Конспект НОД в старшей группе по развитию элементарных математических представлений «Цветик-семицветик»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы 5-6 лет по развитию элементарных математических представлений. Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект НОД по познавательному развитию, направленного на создание условий для накопления, обогащения и упорядочивания математических представлений у старших дошкольников.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по развитию элементарных математических представлений «Цветик-семицветик».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Чтение художественной литературы».
Цель: Создание условий для накопления, обогащения и упорядочивания математических представлений.
Задачи:
Образовательные: Способствовать развитию навыка прямого и обратного счета
Формировать умение соотносить цифры с количеством предметов.
Создавать условия для развития умения составлять простые задачи и решать их.
Закреплять умение составлять изображения предметов из геометрических фигур.
Упражнять в ориентировке в пространстве, на листе бумаги.
Закреплять представления о последовательности дней недели.
Развивающие: Развивать мыслительную активность.
Речевые: Совершенствовать навыки речевого общения, культуру речи, умение ясно и грамотно излагать свои мысли.
Демонстрационный материал: Изображения дерева, балкона дома, ворон (для фланелеграфа.) Восемь баранок нанизанных на верёвку. Изображение вазы, разрезанное на несколько частей в форме геометрических фигур. Цветок из картона с семью лепестками красного, оранжевого, желтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цвета с заданиями на обратной стороне. Тетрадь в клетку, игрушка – на каждого ребёнка. Иллюстрация к сказке В.Катаева «Цветик – семицветик» («Женя на Северном полюсе».) Лепестки из цветной бумаги, которые дети получают за правильные ответы и правильно выполненные задания.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, динамическая пауза, инсценировка, анализ, подведение итогов.
Содержание организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: Посмотрите, сегодня утром у нас в центре природы произошло чудо – появился сказочный цветок. Откуда он появился и зачем он нам? (Ответы детей) И кто же его подарил? Где-то я слышала о таком же цветке, но не помню. Помогите мне вспомнить, где говориться о таком же цветке? (Ответы детей). Но вот и молодцы. Давайте сегодня мы отправимся в знакомую вам сказку Валентина Катаева «Цветик - семицветик».
Жила-была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Девочка купила баранки. (Показывает баранки на верёвке.) Сколько баранок купила Женя? (Восемь.) Но пока она шла домой и смотрела по сторонам, все баранки съела собака. Сначала собака съела одну баранку. (Снимает с верёвки одну баранку.) Сколько баранок осталось у девочки? (Семь.) Затем собака съела ещё одну баранку. (Снимает с верёвки.) Сколько баранок осталось у девочки? (Шесть.) Но Женя загляделась на витрины магазина и ничего не заметила. А собака съела ещё одну баранку. (Снимает с верёвки ещё одну баранку.) Сколько баранок осталось у девочки? ( Пять.) Верно. (Воспитатель снимает с верёвки остальные баранки по одной – их тоже съела собака, а дети считают.) Когда Женя спохватилась, у неё не осталось ни одной баранки. Побежала девочка за собакой, не догнала ее, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок. ( Выставляет на доске цветок из картона.) Посмотрите на этот цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков. (Семь.) Какого цвета лепестки? (Ответы детей.) Сколько красных лепестков? (синих и т.д.)? (Ответы детей.) Значит, из скольких единиц состоит 7? ( Число 7 состоит из семи единиц 7= 1+1+1+1+1+1+1.)
Сколько дней в недели? (Семь.) Как называется первый день недели? (Понедельник.) Какой по счёту сегодня день недели? Какой по счёту день недели завтра? Какой был вчера? (Ответы детей.) Отрываем жёлтый лепесток.
Дети.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Воспитатель: (Читает задание на обратной стороне лепестка.) Вели, чтобы все баранки снова были у Жени. (Нанизывает на верёвку восемь баранок, дети считают.) Как называется второй день недели? (Вторник.) Отрываем второй, оранжевый лепесток. (Читает задание.) Нужно составить задачи про баранки. Сначала вспомним, из чего состоит задача. (Условие, вопрос, решение, ответ.) Какое условие у нашей задачи?
Первый ребёнок. У Жени было восемь баранок. Одну баранку съела собака.
Воспитатель. Какой вопрос?
Второй ребёнок. Сколько баранок осталось у Жени?
Воспитатель. Какое решение?
Третий ребёнок. 8-1=7
Воспитатель. Какой ответ у нашей задачи?
Четвёртый ребёнок. У Жени осталось семь баранок.
Воспитатель. Какое число 8 по отношению к числу 7? (Последующее.) Назовите число, предыдущее по отношению к числу 7. (6) Назовите соседей числа 7. (6 и 8.)
(За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание здесь и далее дети получают по лепестку из цветной бумаги.)
Воспитатель. Пришла Женя домой, отдала маме баранки. Потом решила цветок поставить в вазу. Взяла она вазу, но посмотрела в окно и увидела ворон. Стала их считать. (Выкладывает на фланелеграфе изображения дерева, балкона дома и семи ворон.) Сколько ворон сидело на ветках дерева? (Шесть ворон.) А на балконе? (Одна ворона.) Сколько всего было ворон? (Семь.) Одна ворона с ветки дерева перелетела на балкон. Сколько стало ворон на балконе? ( Две вороны.) Сколько ворон осталось на ветке? (Пять ворон.) Вдруг все вороны взлетели, а потом снова расположились на ветках дерева и на балконе. Вот так! (Выкладывает на фланелеграфе.) Сколько ворон село на балкон? (Три вороны.) А на ветки дерева? (Четыре вороны.) Итак, их каких двух чисел состоит число 7? (Число 7 состоит из чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.)
Пока Женя считала ворон, ваза выскользнула у неё из рук и разбилась.
Чтобы мама не ругала Женю, давайте поможем девочке собрать осколки и склеить вазу. (Показывает детали разрезанной картинки.)
Вспомните, как называется третий день недели. (Среда.) Отрываем третий, красный лепесток.
Дети.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Воспитатель: (Читает задание на обратной стороне лепестка.) Вели, чтобы ваза стала как прежде. Давайте её склеим. Но сначала назовите геометрические фигуры, из которых состоит ваза. (Ответы детей.) Сколько треугольников, квадратов, ромбов, многоугольников? Чем отличается ромб от квадрата? (Ответы детей). (Дети составляют разрезную картинку.)
Воспитатель: Какой день недели идёт после среды? (Четверг.) Отрываем четвёртый, фиолетовый лепесток. Захотелось Жене много игрушек. Сколько игрушек получила девочка и что об этом говорится в сказке? (Ответы детей.) Чтобы, как Женя не оказаться на крыше дома выберите по одной игрушке. (Читает задание на обратной стороне лепестка.) Вы должны выбрать игрушку, назвать её и сказать, где она находится на стеллаже. (Указывает на стеллаж с игрушками.) Например: «Я хочу взять слонёнка, который стоит на верхней полке, слева от обезьянки и справа от лисички».
(Каждый ребёнок выбирает игрушку и описывает её месторасположение).
Разминка.
Воспитатель: А теперь отправимся с Женей на северный полюс на ракете. Все присели, вытянули руки вперёд: поднимаемся по ступеням трапа.
Дети вместе с воспитателем ведут счёт от 1 до 10 и постепенно выпрямляются. На счёт «десять» встают. Затем ведут, счёт в обратном порядке, постепенно приседая. На счёт «один – пуск!» подпрыгивают.
Воспитатель. Как называется день недели, следующий за четвергом? (Пятница.) Отрываем пятый, синий, лепесток. (Вывешивает иллюстрацию «Женя на Северном полюсе».) Мы оказались на Северном полюсе на большой льдине среди белых медведей. (Читает задание на обратной стороне лепестка.) Сосчитайте всех белых медведей. Сколько среди них медвежат? Покажите самого большого медведя и самого маленького. Какой медведь стоит ближе всех к Жене, а какой дальше всех от неё? (Ответы детей.) Наступил шестой день недели. Как он называется? ( Суббота.) Отрываем шестой, голубой, лепесток.
Дети.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Воспитатель: Вели, чтобы Женя оказалась снова дома. (Читает задание на обратной стороне лепестка.) Чтобы исполнилось это желание, надо проложить дорогу от льдины до города. Откройте тетради. Отступите от верхнего левого угла страницы две клетки вниз и две клетки вправо. Поставьте в следующей клетке точку и нарисуйте в клетке треугольник. Отступите одну клетку вправо и в следующей клетке нарисуйте круг, отступите ещё одну клетку вправо и в следующей нарисуйте квадрат. (Дети выполняют задание.) Продолжайте рисовать узор в этой последовательницы до красной линии. Помни те, заходить за поля нельзя! (Дети рисуют узор.) Воспитатель: Как называется последний, седьмой, день недели? (Воскресенье.) У нас остался последний, зелёный, лепесток. Вспомните, как Женя его использовала. (Ответы детей.) Да, она оторвала лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоровым, потому что нельзя быть счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. В конце занятия дети считают свои лепестки, выкладывают из них цветы. Воспитатель называет ребёнка, у которого получился самый большой цветок.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП для детей с ОВЗ
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Число 8
Конспект по ФЭМП в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Конспект НОД для старшей группы детского сада
Познавательное занятие в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»