Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Современные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании

Опыт работы педагога дополнительного образования. Методическое объединение для педагогов дополнительного образования.
Тема: Современные подходы к организации учебного процесса.
Цель: повышение качества профессиональной деятельности педагогов Дома детского творчества.
Задачи:
1. Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний, практических умений и навыков.
2. Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность,
побудить размышлять, анализировать.
3. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. К учебному занятию в дополнительном образовании в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, как в содержательном, так и в организационном плане.
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с учащимися и их родителями. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и мн.др. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида детской деятельности или совместного мероприятия с родителями и детьми.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и с детьми дошкольного возраста мы тоже используем эту технологию и, наверное, даже чаще и раньше, чем в школе, она знакома нам под таким название как игра по станциям.
Квест – современная игровая технология обучения.
Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
Задания могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе (участок детского сада, город, парк и т.д.), охватывая все окружающее пространство.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.
Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!
Этапы организации

Итак: Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:
- деление детей на группы;
- обсуждение правил квеста;
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.
Этапы игры.
В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.
Виды квестов

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.
В зависимости от этого квесты можно условно разделить на группы.
По числу участников: 1. Одиночные, 2. Групповые.
По продолжительности: 1. Кратковременные. 2. Долговременные.
По содержанию: 1. Сюжетные. 2. Несюжетные.
По доминирующей деятельности учащихся:
Исследовательский квест, информационный квест, творческий квест, поисковый квест, игровой квест, ролевой квест.
По структуре сюжетов:
Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А»
Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий и многое другое. Если игра проводится на открытом воздухе, в неё обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом, укрепляется здоровье детей.
Сегодня я хочу предложить вам побыть в роли участников квеста, проверить свои знания, продемонстрировать способности. Приглашаю вас в удивительное путешествие по поиску клада. Но получить клад, не так-то просто, ведь на вашем пути будут сложные задания.
У нас будет 2 группы участников.
Деловая игра. Квест «Таинственный остров»

И первое задание – это ребус. Каждой группе участников предлагается разгадать ребус с ключевым словом. (Слова: педагог и учащийся). Побеждает та команда которая выполнит задание быстрее.


Подсказка: Не всегда слово, которое изброжено на рисунке, нужно читать полностью. Если слева от рисунка помещена запятая, то это значит, что от его названия следует отбросить первую букву. Если нарисованы 2 или 3 запятые, то нужно отбросить соответственно 2 или 3 буквы. Так же и в конце слова.
Следующая метка на карте нашего путешествия задание 5 причин. В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин, наиболее актуальные для данной темы проблемы и озвучивают их.
Вопрос для обсуждения:
1. Когда обучающемуся не интересно учиться?
2. Когда педагогу не интересно учить?
Переходим к следующей метке. Задание. Подобрать определение.
Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе.
Одной группе участников дается конверт, где перечислены традиционные и формы организации деятельности учащихся.

Второй группе конверт с нетрадиционными формами организации деятельности учащихся.


Задание № 4. Какая память у вас?
Зачитывается 25 слов – Слон, качели, верблюд, зонт, тетрадь, домино, птица, пальто, стакан, телефон, цветок, человек, дерево, мячик, яблоко, сумка, роза, апельсин, пирамидка, чай, кукла, ваза, воробей, шапка, медведь.
Каждая команда должна записать все слова, которые удалось запомнить. Слова записывать можно в любом порядке. Побеждает та команда, которая назовет большее количество слов.
И заключительное задание нашего путешествия это Головоломка. Педагогам предлагается решить головоломку, для того чтобы открыть сундук с кладом.Какой номер парковки скрывается под машиной. (ответ №87).

За правильное выполнение заданий, участники награждаются Сертификатами.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что технология «Квест» способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения.
Скачать Современные подходы к организации учебного процесса


Рекомендуем посмотреть:

Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования
Конспект по ФЭМП в старшей группе детского сада | Деловая игра-квест для педагогов дополнительного образования
Опубликовано: 2497 дней назад (1 января 2018)
Просмотров: 3726
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Юлия Алексеевна Коваль # 1 января 2018 в 16:58 0
Материал будет полезен методистам для практического использования в работе с педагогами.
Любовь Фёдоровна Баранникова # 7 января 2018 в 20:35 0
Здравствуйте, Юлия Алексеевна. Я тоже в своей работе с детьми использую технологию построенияквестов. Это очень интересный вид деятельности. Спасибо вам за интересные задания. думаю. они помогут учителям в творческом поиске. С Рождеством Вас!