Конспект. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Тема «Помогаем Буратино»
Цель: Обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Учить сравнивать рядом стоящие числа, получать равенство из неравенства;
Учить понимать вопросы: «На сколько больше?», «На сколько меньше?»
Продолжать учить обозначать результаты сравнения предметов по длине и ширине.
Развивающие:
Развивать навыки количественного и порядкового счета в пределах 9;
Закреплять знания цифр, названия и последовательность дней недели, геометрических фигур;
Совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине и раскладывать их в возрастающей последовательности.
Активизировать словарь детей: порядковые и количественные числительные, названия дней недели, геометрических фигур,
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, внимание, терпение.
Формировать нравственные качества: желание прийти на помощь, заботливое отношение к другим, сопереживание.
Развивать воображение.
Оборудование и материалы:
Магнитная доска
Магнитофон
Игрушки или картинки сказочных героев
9 «золотых» и 9 «серебряных» монет
9 больших лягушек и 8 маленьких лягушек
Дощечки разного цвета и разной длины (4 дощечки, две из них одинаковые и по длине и по ширине, но разных по цвету)
Плоскостные изображения «замков» с разной конфигурацией геометрических фигур «ключи» с геометрическими фигурами (ключей больше)
Карточки с цифрами.
Ход занятия:
Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино»
Педагог: - Ребята, вы узнали из какого кинофильма эта музыка?
- Кто главный герой этой сказки? (Буратино)
Вбегает Буратино.
- Здравствуйте ребята, вы меня знали? Я пришел к вам за помощью. Карабас Барабас похитил Мальвину и хочет оставить ее в своем театре. Помогите мне ее выручить.
Педагог: - Поможем Буратино?
Дети: - Да! Поможем!
Буратино: - Тогда отправляемся в путь. Нас ожидает много трудностей. Карабас Барабас оставил письмо может быть это подсказка, но вот только я не умею читать.
Педагог: - Давайте я прочту.
Красавица Мальвина у меня. Если вы хотите ее спасти, должны выполнить все задания и справится со всеми трудностями, которые встретятся вам на пути. Только тогда я отпущу Мальвину. А если не справитесь, кукла навсегда останется в моем театре. Чтобы узнать по какой дороге вам идти станьте прямо, повернитесь налево, сделайте 3 шага вперед, повернитесь направо и сделайте 2 шага вперед. И начните путь.
Карабас Барабас.
Теперь мы знаем, по какой дороге нам нужно идти. Вперед на помощь Мальвине. (Звучит веселая музыка). На пути нам встретились Кот Базилио и Лиса Алиса. Нам необходимо выполнить их задания.
В мешочке монеты серебряные и золотые. Посчитайте сколько серебряных монет(8) и сколько золотых(9). Поровну ли, одинаковое их количество?
Дети: - Нет.
Педагог: - Каких монет больше?
Дети: - Золотых.
Педагог: - Каких монет меньше?
Дети: - Серебряных.
Педагог: - Какое число больше?
Дети: - Число 9 больше.
Педагог: - Какое число меньше?
Дети: - Число 8 меньше.
Педагог: - На сколько золотых монет больше, чем серебряных?
Дети: - Золотых монет на 1 больше, чем серебряных.
Педагог: - На сколько число 9 больше числа 8?
Дети: - На 1.
Педагог: - На сколько число 8 меньше числа 9?
Дети: -На 1.
Педагог: - Теперь помогите Буратино обозначить количество золотых и серебряных монет цифрами.
(Дети выполняют задание с помощью карточек с цифрами). Молодцы все справились с заданием. За правильно выполненное задание Кот Базилио и Лиса Алиса дают Буратино золотую монетку.
Педагог: - Ребята, по сколько золотых монет стало теперь?
Дети: - 9.
Педагог: - Одинаковое ли количество золотых и серебряных монет?
Дети: - Да.
Педагог: - как еще можно сказать?
Дети: - Поровну, столько же.
Педагог: - Верно, молодцы. Нам пора продолжать путь. Поспешим.
Смотрите пещера, кто же в ней живет. А живет здесь Дуремар. Он тоже приготовил для нас задания.
Соберите больших лягушек 9, а маленьких на 1 меньше.
Разложите маленьких лягушек в ряд.
Третью слева лягушку замените на большую.
- Сколько всего лягушек? (8)
- Сколько маленьких? (7)
-Сколько больших? (1)
- Какая по счету большая лягушка?
- Какой стороны вы считали?
Дети: - Слева.
Педагог: - Давайте посчитаем с другой стороны.
- Отсчитайте 7 больших лягушек и 6 маленьких.
- Сколько маленьких? (6)
-Сколько больших? (7)
- Какое число больше? (7)
- Какое число меньше? (6)
Педагог: - На сколько число 7 меньше числа 6?
Дети: - На 1.
Педагог: - Хорошо. Все задания Дуремара мы выполнили, и он нам указывает путь к реке. Нужно перебраться на другой берег. Моста нет, только дощечки.
- Ребята, нам надо построить мост. Для этого выложить дощечки от самой короткой до самой длинной.
- Какую дощечку возьмем сначала?
Дети: - Самую короткую дощечку.
Педагог: - А затем?
Дети: - Самую короткую из оставшихся.
Педагог: - А потом?
Дети: - Оставшуюся, длинную дощечку зеленого цвета.
Педагог: - Посмотрите внимательно, у нас еще одна дощечка осталась, красного цвета. Одинаковая ли она по длине с дощечкой зеленого цвета? Как это можно проверить?
Приложить дощечки ширинами одну к другой, но так, чтобы они были на одной линии. Мы видим, что эти дощечки одинаковой длины.
Педагог: - Мы построили мост и перебрались на другой берег. Здесь нас поджидает Черепаха Тортила. У нее замки и к ним нужно подобрать ключи. Будьте внимательны. Игра «Подбери ключ к замку».
Педагог: - Молодцы вы открыли все замки. Черепаха Тортила предлагает вам отдохнуть и сделать разминку вместе с Буратино.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой!
Черепаха дарит вам ключ, который откроет тайную дверь.
Вот мы оказались в кукольном театре Карабаса Барабаса. Но не хочет он отпускать Мальвину. Нам надо выполнить его задания.
• Назовите все дни недели в той последовательности, в которой они идут друг за другом.
• Какой день недели был вчера?
• Какой день недели будет завтра?
• Какой день недели сегодня?
Черепаха Тортила дала вам ключ, который откроет тайную дверь, где спрятана Мальвина. Но открыть эту дверь не так просто. Нужно подобрать код к замку.
Слушайте внимательно.
Первая цифра кода, это число стоящее после 7.
Педагог: - Что это за цифра?
Дети: - 8.
Педагог: - Вторая цифра это число меньше 4 на 1. Какая это цифра?
Дети: - 3.
Педагог: - Третья цифра это число, которое больше 8 на 1. Какая это цифра?
Дети: - 9.
Педагог: - Все верно. Теперь разложим все отгаданные цифры в ряд. После этого замок открывается.
Карабас Барабас отпускает Мальвину. Буратино и Мальвина благодарят детей за помощь и возвращаются в свою сказку. Педагог вместе с детьми подводит итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП для детей с ОВЗ
Конспект НОД в старшей группе по РЭМП
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Число 8
Конспект занятия по математике для детей старшей группы в детском саду. Счёт в пределах 10