Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Самоанализ урока русского языка в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Учитель начальных классов Головина Татьяна Сергеевна
Данная работа может быть полезна учителям.
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Конспект данного урока размещен в моем блоге. Ссылка /blogs/golovina-tatjana/neopredelenaja-forma-glagola.html
Урок русского языка в 3 классе по теме «Неопределенная форма глагола» - урок освоения новых знаний.
Цель: знакомство с особенностями глаголов в неопределенной форме.
Планируемый результат: (предметный) обучающиеся должны знать:
• вопросы глаголов неопределенной формы;
• суффиксы глаголов неопределенной формы;
• чь–часть корня.
Планируя урок, перед собой ставила несколько задач, основные из которых это:
• познакомить с новой формой глагола – неопределенной;
• развивать умение ставить правильно вопросы к глаголам неопределенной формы;
• находить в тексте глаголы неопределенной формы.
Планируя урок, старалась, чтобы каждое задание было направлено на развитие предметных и метапредметных умений.
Представляя свой урок, я решила акцентировать внимание на нескольких моментах: показать, как учебный материал, выбранные мною инновационные технологии, приемы, методы и формы направлены на формирование:
1. Метапредметных УУД
2. Предметных умений
3. Личностных УУД
Отдельно выделила формирование мотивации обучающихся к теме урока и к предмету в целом.
Познавательные УУД
Для достижения цели урока определила технологию проблемного обучения. Именно в этой технологии обучающиеся сталкиваются с затруднениями, противоречиями, проблемными ситуациями, учатся формулировать проблему, выделять познавательную цель, выдвигать гипотезы, моделировать, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическую цепочку доказательств.
Так и на этом уроке. Сначала предложила ученикам найти в тексте глаголы и определить их грамматические признаки. Мне необходимо было организовать ситуацию успеха каждого ученика, для того, чтобы создать положительную мотивацию на дальнейшую работу на уроке. Ребята сначала определили для себя алгоритм действия для успешного выполнения задания.
1. По вопросу определю, что это слово - глагол.
2. Подчеркну глаголы.
3. Определю число глагола.
4. Определю время глагола по вопросу
5. Если это глагол прошедшего времени единственного числа, то определю еще и род.
Трижды дети столкнулись с затруднениями при выполнении заданий известным способом действия.
1. Среди глаголов, у которых без затруднений определяли грамматические признаки вдруг появился глагол, у которого нельзя это определить!
Это затруднение привело их к самостоятельной постановке темы и цели урока (РУУД), и в дальнейшем к новым знаниям: понятие «неопределенная форма глагола», два вопроса, суффикс ТЬ. (Предметные умения)

2. Второй раз возникло затруднение, когда ученики выполняли задание на классификацию – это выполнение операции на формирование познавательных УУД. Задание было на базовом уровне, т.к. основание для классификации было уже выделено. Среди глаголов неопределенной формы, оканчивающихся на ТЬ, встретился глагол на ТИ

3. При поиске глаголов неопределенной формы в упражнении учебника глагол беречь вызвал затруднение (возникло противоречие, затруднение). Это затруднение привело опять же к постановке проблемы. Дети выдвинули гипотезы:
-ЧЬ – суффикс,
-ЧЬ – постфикс;
-ЧЬ – часть корня.
Обучающиеся строили логическую цепочку доказательств, сами пришли к мысли о необходимости разбора слова по составу, и в итоге пришли к новым знаниям: глаголы неопределенной формы могут оканчиваться на ЧЬ, и это часть корня.
Затем в течение урока обучающиеся несколько раз самостоятельно индивидуально, в паре, в группах делали вывод.
Хочется отдельно сказать про задание на классификацию. Выполнение задания решало сразу несколько задач:
1. Основная задача: умение классифицировать по заданному основанию.
2. Презентация, выполненная на интерактивной доске, не только решила проблему наглядности. Ученики являлись активными участниками интерактивного процесса. Ведь в стандарте речь идет не о любом использовании ИКТ на уроке, а об использовании самими учащимися.
3. Такие задания нравятся детям и мотивируют их познавательную деятельность.
4. Выполнение задания служило своего рода динамической паузой на уроке.
На уроке использовала технологию критериального оценивания. Показан этап, когда вводятся критерии для оценивания конкретного задания. Они вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися. Используется как прогностическая оценка, так и ретроспективная на нескольких этапах урока с последующей проверкой.
Умение находить в тексте глаголы
Умение определять число глагола
Умение определять время глагола
Умение определять род в нужных глаголах 1 б
Итого 4 балла
Обучающиеся соотносили результат своей деятельности с поставленной целью, четко определяли умения, формируемые в процессе выполнения заданий, знания, которые помогали в достижении этой цели и незнание. Задания направлены на формирование регулятивных универсальных учебных действий.
Личностные УУД
Считаю, что на уроке полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала.
1. Работа с пословицей, направленной на развитие мотивации к обучению (в начале урока)

2. Стихотворение В.Берестова «Как хорошо уметь читать».
3. Сказка Е.Шварца «Сказка о потерянном времени».
4. В середине урока проведена работа с фразеологизмами.

Такая работа обогащает и речь учеников, и в то же время играет роль динамической паузы, т.к. ребята работают в парах.
Анализ произведений, поступков героя способствовало развитию личностных УУД.
На уроке использованы разные формы сотрудничества: парная и групповая, что способствовало развитию коммуникативных универсальных учебных действий. В течение урока ребята работали в парах: при работе с фразеологическими оборотами, при разборе слова по составу, в группах при составлении кластера.

Взаимодействие в группах позволило учащимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, проверить каждому ученику свои силы.
При составлении кластера были созданы условия для рефлексии: обучающиеся соотносили результат своей деятельности с поставленной целью, систематизировали свои знания по теме, моделировали. Урок прошел интересно, все ученики были активными и заинтересованными на протяжении всего урока.
В течение всего урока ребята опирались на уже имеющиеся предметные умения и приобрели новые, необходимые для дальнейшего изучения темы. Было организовано первичное закрепление учебного материала.
В конце урока предложила дифференцированное домашнее задание.

Считаю, что цель и задачи, поставленные перед уроком, достигнуты в полной мере.
Закончить самоанализ урока хочу словами Ж.-Ж.Руссо «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»

Рекомендуем посмотреть:

Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе Интегрированный урок в начальной школе Современные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании

Похожие статьи:

Современные формы проведения уроков русского языка в начальной школе

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Характеристика современного урока

Конспект урока русского языка в 3 классе. Неопределенная форма глагола | Логические задачи на смекалку для 1 класса
Опубликовано: 3676 дней назад (29 октября 2014)
Просмотров: 43072
Рубрика: ФГОС
+7
Голосов: 7
Мария Юрьевна Воркуева # 30 октября 2014 в 07:02 +1
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!уВАЖАЕМАЯ тАТЬЯНА сЕРГЕЕВНА!сПАСИБО ЗА ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ рАБОТАЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ, НО ДУМАЮ, ЧТО АЛГОРИТМ САМОАНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАТЬ БУДУ. уСПЕХОВ вАМ В РАБОТЕ!
Светлана Владимировна Иванова # 1 ноября 2014 в 00:08 +1
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Спасибо за предоставленный самоанализ урока. Очень нужная, полезная и своевременная информация! Думаю она будет востребована учителями не только начальной школы, но и среднего звена. Беру себе в заметки. Удачи Вам и успехов! Примите мой голос.
Головина Татьяна Сергеевна # 1 ноября 2014 в 18:50 0
спасибо, Светлана Владимировна,
Ольга Третьякова # 1 ноября 2014 в 18:45 +1
Здравствуйте. Жаль что я не учитель начальных классов - думаю что мне ваша разработка очень бы пригодилась)) Деткам наверно нравиться как вы с ними работаете, вы проявляете творчество, а они радуют вас своими успехами)))
Головина Татьяна Сергеевна # 1 ноября 2014 в 18:49 +1
Спасибо, Ольга, что ознакомились с моим материалом. Надеюсь, что и для Вас он будет хоть чуточку полезен.
Тамара Александровна Новичкова # 1 ноября 2014 в 21:46 0
Татьяна Сергеевна, добрый вечер! Ваша публикация "Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС" будет полезна и интересна не только для учителей начальных классов, но я думаю пригодится и педагогам русского языка и литературы. Планируя урок, вы акцентируете внимание на инновационные технологии. Используете современные приемы, методы и формы направленные на формирование предметных, личностных умений. Яркие таблицы дают возможность лучше усваивать новый материал. Чувствуется, что вы творческий человек и болеете душой за своих учеников, стараясь привить им любовь к родному русскому языку.+1
Головина Татьяна Сергеевна # 1 ноября 2014 в 21:53 0
Спасибо, Тамара Александровна, за содержательный комментарий.
Елена Александровна Беляева # 3 ноября 2014 в 14:09 0
Здравствуйте Татьяна Сергеевна, спасибо Вам за приглашение. Очень полезную и актуальную информацию Вы представили. Она обязательно пригодится для учителей начальных классов. Голос.
Головина Татьяна Сергеевна # 3 ноября 2014 в 14:10 0
Спасибо, Елена Александровна, что уделили время мой работе.
Вера Александровна Орехова # 3 ноября 2014 в 14:16 +1
Татьяна Сергеевна, спасибо за приглашение. Интересный и полезный материал Вы представили, думаю многие педагоги возьмут себе на заметку. Очень хорошо, что Вы используете современные приемы, используете инновационные технологии. Материал оформлен грамотно, интересные слайды сопровождают текст, что значительно облегчает восприятие информации. Примите мой голос +1. Желаю творческих успехов!
Головина Татьяна Сергеевна # 3 ноября 2014 в 14:18 +1
Спасибо, Вера Александровна, за положительный комментарий. Рада, что Вам понравилась работа.
Марина Викторовна Вертинская # 27 января 2015 в 19:42 +1
Татьяна Сергеевна, спасибо за приглашение. Ваша статья очень полезна и актуальна. Вы на уроке используете современные приемы, методы и формы, направленные на формирование метапредметных УУД, личностных УУД и предметных. Каждое задание грамотно продумано, думаю ребятам на уроке не пришлось скучать. Спасибо и успехов в работе.