на эту тему. И вот конкретный пример, ее иллюстрирующий. Практически по всем предметам учащимся предлагается, с качестве самостоятельной работы, написать доклад (сообщение) на некоторую тему. Однако, не смотря на то, что с информационной точки зрения, вне зависимости от предмета алгоритм выполнения данного задания не должен существенно отличаться, практически по каждому предмету предлагаются СВОИ 7 - 13 пунктов написания доклада. Естественно, что содержание докладов, в зависимости от предмета будет различным, но вот сам процесс работы с информацией вряд ли будет настолько отличаться.
А если подойти к этой проблеме с точки зрения УУД, то мы получим общий алгоритм работы с информацией, включающий в себя: определение темы, постановку цели доклада, возможно выдвижение некоторой гипотезы, а затем поиск, сбор, обработку и оформление отобранной информации. Кроме того предполагается, что в результате работы будут сделаны некоторые выводы. Ну и естественно, необходимо указать источники информации. Такой план написания доклада будет работать вне зависимости от предмета, по которому он выполняется.
Таким образом, образование не только дает знания, но в первую очередь строит само отношение к знаниям, умение учиться и анализировать окружающую действительность. При этом образовательное учреждение станет пространством обсуждения и построения жизненных траекторий, а преподаватель (учитель, воспитатель) – помощником, который способствует обсуждению и пониманию мира.
Многие участники портала (особенно работники начальной школы и НПО/СПО) уже несколько лет работают с применением подобных принципов. Было бы очень интересно узнать
Ваше мнение по этому вопросу, а также
обменяться опытом по данной теме.
Литература:
1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя», А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. — М. : Просвещение, 2008.
2. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Образование в информационную эпоху. // Философия образования. - 2008. - №2 (23).
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков