Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классов
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе. Логическое действие сравнение

Особенностью содержания современного начального образования является не только то, что ученик должен знать, запомнить и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий. Именно они создают возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, которые позволяют ставить и решать важнейшие жизненные задачи.
Формирование универсальных учебных действий в Федеральном государственном образовательном стандарте заявлен как основной приоритетный результат образования. Н.Ф. Талызина, отечественный психолог, пишет, что «…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».
Хочу остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действий: формирование общеучебных действий, постановку и решение проблемы, универсальные логические действия, среди которых действие сравнение. Сравнение – это логическая операция, направленная на определение сходства и отличия сравниваемых объектов.

Формировать логические действия у детей необходимо еще в дошкольном возрасте. Практика показывает, что придя в школу, дети не умеют сравнивать. Обучение сравнению проходит в 3 этапа: учить сравнивать нужно сначала на реальных предметах, затем на карточках с изображением хорошо знакомых предметов, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на имеющиеся у них представления, и только потом на словах. Часто вместо сравнения ученики называют только те признаки (чаще всего один – самый явный), которым различаются сравниваемые понятия.
Следуя требованиям Федерального государственного образовательного Стандарта, мы учителя, должны сформировать у обучающихся логическое действие сравнение на базовом уровне и на повышенном уровне. В учебниках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира много заданий, которые начинаются со слов «сравни…». Авторы учебников предлагают сравнивать числа, выражения, тексты задач, слова, героев произведений и т.д.., а дети все равно слабо владеют навыком сравнения. Возникает вопрос «Почему?». Прием сравнения не усвоен детьми как прием. В учебниках нет алгоритмов формирования логических операций. А ведь хорошо сформированные логические действия служат базой для успешного овладения программным материалом. Это значит, что ребенок должен владеть операцией сравнения на хорошем уровне, знать, как сравнивать, уметь сравнивать без помощи взрослого. Только в этом случает можно будет перейти к творческому его использованию и конструированию.
Надо сказать, чтобы дети хорошо определяли свойства предмета необходимо развивать речь обучающихся: обогащать речь ребенка, пополнять активный словарь словами-синонимами (красивый, прекрасный,), антонимами (высокий – низкий).Необходимо обучать ребенка, чтобы он, описывая один и тот же признак, мог использовать в своей речи разные слова: крохотный, маленький, большой, огромный, средних размеров, размером с…(предмет). Именно эти слова будут использованы ребенком при сравнительном описании предметов. Объектами сравнения могут быть явления природы, животные, растения, поступки людей обычаи, традиции.



В своей практике использую прием «Цветик-семицветик» при обучении сравнению.

На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем классифицировать или обобщать: размер, форма, цвет, поверхность, материал, назначение. Этот же «Цветик-семицветик» просто необходим при обучении написанию загадок(в них используется описание, сравнение с разными предметами, явлениями), текстов-описаний, сравнительных текстов.
К.Д. Ушинский указывал, что сравнение является основой всякого мышления. И действительно, для того, чтобы провести классификацию, необходимо, чтобы ребенок сравнил все предметы и выделил отличительные свойства предметов, явлений и т.д., Провести обобщение, сериацию, подвести под понятие ученик не сможет, пока не сравнит.
Приведу пример первого шага в алгоритме на формирование логического действия классификации: выделение признаков, по которым предметы отличаются друг от друга. Например: на столе геометрические фигуры перемешаны. Задание ребенку «Нам нужно распределить эти фигуры на группы. Чтобы выполнить правильно задание, тебе нужно посмотреть, чем отличаются эти фигуры».
Необходимо специально подобранными заданиями учить детей наблюдать, сравнивать. Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия:
1. Выделение признаков у объектов;
2. Установление общих признаков;
3. Выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков;
4. Сопоставление объектов по данному основанию.
Сравнение будет корректным только тогда, когда оно используется, во-первых, при сравнении однородных предметов и явлений действительности (растений, зданий, животных и т.д.); во-вторых, когда сравнение производится по существенным признакам. Алгоритм проведения действия сравнения, так же как и любой другой, используемый на уроке математики или русского языка, направленный на формирование предметных умений, должен быть всегда перед ребенком, пока не будет сформировано это умение.
Алгоритм действия сравнения на базовом уровне
1)Определить, для чего должно быть произведено сравнение, какова его цель
2)Установить сходство объектов по заданным критериям (признакам).
3)Определить различие объектов по заданным критериям (признакам).
4)Сделать вывод о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью.
Игра “Что лишнее?”
(игра на сравнение и обучение классификации)
Игра позволяет не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединить предметы в группы по какому-либо основному, существенному признаку, проводить классификацию. Для занятий можно использовать задание. Ребёнку предлагается ответить на вопросы:
• Что лишнее?
• Почему?
• Назови отличительный признак.
• Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
На каждом уроке провожу логическую разминку. Определить «лишнее» слово:
• слагаемое, вычитаемое, минус, уменьшаемое;
• подлежащее, сказуемое, существительное, определение;
Игра «Скажи наоборот»
День-ночь, утро-вечер, забыл – вспомнил, сел – встал, север-юг, радостно-грустно.…
«Чем похожи и чем отличаются?»
Ручка и карандаш
Роза и гвоздика
Речка и пруд
Ромашка и береза
Мама и дочка
Папа и сынок
Девочка и мальчик
Полезно предлагать обучающимся задания на способность выделять существенное. Ученик должен к предложенному слову выбрать слово из скобок. Например, река (рыба, тина, рыболов, вода).
Очень полезная в данном случае известная и любимая детская игра «Да-нет». Ребенок учится формулировать вопросы. Он включает в свои фразы слова: цвет, форма, размер и т.д., используя при этом «Цветик-семицветик».
Работать над формированием действия сравнения необходимо систематически, контролировать, чтобы перечень признаков был более полным, интересным. Каждый признак должен быть описан самостоятельным предложением. Конечно, по ходу рассказа учитель следит за речью ученика, за лексической грамотностью построения предложений.
Используемая литература:
1. Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М., Говорова, Р.И., Цеханская, Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.;
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.;
3. Куликова Л.И. «Развитие словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности, сеть Интернет;
4. Талызина Н.Ф., педагогическая психология,: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998;
5. Н.В. Гойжа «Интенсивный курс подготовки к школе», Москва, Айрис Пресс, 2007;
6. Т. Е. Соколова «Информационно-поисковые умения от наблюдения и описания к сравнению», Издательство «Учебная литература», 2008.

Рекомендуем посмотреть:

Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Проект по театрализованной деятельности в детском саду. Старший дошкольный возраст Театрализованное представление в детском саду для детей 5-7 лет по сказке Катаева «Цветик-семицветик

Похожие статьи:

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе | Конкурс смекалистых в начальной школе
Опубликовано: 3876 дней назад (12 апреля 2014)
Просмотров: 8935
Рубрика: ФГОС
+14
Голосов: 14
Татьяна Михайловна Зворыгина # 12 апреля 2014 в 17:10 +2
Очень нужная и интересная статья. На моих занятиях мы тоже занимаемся сравнением...музыкальных произведений,правда. А еще сравниваем музыкальные звуки и тембр музыкальных инструментов. При этом словарный запас детей существенно пополняется разнообразными прилагательными. Думаю, что это способствует дальнейшему успешному переходу детей в школу, где они смогут применить приобретенные знания на уроках, где требуется логическое мышление и сравнительный анализ.
Головина Татьяна Сергеевна # 12 апреля 2014 в 18:11 +1
Конечно, работа над сравнением идет на разных уроках. Главное, чтобы дети приобрели общий способ действия. Спасибо.
светлана ващилина # 12 апреля 2014 в 17:22 +1
Татьяна Сергеевна, спасибо за приглашение. Представленный вами материал безусловно полезен и составлен в соответствии с новыми стандартами. Очень интересные игры "Скажи наоборот", "Что лишнее". Мне понравился прием, используемый вами для обучения сравнению предметов «Цветик-семицветик». Все направлено на развитие логического мышления, умения задавать и отвечать на вопросы. Правильно подобраны задания, позволяющие учить детей наблюдать, сравнивать.
Головина Татьяна Сергеевна # 12 апреля 2014 в 18:12 +1
Спасибо, Светлана.
Елена Кустова # 12 апреля 2014 в 19:49 +1
примите голос, коллега, за нужный материал!
Головина Татьяна Сергеевна # 12 апреля 2014 в 20:07 +1
Спасибо.
Ольга Анатольевна Купцова # 12 апреля 2014 в 20:38 +2
Очень интересно,много полезной,познавательной информации!!! Сейчас в заданиях(и на контрольных ,и на олимпиадах) часто встречаются вопросы на отрицание,дети не приученные к этому частенько этого не замечают,даже при банальных вопросах.Чем раньше начать учить детей замечать такие нюансы,в дальнейшем им будет гораздо проще.
Светлана Николаевна Крючкова # 13 апреля 2014 в 10:45 +4
Татьяна Сергеевна, прочитала статью. очень интересно, полезно. сама использую прием сравнения на музыкальных занятиях.как показывает практика словарный запас детей бедноват, его надо активно развивать, используя интересные методы и приемы.понравился прием использования цветика-семицветика. этот прием можно применить и на музыкальных занятиях в детском саду,только изменив понятия на лепестках. возьму себе на заметку! Спасибо за приглашение!
Наталия Александровна Клюка # 13 апреля 2014 в 15:03 +2
Очень важную тему Вы подняли, Татьяна Сергеевна. В соответствии с новыми ФГОСТ, в качестве первоочередной задачи поставлена задача формирование у учащихся универсальных учебных действий. Если раньше приобретённых в школе знаний хватало на десятки лет, то в современном мире процесс накопления знаний растёт стремительно (каждые три года объём новой информации удваивается!). Поэтому невозможно дать ученику тот багаж знаний, которого бы ему хватило на многие годы. Значит важно научить каждого ученика самого учиться и осваивать новые знания. Т.е. задача учителя уже не просто транслировать знания ученикам, а научить их учиться. И как один из приёмов для выработки универсальных учебных действий у детей выступает умение детей давать сравнительную оценку предметов, явлений, действий и т.д. Систематическая работа в этом направлении позволит ученику в будущем и за пределами школы решать более сложные логические задачи.
Татьяна Сергеевна, Ваш опыт очень ценен и хорошо, что вы делитесь им с коллегами. Приятно сознавать, что наши педагоги понимают свою роль и значимость в образовательном процессе и очень много делают в этом направлении. Спасибо большое за прекрасный материал, очень актуально. +++1!
Головина Татьяна Сергеевна # 13 апреля 2014 в 15:43 +3
Наталия Александровна, спасибо Вам огромное. Буду рада, если помогла соей статьей в работе коллегам.
Светлана Христьяновна Лаптева # 15 апреля 2014 в 05:41 +3
Татьяна Сергеевна, спасибо, что познакомили нас со своим опытом работы, как вы учите детей наблюдать и сравнивать. Статья интересная и содержит много полезной информации.
Головина Татьяна Сергеевна # 20 апреля 2014 в 05:15 +1
Спасибо.
Регина Сириновна Сабирзянова # 4 июля 2014 в 14:55 +2
Татьяна Сергеевна! Вы обобщили свой опыт по актуальной для всех педагогов теме, как вы формируете познавательные учебные действия на уроках в начальной школе. Ваш материал поможет учителям строить уроки в соответствии с ФГОС.
Головина Татьяна Сергеевна # 4 июля 2014 в 15:16 +1
Конечно, учителям, реализующим ФГОС, необходимо самим много изучить материала. Хорошо, когда попадается полезный материал. Сама пользуюсь чужими разработками.
Альфия Фанусовна Морозова # 6 августа 2014 в 22:12 +2
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Вы просто молодец! Вы проделали очень большую работу в разработке этого материала! Я поделилась Вашим материалом с нашими учителями начальной школы! От них Вам БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Удачи Вам в профессиональной деятельности!
От меня +1!
Альфия Фанусовна Морозова # 6 августа 2014 в 22:12 +1
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Вы просто молодец! Вы проделали очень большую работу в разработке этого материала! Я поделилась Вашим материалом с нашими учителями начальной школы! От них Вам БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Удачи Вам в профессиональной деятельности!
От меня +1!
Головина Татьяна Сергеевна # 6 августа 2014 в 22:14 +1
Альфия Фанусовна, спасибо. Всегда приятно услышать хорошие слова от коллеги. Рада, что мои наработки и Вам помогут в работе. Успехов вам.
Марина Викторовна Вертинская # 3 ноября 2014 в 16:13 0
Добрый вечер, Татьяна Сергеевна. Очень интересный и полезный материал. Действительно, многие дети придя в школу не умеют сравнивать, что затрудняет процесс обучения. Спасибо, буду использовать в своей работе.
Головина Татьяна Сергеевна # 3 ноября 2014 в 16:14 0
Спасибо, коллега, что уделили время моей работе. Рада, если материал пригодится.