Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями

Педагогическая консультация по теме: «Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с семьёй в современных социокультурных условиях».
Описание материала: мы знаем, что в новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и образовательные учреждения, находящиеся в процессе реформирования, прямо или косвенно оказывая влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся. Учреждения дополнительного образования и семья рассматриваются как два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка, развитие его творческих способностей. Содержание материала педагогической консультации поможет педагогам и родителям разобраться в современных формах взаимодействия, результатом чего станет полноценное воспитание подрастающего поколения.
Педагогическая консультация по теме: «Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с семьёй в современных социокультурных условиях».
В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль образовательных учреждений, как гаранта мира и общественной нравственности.
Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.[2]
В достижении этой цели роль педагога неизмеримо велика. На мой взгляд, современный педагог должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.
Однако, к сожалению, социальные, бытовые и материальные проблемы мешают педагогу в полной мере соответствовать этим требованиям.
Конечно, мы исходим из того, что главным институтом воспитания традиционно является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Там закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Новая модель ДО детей невозможна без повышения воспитательной функции семьи как объединения людей с общими взглядами, интересами, потребностями. Заметим, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и наиважнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко подавляют своих детей, что и приводит к появлению у него комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как же сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Большинство ПДО придерживаются того мнения, что главными воспитателями ребенка являются его родители. Но для того, чтобы грамотно воспитывать своего ребенка, родители должны быть вооружены необходимыми знаниями и умениями.[1]
Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач и педагогов и руководителей УДОД.
Педагогическое образование родителей в сфере ДОД осуществляется в коллективной и индивидуальной форме.
Основные задачи в сфере взаимодействия с родителями:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимодействия и сотрудничества;
- привлечение родителей к управлению и поддержке воспитательного процесса;
- научно-методическое обеспечение психолого-педагогического просвещения родителей;
- возрождение национальных обычаев и семейных традиций и внедрение их в совместную культурно - досуговую деятельность;
Исходя из этих задач, мы можем определить основные направления деятельности педагога с семьями:
1. Социально-демографический портрет семьи составляется на основе обзора семьи по нескольким параметрам:
- Социально-культурный параметр определяется образовательным уровнем родителей и степенью их участия в общественной жизни;
- Социально-экономический параметр заключен в имущественных характеристиках и занятостью родителей на работе;
- Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания ребенка, оборудованности жилья, особенностей образа жизни семьи;
- Демографический параметр определяет состав и структуру семьи.[3]
Изучение обозначенных параметров происходит с использования различных методов, таких как анкетирование, тестирование, интервью, беседа, наблюдение. Полученная информация позволяет выяснить особенности семьи и качество психолого-педагогического воздействия ее на ребенка, наметить формы сотрудничества, а также содержание просветительской работы
2. Социологические и маркетинговые исследования семьи, направленные на изучение потребностей семьи в образовательных услугах. (Диагностика, анкетирование). В идеале это должна быть в УДО целая служба (отдел), психолог. Педагог же может в начале года провести беседу, анкетирование с родителями для выяснения интересующих его вопросов (чего хотят, какой результат ожидают и т.д.)
3. Организационно-педагогическая деятельность, которая включает в себя работу педагога по планированию взаимодействия с семьей, организацию деятельности родительского совета и родительских комитетов, проведение родительских собраний в объединениях, методические консультации для педагогов по организации работы с семьей, проведение открытых занятий и мастер - классов для родителей и т.д.
3. Психолого – педагогическое просвещение родителей, реализуемые через следующие формы сотрудничества с родителями: родительский всеобуч, круглый стол, семинары и лекции, правовая школа для родителей, индивидуальные семейные консультации, психологические тренинги, разработка методических пособий.
4. Традиционные культурно-массовые мероприятия с участием родителей: дни открытых дверей, семейные творческие конкурсы, праздники и т. Д.
Актуальным становится создание образовательных и досуговых программ по работе с родителями, в содержание которой входит:
- проведение учебно-развлекательной работы с обучающимися и их родителями.
- включение родителей в совместную воспитательную деятельность по формированию нравственности ребенка, его духовных приоритетов.[5]
Рассмотрим более подробно формы взаимодействия педагога, родителей и обучающихся:
1. для сбора информации о семье и психолого-педагогических проблемах, с которыми она сталкивается возможно использование индивидуальных консультаций. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем. Используя в ходе консультации различные методы, педагог имеет возможность получить информацию об особенностях развития ребенка, его интересах и увлечениях, особенностях характера, целевых установках, моральных и нравственных ценностях семьи.
2. Дополняют индивидуальные консультации такие формы, как посещение ребенка на дому и беседа. Обозначенные формы работы дают возможность создать доверительную атмосферу в процессе решения или предотвращения конфликтных ситуаций. Во время посещения ребенка на дому у педагога имеется возможность посредством беседы узнать о традициях, обычаях, совместных делах в семье.
Основной акцент педагогом в работе с семьей делается на психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах обучения, воспитания, развития ребенка, а также сохранение и укрепление его здоровья. В качестве основных форм работы можно выделить: родительское собрание, родительский лекторий, тематические конференции, родительский клуб, родительские вечера, родительский тренинг, родительский ринг (диспут, дискуссия), родительские чтения, практикум, открытые занятия .
3. Одной из самых распространенных форм взаимодействия является родительское собрание, причем оно может проходить в различных формах, например, лекция, дискуссия, круглый стол и т.д. На родительском собрании обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются дети, родители и педагоги. Собрания не должны сводиться к монологу педагога, а должны давать возможность творческого и исследовательского поиска у родителей. Педагог, рекомендуя программу работы с ребенком, наблюдения за его деятельность, затем создает условия для обмена мнениями и выработки оптимального решения по решению выявленных проблем и закреплению положительного результата.
4. Просвещение родителей по вопросам воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей, а также другим важным проблемам чаще всего осуществляется в форме родительского лектория или университета педагогических знаний. При этом название «лекторий» весьма условно. В рамках проведения лектория могут использоваться различные методы работы, превращающие родителей из пассивных слушателей в активных участников обсуждения. Для участия в лектории могут привлекаться кроме педагогов узкие специалисты (медики, юристы), а также администрация образовательной организации.
5. Часто вызывает заслуженный интерес у родительской общественности такая форма работы, как конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма работы расширяет, углубляет и закрепляет знания о воспитании детей. В работе конференции обязательно должны принимать участие психологи, социальные педагоги и узкие специалисты, в задачу которых входит проведение психологических и социологических исследований по проблеме, анализ полученных результатов, их трансляция участникам конференции. Родители в свою очередь анализируют проблему с позиции своего опыта. Отличительная черта конференции заключается в том, что по ее итогам принимаются решения или намечается ряд мероприятий по заявленной проблеме.
6. С целью регулярного участия родителей в обсуждении и решении вопросов воспитания детей на базе образовательной организации может быть организована работа родительского клуба. Заседания клуба проводятся регулярно, чаще всего в то время, когда ребенок занимается в объединении. Главная отличительная черта данной формы работы от других заключается в добровольности и взаимной заинтересованности .
7. Родительские вечера - это форма работы, способствующая сплочению родительского коллектива, это праздник общения с родителями друзей ребенка. Такие праздники проводятся два-три раза в год без участия детей. Формы работы, которые могут быть использованы для организации таких мероприятий, должны давать возможность высказывать свои мнения по теме вечера, услышать новое и полезное в рассуждениях других родителей, пополнить свой арсенал воспитательных приемов чем-то новым.
8. Новой и эффективной формой взаимодействия с родителями, позволяющей кардинальным образом изменить свое отношение к поведению собственного ребенка и взаимоотношениям с ним, сделать их более открытыми и доверительными является родительский тренинг. Важным условием для получения быстрого и качественного результата является добровольное и регулярное участие в нем обоих родителей. По результатам работы родители начинают чувствовать свою ответственность за проблемы в воспитании ребенка, осознают свою позицию в общении с ребенком, учатся слушать и понимать своего ребенка, учитывать возрастные и психологические особенности ребенка в процессе общения с ним.
9. В качестве одной из форм повышения педагогической культуры родителей возможно использование диспута. Такая форма дает возможность всесторонне анализировать имеющиеся факты и явления, опираясь на накопленный опыт воспитания. Обсуждение обычно происходит в микрогруппах, а затем мнение выносится на коллективное обсуждение. Итогом диспута могут быть вопросы в адрес друг друга и педагога, составленная программа действий по выявленной проблеме. В завершении диспута могут быть проведены индивидуальные консультации и беседы.
10. Одной из разновидностей диспута может выступать родительский ринг. Данная форма общения построена в виде ответов на вопросы по проблемам воспитания детей. При этом родителям предлагается перечень вопросов, из которых они выбирают один, на который отвечают две семьи, имеющие разные мнения. Остальная аудитория поддерживает оба и в полемику не вступает. Компетентное жюри после представления мнения обеих команд выносит вердикт о том, кто был ближе к истине.
11. Всегда очень важно не только слушать чужие мнения, но и формировать свое на ряд сложных вопросов. Это возможно только при условии изучения специальной литературы. В связи с этим весьма значимой видится форма работы с родителями как родительские чтения. Работа педагога заключается в том, чтобы подобрать литературу по проблеме, волнующей родителей, проанализировать ее и предоставить для прочтения родителям. Особенность данной формы работы в том, что родителям предлагается в выступлении отразить свое понимание проблемы и то, как оно изменилось после прочтения книги.
12. С целью отработки полученных знаний предлагается проводить практические занятия для родителей - практикумы. Такая форма работы позволяет выработать у родителей необходимые умения по воспитанию детей, эффективному решению конфликтных ситуаций, а также тренирует их педагогическое мышление. Проводить подобные занятия целесообразно с обоими родителями и ребенком.
13. Часто возникающие конфликтные ситуации между педагогом и родителем, родителем и ребенком связаны с незнанием или непониманием специфики учебной деятельности. В связи с этим педагогу необходимо планировать несколько раз в год проведение открытых занятий, куда будут приглашены члены семьи занимающегося ребенка. В процессе работы родители познакомятся с методикой преподавания, требованиями, которые предъявляет педагог, увидит значимость занятий для ребенка.
14. Помимо информационно-просветительских мероприятий, педагог может организовать совместную детско-родительскую деятельность. Совместная деятельность может быть представлена в различных формах совместной познавательной, трудовой и культурно-досуговой деятельности.
15. Совместная познавательная деятельность может быть представлена форумами знаний, творческими отчетами детей, турнирами знатоков, олимпиадами, выпусками газет, заседаниями, конференциями, защитами проектов, деловыми играми и т.д. При этом родители являются членами команд и принимают непосредственное участие в мероприятии, либо помогают в его организации: оформляют помещение, готовят призы, выступают в роли жюри.
16. Чаще всего педагог привлекает родителей к оформлению кабинетов, благоустройству и озеленению прилежащей территории, участию в экологических акциях, трудовом десанте, созданию мемориалов, библиотек, музеев, проведению ярмарок-распродаж детских и семейных поделок, организации выставок, что является формами совместной трудовой деятельности.
17. Наиболее интересными, погружающими родителей в мир детства, являются формы культурно-досуговой деятельности. Среди многообразия различных форм досуга можно выделить семейные праздники и фестивали, совместные просмотры и последующее обсуждение фильмов и спектаклей, участие в соревнованиях, конкурсах, концертах, КВНах, туристические сеты и походы, экскурсии, презентации своей семьи. Важным условием при организации таких форм работы является вовлечение родителей и детей в коллективно-творческие дела. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.
18. Привлечение педагогом родителей к управлению образовательным процессом осуществляется через посредников - родительский комитет или родительский актив. На заседаниях родительского комитета вырабатываются способы решения проблем, обозначенных отдельными родителями. Данная организация призвана привлечь, заинтересовать родителей и детей в жизни образовательной организации и группы, стимулировать к совместному решению возникающих проблем.
Таким образом, в настоящее время педагогу дополнительного образования предлагается большой выбор форм взаимодействия с семьей обучающегося. Но, несмотря на это, не всегда предложения педагога имеют отклик у родителей, зачастую это связано с отсутствием возможности, занятостью на работе. Учитывая данное ограничение, педагог должен учитывать возможность использования сетевых форм взаимодействия.
19. Сетевое взаимодействие - это взаимодействие равных, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае участники используют опыт всех тех, кто включен в сеть. Встает вполне логичный вопрос о формах, методах и инструментах организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время.
Для организации сетевого взаимодействия используются следующие методы: обмен файлами, организация видеоконференций, доступ к удалённой файловой системе, удалённый доступ к рабочему столу и т.д.
Особое значение в организации сетевого взаимодействия приобретает комплекс специфического программного обеспечения, называемый социальными сервисами. Социальные сервисы - это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают в себя персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов; коммуникации участников между собой: мессенджеры, почта, чат, форум.
Рассмотрим более подробно виды сетевых сервисов и их возможности в образовательном процессе.
Средства для хранения закладок - средства для хранения ссылок на веб-страницы, которые Вы регулярно посещаете. Такое средство может быть использовано как хранилище ссылок на учебные материалы, как источник учебных материалов, как средство развития компетентности все замечать и классифицировать.
Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов - средства сети Интернет, которые позволяют бесплатно хранить, классифицировать, обмениваться цифровыми фотографиями, аудио- и видеозаписями, текстовыми файлами, презентациями, а также организовывать обсуждение ресурсов. Этот сервис может быть использован как средство решения классификационных задач, средство организации совместной учебной деятельности, как источник учебных материалов различного типа и т.д.
Сетевые дневники (блоги) - сервис Интернет, позволяющий любому пользователю вести записи любых текстов. По аналогии с личными дневниками блоги называют сетевыми дневниками. Ведущий дневник (блоггер) может управлять доступом к своим записям: делать их открытыми всем желающим, определенному кругу пользователей или совсем приватными. Блоггеры могут объединяться в сообщества и организовывать совместные записи и обсуждения. Блог может выступать площадкой для организации дистанционного учебного курса, инструментом в организации консультирования субъектов образовательной деятельности, средством создания сетевого портфолио и т.д.
ВикиВики (WikiWiki) - социальный сервис, позволяющий любому пользователю редактировать текст сайта (писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи). Различные варианты программного обеспечения Вики (викидвижки) позволяют загружать на сайты изображения, файлы, содержащие текстовую информацию, видеофрагменты, звуковые файлы и т.д. Данный сервис легко применим в организации проектной деятельности субъектов образовательного процесса, а также локальных или сетевых семинаров.
Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов - интегрированные сервисы Интернет, ориентированные на организацию совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами. Так, например, возможно организовать совместное редактирование документа, выложенного в сети Интернет несколькими пользователями одновременно. При этом все изменения будут зафиксированы по времени их внесения и по содержанию изменений.
Карты знаний (англ. Mindmap) - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. В русских переводах термин может звучать по-разному - карты ума, карты разума, карты памяти, интеллект-карты, майнд-мэпы. Среди появившихся в сети в последнее время сервисов построения карт знаний наиболее простым и дружелюбным представляется сервис Bubbl.us
Социальные поисковые системы - это системы, которые позволяют пользователям самим определять, в каком направлении вести поиск, какие сайты просматривать прежде всего, на какие слова обращать первоочередное внимание, и каким образом представлять найденные результаты. На основе поисковых двигателей нового поколения мы можем построить свои собственные индивидуальные или коллективные поисковые машинки. Поиск можно адаптировать к определенной тематике и к определенному сообществу.[4]
Таким образом, интернет-технология в условиях современного общества становится полноправным альтернативным участником педагогического процесса - специально организованного целенаправленного взаимодействия субъектов образовательной деятельности, направленного на решение развивающих образовательных задач.
Делая вывод, отметим, что используемые педагогом формы работы с семьей будут способствовать:
- повышению значимости системы дополнительного образования. Дополнительное образование предстанет как важное условие для полноценного развития ребенка, его профессиональной ориентации и социализации;
- расширению доступа к информации о предлагаемых образовательных услугах, в соответствии с территорией проживания, возрастом и особенностями ребенка. Тем самым запрос родителей в образовательных услугах будет носить отражение в предложении, исходящем от образовательной организации;
- планированию родителями индивидуальной траектории развития ребенка в условиях дополнительного образования при поддержке квалифицированных педагогов.
В работе с семьей существует немало проблем. Но мы должны понимать, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут подлинными союзниками.
Литература.
1. Бутакова, Е.Г. Активные методы взаимодействия с родителями в школе «Психология – родителям». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.
2. Маслихина,Н.В., Переина, М.Т. Руководство нравственным воспитанием в семье в системе работы освобожденного классного воспитателя. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3-й выпуск,г. Менделеевск, 2006.
3. Масягина, О.Ю. Формы взаимодействия УДО с родителями воспитанников. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.
4. Тавстуха О.Г., Гринько М.Н., Мещерякова И.Н. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
5. Хухлаева, О.В. Активные формы групповой работы с родителями/ О.Хухлаева// Школьный психолог. – 2006, № 19.

Рекомендуем посмотреть:

Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования Защита дополнительной общеобразовательной программы в дополнительном образовании. Современный танец
Занятие по ИЗО в доме детского творчества для детей 7-12 лет | Занятие по изобразительному искусству для младших школьников
Опубликовано: 2677 дней назад (29 ноября 2016)
Просмотров: 2935
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!