Из опыта работы учителя начальных классов
Автор: Крупейченко Лариса Павловна, учитель начальных классов г. Экибастуза, Казахстан
Тема: Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся на уроке
Описание работы: Материал может быть полезен учителям начальных классов и учителям-предметникам.
Предлагаю материал из своего опыта работы с младшими школьниками.
От учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно» У.Герберт определяет «интерес», как синоним учебной мотивации. Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу», следовательно - «выполняю с интересом», а это значит личностно, а личностно, значит значимо каждому! Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»? Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке, тем более в аутентичном классе, должен нести в себе мотивацию.
Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:
1. Четверостишия:
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
- Давайте улыбнёмся друг другу!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
2. Отрывки из мультфильмов:
Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе.
Мультфильм «Барбарики. Доброта»
- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Мультфильмы «Мультяшки в кармашке» - «Три котёнка», «Мультяшки в кармашке» - «Книжки» и другие.
Огромное внимание уделяю делению класса на группы. Психологический комфорт в группе мотивирует учащихся на активную и качественную работу на уроке.
Чаще всего применяю способ деления на группы, связанный с темой урока. На уроке «Русская народная сказка «Сивка-бурка» учащиеся делились на группы с помощью сказок. Учащимся раздаются карточки с изображением предметов или героев из сказок на выбор. На парты ложатся иллюстрации к сказкам (по необходимому количеству групп). Ученики ходят по классу и ищут иллюстрацию к сказке, герой или предмет которой изображён на их карточке.
На уроке русского языка по теме «Части слова» раздаю каждому ученику карточку с группой слов. Ученик выполняет разбор своих слов по составу. Затем задаётся вопрос:
- Что общего у слов вашей группы?
Каждый ученик определяет общее в своей группе слов. У кого-то это корень, у кого-то приставка и т.п. После чего учащиеся находят в классе стол с нужным обозначением части слова и садятся в группу.
Стараюсь, чтобы проверка домашнего задания тоже имела мотивационный настрой. Не секрет, что проверка выполнения домашнего задания часто и не всем учащимся нравится и приятна. Как сделать так, чтобы ребёнок не боялся этого процесса?
Я обычно начинаю проверку с самооценки учеников своего выполнения домашнего задания. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Вопрос: Кто чувствует себя готовым на 5, на 4, на 3? Спасибо.
Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или продвинутый ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу. Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.
Ребёнка «мотивирует» достижение цели, поставленной им самим. Поэтому на уроках я использую такие приёмы, как «Инсерт», «Кластер», «Да-нетка», «Дерево предсказаний» и большое количество других приёмов и методов.
Например, на уроке литературного чтения, при изучении литературного понятия «эпитет» для мотивации учащихся на определение темы и цели урока я применила приём «Инсерт». Дети получили таблички с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.
Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.
|
|
Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
|
|
Эпитет – образное, художественное определение.
|
|
Пример применения приёма «Да-нетка» на уроке при определении видов сказок.
Задание: Определи вид сказки Туве Янсона «Первый снег».
Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет» и определяют вид сказки.
Бытовая
|
Да/нет
|
волшебная
|
Да/нет
|
О животных
|
Да/нет
|
Герои – простые люди
|
|
Волшебство
|
|
Веселое настроение
|
|
Веселое настроение
|
|
Герои-злодеи
|
|
Герои-животные
|
|
Смешные ситуации
|
|
Герои-помощники
|
|
Волшебное условие (животные разговаривают)
|
|
Высмеиваются плохие черты характера
|
|
Необычные испытания
|
|
Сильный защищает слабого
|
|
Восторг умом, находчивостью
|
|
Таинственное настроение
|
|
|
|
|
|
Волшебные предметы
|
|
|
|
|
|
Троекратные повторы
|
|
|
|
При изучении сказки «Айога», для мотивации на постановку цели своей деятельности и интерес к теме, применялся приём «Кластер». Кластер – это приём, который служит мотивационным средством на разных этапах урока. Чтобы учащимся было понятно, первоначально я сравнила кластер с виноградной гроздью. Дети поняли, что все их мысли можно располагать как ягодки на виноградной кисти. Это интересно делать и это мотивирует на работу, на мыслительную деятельность, на успешность.
На уроке «Айога» кластер составлялся коллективно. Показав цветок розу, я попросила озвучить мысли возникшие у учащихся при виде этого цветка. Так получился кластер на интерактивной доске. А потом ученики сами поставили для себя цель. Кластер можно создавать в разной форме. Например, на этом же уроке группа «Талантливые и одарённые» составила кластер – «дерево отношений», в котором были показаны отношения Айога-мама, Айога-соседская девочка, Айога-Айога, на ветках дерева. Составление отличного от предыдущих работ кластера мотивировало учащихся на активную мыслительную деятельность.
Для мотивации своих учащихся я использую девиз «Удивляй!»
Нахожу такой угол зрения при котором даже обыденное становится удивительным. Использую неожиданные предметы для наглядного представления информации.
На уроках мы играем в «Случайность». В урок вводятся элементы случайного выбора, для того, чтобы вызвать интерес учащихся. Это могут быть - рулетка, игральные кости, жеребьёвка и даже самолётик – в кого попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для повторения и многое другое.
Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.
Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Впоследствии этот приём, как и приём «Сундук мудрости» стал одной из любимых работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.
Домашнее задание обычно выполняется детьми потому, что «надо», а не потому, что «хочу».
Чтобы мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания, стала задавать задание массивом:
1) 10 задач или стихотворений из которых ученик должен выбрать сам по желанию и подготовить не менее заранее оговорённого минимального объёма задания.
2) Даётся большой массив задач сразу в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например – 20 задач. Минимум 10 ученик должен решить в обязательном порядке. Остальные - по желанию. Стимулирую это желание релейными контрольными работами, составленными из задач данного массива.
Релейная контрольная работа – это работа, которая проводится по текстам, ранее решённых дома задач.
Домашнее задание необычным способом:
1) Устраиваю почту с письмами – заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона.
2) Беспроигрышная лотерея. Дети достают из коробки номера заданий.
3) Определить номер задания на доске с помощью кубика.
4) Три уровня домашнего задания:
1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику.
2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет.
3 уровень - творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например:
- разработка сказок, фантастических рассказов по учебным темам.
- чайнворды, кроссворды.
- учебные комиксы
-мнемотические формулировки, стихи и другие задания.
Отличной мотивацией для создания успеха служат оценочные листы или дискрипторы, которые у меня присутствуют на каждом уроке и несут в себе огромный мотивационный настрой.
Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в теме. Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся, мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся, которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей.
Используя на уроках перечисленные приёмы и методы, наблюдаю, что таких учеников в классе становится всё меньше и меньше.
Рекомендуем посмотреть:
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах