Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы
Тема: «Составление описательного рассказа по пейзажной картине И.И. Шишкина «Зима»
Автор: Ратновская Ирина Владимировна
Воспитатель МДОУ центр развития ребёнка детский сад №27 город Серпухов Московской области.
Образовательная область:
«Коммуникация»
учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти - шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения; совершенствовать монологическую речь детей; развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение , заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально, узнавать образы зимней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника. Обогащать словарь детей.
«Социализация»
Воспитывать положительное отношение к природе, стремление беречь её.
«Чтение художественной литературы»
Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
«Познание»
Закрепить знания детей о зимних месяцах, а так же пространственные представления (ближе, дальше, далеко).
«Художественное творчество»
Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности; приобщать к изобразительному искусству.
Обогащать словарь искусствоведческими терминами ( пейзаж, полотно, репродукция)
«Музыка»
Развивать у детей способность эмоционально воспринимать музыку,
Приобщать к музыкальному искусству.
«Физическая культура»
Вовремя провести физминутку и игру малой подвижности.
Оборудование: видео слайды с зимней тематикой, видеопрезентация с произведениями известных художников, музыкальная запись произведений из альбома «Времена года» «Декабрь»П.И. Чайковского, «Элегия» Ж.Массне.
Непосредственная образовательная деятельность.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Восп. Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?
Дети. Ручка, блокнот, микрофон.
Восп. Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?
Дети. Журналисту.
Восп. Где работают журналисты?
Дети. На телевидение, радио, в редакциях журналов, газет.
Восп. Какие должны быть журналисты?
Дети. Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.
Восп. Я предлагаю вам сегодня стать журналистами и создать свой журнал.
Темой нашего журнала будет ответ на загадку.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белой
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
Дети. Зима.
Восп. А как вы догадались? Что это за тройка?
Дети. Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.
Восп. Правильно вы отгадали загадку. Красоту и величие русской природы зимой воспевают художники - красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.
Вот и мы наш журнал посвятим зиме.
Перед вами первая страница нашего журнала. Подумайте, как мы назовём наш журнал?
Дети. «Зимнее чудо», «Зимнее волшебство», «Зимняя сказка», «Зима – волшебница» и т. д.
Восп. Наверное больше подойдёт к этой сказочной красоте название - «Зимняя сказка».
Итак, наш журнал называется «Зимняя сказка».
А вот и вторая станица нашего журнала. Посмотрите какая она весёлая, как забавно сверкают снежинки, будто приглашают поиграть.
На странице – игралочке мы поместим загадки, пословицы и поговорки о зиме. Какие вы знаете пословицы и поговорки?
Дети. Мороз невелик, а стоять не велит. Много снега – много хлеба. Береги нос в большой мороз. Зимой пошёл бы по грибы, да снега глубоки. Зима лодыря морозит. Зима холодная - жди лето теплое. Зима - не лето, в меха одета.И др.
Восп. Послушайте стихотворение – загадку и добавляйте соответствующие слова:
С неба падают пушинки Вот веселье для ребят -
Серебристые …( снежинки) Всё сильнее …( снегопад)
На полянку, на лужок Все бегут вперегонки
Всё снижается …( снежок) Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик Словно в сказке, как во сне,
Нарядился …(снеговик) Землю всю украсил …(снег)
Восп. Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите.
Дети. Снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снег.
Восп. Как можно назвать все эти слова?
Дети. Родственные. Общая часть всех этих слов – снег.
Восп. Ой, посмотрите, одна из снежинок прилетела к нам поиграть. Будем передавать её по кругу и называть какая бывает зима.
Дети. Морозная, снежная, суровая, пушистая, белая, вьюжная и т. д.
Восп. А давайте узнаем сколько слогов в слове зима. Прохлопаем столько раз сколько слогов в этом слове. (Два слога).А теперь в слове снежинка. (Три слога) Какое слово длиннее? (Длиннее слово снежинка)
Восп. Молодцы. А теперь давайте присядем на стулья и перейдём к третьей странице нашего журнала. Она – поэтическая. Вы узнали чьи это портреты?
Дети. Портреты поэтов Пушкина А.С. и Есенина С.А.
Мы с вами учили наизусть отрывки из стихотворений о зиме этих авторов.
Кто хочет их рассказать? (Дети читают наизусть)
С.А.Есенин А.С.Пушкин
Заколдован невидимкой, Под голубыми небесами
Дремлет лес под сказку сна, Великолепными коврами,
Словно белою косынкой Блестя на солнце, снег лежит;
Подвязалася сосна. Прозрачный лес один чернеет,
Принагнулась, как старушка, И ель сквозь иней зеленеет,
Оперлася на клюку, И речка подо льдом блестит.
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Восп. Прекрасные стихи о зиме. Да действительно поэты в своих стихах превосходно описали красоту зимнего леса. И передали нам свой восторг.
Восп. Переходим к следующей странице нашего журнала – художественной.
Давайте теперь посмотрим как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе. Я предлагаю вам наслодиться красотой картин известных художников , а поможет нам в этом преркасная музыка.
(дети смотрят видео презентацию картин известных художников под музыку П.И.Чайковского «Времена года» декабрь)
Восп. Вы узнали какое музыкальное произведение прозвучало?
Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?
Дети. Картины называются пейзажем.
Восп. Почему вы так решили, что такое пейзаж?
Дети. Пейзаж – это картины, на которых изображена природа.
Восп. Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Несколько картин о зиме написал И.И.Шишкин. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.
Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника-пейзажиста И.И.Шишкина.
- Какие картины этого художника вам приходилось видеть?
Дети. Картины: «Рожь», «На севере диком».
- Предлагаю поместить в нашем журнале статью о картине И.И.Шишкина «Зима».
А пока вы внимательно будете её рассматривать, я почитаю стихотворение
Тютчева Ф.И. «Чародейкою зимою…»
Чародейкою зимою И стоит он, околдован,
Околдован лес стоит, Не мертвец и не живой-
И под снежной бахромою, Сном волшебным очарован,
Неподвижною, немою Весь опутан, весь окован
Чудной жизнью он блестит. Легкой цепью пуховой…
- Что изображено на картине? (Красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).
- Какой это лес? (Это старый, дремучий, непроходимый лес).
- А почему вы решили, что это старый, дремучий лес? (Потому что ели огромные с мощными стволами, как лесные богатыри).
-Что вы видите на переднем плане картины? (На земле под снегом лежат огромные стволы упавших, старых деревьев, стволы елей кое – где уже наклонились, но еще не упали).
Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?
Дети: - Сосны.
Восп. - Опишите их.
Дети: - Они стройные, величавые, могучие.
Восп. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?
Дети: - Старые.
Учитель: - Почему так решили?
Дети: - Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.
Восп. - Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.
- Каким художник изобразил на картине снег? (Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью).
- Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный? (Необыкновенный, коричневато – белые, кремовый -это от коричневых стволов деревьев, а там, где глубокие тени и следы он еще и голубоватый, а где-то синий).
- А каким художник написал небо? (Небо очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет. Это снеговые тучи)
- Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую ещё загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.
Физминутка
- Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.
- Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (Морозный, прозрачный, свежий, легкий).
- Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите? (Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку).
- Мне кажется в такой тишине даже слышно как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок , будем плавно кружиться под музыку, а по окончании музыки опустимся на землю и превратимся в сугроб.
- Ну а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев, и о снеге, и о небе, и о солнце.
Великолепен вид русской природы, которая погружена в зимний сон. Весь лес окутала холодная тень. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились снегом, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. Лес как – бы дремлет. Небо над головой очень светлое, почти белое. Вся земля покрыта белым, мягким покрывалом, лишь синеет на нем глубокие следы. Деревья покрыты пушистыми шапками, Будто вросли в снег. Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.
- Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая? ( Картина тихая, спокойная, негромкая).
- Какую же главную мысль этой картины мы должны донести до читателей?
(Как прекрасна наша родная русская природа! Да, природа – это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека. Если она сохранена в первозданной своей красоте).
- Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?
(Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь.)
Ну что же журнал наш готов. Вы славно потрудились и я думаю наш журнал очень понравится читателям.
- А вам понравилось быть журналистами? Ну что же собирайте самостоятельно интересный материал и будете рассказывать о нём своим товарищам. Может быть в будущем кто-то из вас и станет настоящим журналистом.
И я вам дарю ват такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки, ведь многие из вас уже знают буквы. А кто не знает, тому пригодится в будущем.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Советы для Мишки»
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»
Познавательное занятие в старшей группе