Конкурсы

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Из опыта работы учителя начальных классов

Автор: Крупейченко Лариса Павловна, учитель начальных классов г. Экибастуза, Казахстан

Тема: Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся на уроке

Описание работы: Материал может быть полезен учителям начальных классов и учителям-предметникам.

Предлагаю материал из своего опыта работы с младшими школьниками.

От учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно»  У.Герберт определяет «интерес», как синоним учебной мотивации. Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу»,  следовательно  - «выполняю с интересом»,  а это значит личностно, а личностно, значит значимо каждому! Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»? Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке, тем более в аутентичном классе,  должен нести в себе мотивацию.

Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:

1.     Четверостишия:

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Давайте улыбнёмся друг другу!

 

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

2. Отрывки из мультфильмов:

 Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе.

Мультфильм «Барбарики. Доброта»

- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

Мультфильмы «Мультяшки в кармашке» - «Три котёнка», «Мультяшки в кармашке» -  «Книжки» и другие.

Огромное внимание уделяю делению класса на группы. Психологический комфорт в группе мотивирует учащихся на активную и качественную работу на уроке.

Чаще всего применяю способ деления на группы, связанный с темой урока. На уроке «Русская народная сказка «Сивка-бурка» учащиеся делились на группы с помощью сказок. Учащимся раздаются карточки с изображением предметов  или героев  из сказок на выбор. На парты ложатся иллюстрации к сказкам (по необходимому количеству групп). Ученики ходят по классу и ищут иллюстрацию к сказке, герой или предмет  которой изображён на их карточке. 

На уроке русского языка по теме «Части слова» раздаю каждому ученику карточку  с группой  слов.  Ученик  выполняет разбор своих слов по составу. Затем задаётся вопрос:

- Что общего у слов вашей группы?

Каждый ученик определяет общее в своей группе слов. У кого-то это корень, у кого-то приставка и т.п. После чего учащиеся  находят в классе стол с нужным обозначением  части слова и садятся в группу.

Стараюсь, чтобы проверка домашнего задания тоже имела мотивационный настрой. Не секрет, что проверка выполнения домашнего задания часто и не всем учащимся нравится и приятна. Как сделать так, чтобы ребёнок не боялся этого процесса?

Я обычно начинаю проверку с самооценки учеников своего выполнения домашнего задания. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Вопрос: Кто чувствует себя готовым на 5, на 4, на 3? Спасибо.

Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или продвинутый ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу. Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.

Ребёнка «мотивирует» достижение цели, поставленной им самим. Поэтому на уроках я использую такие приёмы, как «Инсерт», «Кластер», «Да-нетка», «Дерево предсказаний» и большое количество других приёмов и методов.

Например, на уроке литературного чтения, при изучении литературного понятия «эпитет» для мотивации учащихся на определение темы и цели урока я применила приём «Инсерт». Дети получили таблички с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.

Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.

 

Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

 

Эпитет – образное, художественное определение.

 

Пример применения приёма «Да-нетка» на уроке при определении видов сказок.

Задание: Определи вид сказки Туве Янсона «Первый снег».

Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет»  и определяют вид сказки. 

Бытовая

Да/нет

волшебная

Да/нет

О животных

Да/нет

Герои – простые люди

 

Волшебство

 

Веселое настроение

 

Веселое настроение

 

Герои-злодеи

 

Герои-животные

 

Смешные ситуации

 

Герои-помощники

 

Волшебное условие (животные разговаривают)

 

Высмеиваются плохие черты характера

 

Необычные испытания

 

Сильный защищает слабого

 

Восторг умом, находчивостью

 

Таинственное настроение

 

 

 

 

 

Волшебные предметы

 

 

 

 

 

Троекратные повторы

 

 

 

При изучении сказки «Айога», для мотивации на постановку цели своей деятельности и интерес к теме, применялся приём «Кластер». Кластер – это приём, который служит мотивационным средством на разных этапах урока. Чтобы учащимся было понятно, первоначально я сравнила кластер с виноградной гроздью. Дети поняли, что все их мысли можно располагать как ягодки на виноградной кисти. Это интересно делать и это мотивирует на работу, на мыслительную деятельность, на успешность.

На уроке «Айога» кластер составлялся коллективно. Показав цветок розу, я попросила озвучить мысли возникшие у учащихся при виде этого цветка. Так получился кластер на интерактивной доске. А потом ученики сами поставили для себя цель. Кластер можно создавать в разной форме. Например, на этом же уроке группа «Талантливые и одарённые» составила кластер – «дерево отношений», в котором были показаны отношения Айога-мама, Айога-соседская девочка, Айога-Айога, на ветках дерева. Составление отличного от предыдущих работ кластера мотивировало учащихся на активную мыслительную деятельность.

Для мотивации своих учащихся я использую девиз «Удивляй!»

Нахожу такой угол зрения при котором даже обыденное становится удивительным. Использую неожиданные предметы для наглядного представления информации.

На уроках мы играем  в «Случайность». В урок вводятся элементы случайного выбора, для того, чтобы вызвать интерес учащихся. Это могут быть - рулетка, игральные кости, жеребьёвка и даже самолётик – в кого попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для повторения и многое другое.

Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.

Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Впоследствии этот приём, как и приём «Сундук мудрости» стал одной из любимых работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме.  Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.

Домашнее задание обычно выполняется детьми потому, что «надо», а не потому, что «хочу».

Чтобы мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания, стала задавать задание массивом:

1) 10 задач или стихотворений из которых ученик должен выбрать сам по желанию и подготовить не менее заранее оговорённого минимального объёма задания.

2) Даётся  большой массив задач сразу в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например – 20 задач. Минимум 10 ученик должен решить в обязательном порядке. Остальные - по желанию. Стимулирую это желание релейными контрольными работами, составленными из задач данного массива.

Релейная контрольная работа – это работа, которая проводится по текстам, ранее решённых дома задач.

Домашнее задание необычным способом:

1) Устраиваю почту с письмами – заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона.

2) Беспроигрышная лотерея. Дети достают из коробки номера заданий.

3) Определить номер задания на доске с помощью кубика.

4) Три уровня домашнего задания:

1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику.

2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет.

3 уровень - творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например:

- разработка сказок, фантастических рассказов по учебным  темам.

- чайнворды, кроссворды.

- учебные комиксы

-мнемотические формулировки, стихи и другие задания.

Отличной мотивацией для создания успеха служат оценочные листы или дискрипторы, которые у меня присутствуют на каждом уроке и несут в себе огромный мотивационный настрой.

Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в теме. Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся, мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся, которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей.

Используя на уроках перечисленные приёмы и методы, наблюдаю, что таких учеников в классе становится всё меньше и меньше.

Рекомендуем посмотреть:

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Светлана Евгеньевна Виноградова # 27 января 2014 в 19:20 +4
Лариса Павловна! Вы опубликовали интересный и востребованный материал. Не секрет, что у современных школьников учебная мотивация находится на невысоком уровне! Ваши наработки очень современные, продуманные и увлекательные. Я тоже использую разноуровневые задания, задания на выбор, случайный выбор. Но Вы предлагаете много нового! заинтересовали методы "Да-нетка" "Инсерт" - обязательно использую их в ближайшее время!  А вот задания. которое Вы назвали "Сундук мудрости" я использую очень часто, только названия такого не придумала! Спасибо за актуальный и содержательный материал!
Лариса Павловна Крупейченко # 27 января 2014 в 19:44 +3
Спасибо,Светлана Евгеньевна! Рада Вашему комментарию! Ценю Ваше мнение!
Лилия Масагутова # 28 января 2014 в 02:33 +1
Замечательный материал!Интересные методы и приемы! Спасибо! Удачи!
Наталия Александровна Клюка # 28 января 2014 в 21:08 +4
Лариса Павловна, очень ценная статья! Вы эрудированный, грамотный и мудрый педагог. Ваш арсенал приёмов и методов на мотивацию детей на учебную деятельность огромен. От самого начала и до конца урока Ваши ученики оказываются вовлечёнными в круговорот интереснейших событий, где присутствуют элементы игры, неожиданности, удивления, поиска и т.д. Возникает интерес, а значит и мотивация на учебную деятельность (по У.Губерту) Очень важно, чтобы на уроке у ребёнка не было страха, что он с чем-то не справится, что его будут ругать. "Зажатый" ребёнок не способен к активной мыслительной деятельности, поэтому задача педагога убрать эти страхи. И все приёмы, которыми Вы поделились с нами, помогают этого достичь. Мне очень понравился приём "Горячий стул". Здесь важно то, что вопросы задают сами дети, и что, в случае чего, группа поможет. Учитель в понимании ребёнка остаётся "за кадром" и не давит своим авторитетом. Обязательно использую на своих занятиях. Спасибо за интереснейший материал!!!
Ирина Рудакова # 28 января 2014 в 22:38 +3
Лариса Павловна, спасибо за то, что поделились с нами опытом своей работы, очень грамотно и интересно изложенном в этом материале. Я соглашусь с коллегами, проблема, связанная с формированием у детей учебной мотивации сейчас стоит достаточно остро и её необходимо решать. Ваш интересный, бесспорно полезный материал в этом может здорово помочь. Замечательно, что Вы показали, как формируете мотивацию на разных этапах урока, от его начала и до конца, и даже затронули домашнюю работу школьника. Заинтересованному учителю будет понятна система работы  в этом направлении. Ещё раз спасибо.
Оксана Степановна Чекмарева # 16 февраля 2014 в 14:54 +2
Добрый день, Лариса Павловна. Спасибо за интересный материал. Я полностью с вами согласна, что в настоящее время детей с низкой мотивацией становится больше. Это проблема не только сельских школ. И всем нам приходиться её решать. Вы предложили много интересных приемов и методов по формированию положительной мотивации к обучению. Спасибо Вам. Мне очень понравились «Сундук мудрости» и «Горячий стул». Обязательно попробую в своём классе. Спасибо.
Юлия Михайловна Шныпко # 10 мая 2014 в 18:11 +1
Спасибо огромное за ваш труд и мастер-класс. По другому не скажешь. Мотивация у детей очень низкая уже в детском саду, если раньше дети мечтали скорее пойти в школу, то теперь работать, чтоб зарабатывать деньги. Рыночные отношения перекроили всё. Ваши приёмы помогают творить чудеса. Спасибо.
Лариса Павловна Мухина # 24 мая 2014 в 10:22 +1
Лариса Павловна! Огромное спасибо за ваши "изюминки"! Обязательно попробую в своем классе. Творческих Вам успехов!
Головина Татьяна Сергеевна # 9 июня 2014 в 19:56 +1
Добрый день, Лариса Павловна. Согласна с предыдущими коллегами - Ваш материал действительно очень ценный и полезный. Многое из того, что Вы делаете присутствует в моей работе. Но себе на заметку беру Релейные контрольные работы. Не проводила, но идея мне понравилась. Это действительно должно мотивировать детей решить все до одной задачи. Спасибо Вам за материал.
Светлана Николаевна Матвеева # 22 июля 2014 в 15:25 0
Уважаемая Лариса Павловна!Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся на уроке - это весьма важная задача современного урока.Ваш материал безусловно полезен учителям начальных классов и учителям-предметникам. Вы верно отметили, что все этапы урока, а также весь процесс учебной деятельности на уроке, должен нести в себе мотивацию. Мне очень понравилось, что Вы начинаете мотивировать учащихся с первой секунды урока. Интересны и Ваши моменты эмоционального настроя. Вы молодец! Желаю Вам дальнейших минуток творчества!!!+1!!!
Анна Николаевна Прощенко # 20 августа 2014 в 21:42 0
Спасибо за ваш материал. Не хочется повторяться, но я с интересом прочитала и взяла его для себя. Скажите, по какой программе вы работаете на данный момент?
Галина Юрьевна Ткаченко # 22 августа 2014 в 13:33 0
Лариса Павловна, тему для обсуждения Вы предложили интересную и нужную.Очень много информации содержится в Вашем выступлении. Все, что Вы говорите, правильно, и мотивирует учащихся.Остался вопрос: как используете оценочные листы и дискрипторы. Хочется узнать подробнее. Заранее благодарна.
Ольга Васильевна Гильгенберг # 4 октября 2014 в 17:18 0
Согласна с предыдущими комментариями, в наше время наблюдается такой переизбыток информации, компьютерных игр и тд, что маленькому ребенку часто приходится очень сложно устоять перед соблазном почитать книгу или поиграть в планшет. Очень актуальная тема. Понравились приемы. Ставлю закладку на эту страничку. Буду тоже по возможности делиться и своими наработками. Удачи!
Шугаева Ольга Сергеевна # 8 октября 2014 в 10:11 0
Огромное спасибо! Очень актуально в наш компьютерный мир, когда книга стоит позади компьютерных технологий. А ведь только она - самый главный кладезь знаний в начальной школе!
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 9 октября 2014 в 22:01 0
Лариса Павловна!С интересом прочитала Ваш материал!Из-за длительного перерыва в профессии стараюсь все впитывать как губка! Если не возражаете, забираю себе в копилочку! Здорово, что есть такие учителя!
Анна Борисовна Кирий # 21 октября 2014 в 14:46 0
Спасибо, Лариса Павловна! Многие методы и приемы можно с успехом использовать и с детьми старшего дошкольного возраста: выбор ведущего в игре можно заменить случайным попаданием самолетика. "Горячий стул" можно провести с вопросами по сказкам, отгадыванием загадок.
Галина Васильевна Егорова # 22 октября 2014 в 11:52 0
Очень содержательный, объемный материал изложен. Представляю, как интересно вашим детям работать с таким творческим педагогом, болеющим душой за успехи детей. Такой индивидуальный подход к уровню подготовки учащихся - залог хорошего результата обучения. Вы большая молодец!
Татьяна Юрьевна Анисимова # 23 октября 2014 в 13:47 0
Лариса Павловна предложила очень интересный материал. Согласна с автором статьи, что формирование учебной мотивации идет в совокупности с развитием ругулятивных УУД (универсальных учебных действий). Формирование у учащихся навыков рефлексии помогает и в формировании мотивации. Также автором в процессе урока используется наглядный дидактический материал, что конечно же повышает познавательную активность детей.
Ирина Владимировна Кузнецова # 31 октября 2014 в 20:16 0
Спасибо большое за полезную информацию.Для меня молодого специалиста без опыта работы очень ценна эта информация, попробую применить несколько методов в своей практике!
Мавлия Агзамовна Хисматова # 8 ноября 2014 в 23:11 0
Уважаемая Лариса Павловна!Каждое слово Вашей публикации представляет для педагогов особую ценность.Спасибо Вам.Надеюсь прочитать Ваши следующие работы.
Светлана Анатольевна Матвеева # 25 ноября 2014 в 17:43 +1
Уважаемая Лариса Павловна! Совсем недавно зарегистрировалась на этом сайте и не пожалела! Проработала весь Ваш материал, сделала выводы.Я также использую эмоциональный настрой в начале урока(упражнения "Солнышко", "Улыбнёмся друг другу", "Вспомним что-то хорошее", "Пожмём другу руки", "Ты мой друг и я твой друг" и др.)Почти на каждом уроке использую работу в парах, считая её намного эффективней, чем групповую (т.к. многие просто отсиживаются за спинами сильных). Ребёнок в паре оценивает работу одноклассника, аргументируя при этом своё мнение. Групповую работу провожу реже,стараясь научить детей работать в коллективе и прислушиваться к мнению другого. Два уровня домашнего задания предлагаю детям уже несколько лет, а вот три - попробую.Для себя взяла из Вашего опыта следующее:
1)способ деления на группы;
2)приём "Инсерт";
3)приём "Сундук мудрости".
Приём "Да-нетка" уже сегодня использовала на уроке литературного чтения во 2 классе при составлении описания лисы в русских народных сказках.Буду пользоваться этим и дальше.Спасибо Вам за эту работу!
Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 00:10 0
Учебная мотивация- одна из наиболее трудновыполнимых задач педагога. Вам удалось заинтересовать нас своим материалом, а значит и детям интересно познавать новое.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 12 декабря 2014 в 19:44 0
Являюсь руководителем МО. Ваш материал очень пригодился.
Елена Владимировна Мещерякова # 24 декабря 2014 в 20:12 0
Это стоит отметить особо: "Домашнее задание
1) Устраиваю почту с письмами
2) Беспроигрышная лотерея
3) Определить номер задания на доске с помощью кубик"
Все гениальное просто. Особенно пункт 1.
Надежда Александровна Кулаева # 7 января 2015 в 22:17 0
Лариса Павловна, очень полезная разработка.
У Вас столько интересных идей!
Обязательно использую их на своих уроках.
Тема мотивации в средней и старшей школе (я не преподаю в начальных классах, но Ваша тема очень меня заинтересовала. я не пожалела, что заглянула к Вам) ОООООЧЕНЬ актуальна.
Столько идей!!!
Большое спасибо, что Вы делитесь такими наработками.
Светлана Романовна Костромитина # 15 января 2015 в 10:06 0
Спасибо, Лариса Павловна!Необходимую и интересную выбрали тему Вы для обсуждения. Много полезной информации содержится в Вашем выступлении. Безусловно, весь процесс учебной деятельности на уроке, должен нести в себе мотивацию. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Ваши идеи эффективно можно использовать в своей работе. У большинства детей мотивация к учению практически отсутствует, что является для нас – учителей – серьезной проблемой. А развитие мотивации – это движение вверх. Мы, учителя, очень заинтересованы в том, чтобы всем детям было комфортно в школе. И весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, к умственному труду. Спасибо большое!!Примите голос!!
Иванова Людмила Александровна # 23 января 2015 в 03:50 0
Огромное спасибо,Лариса Павловна! Очень интересные подходы, что то применяю на уроках, но и много интересного для себя взяла, обязательно начну применять на уроках.
Екатерина Сергеевна Горелова # 21 февраля 2015 в 23:00 0
Лариса Павловна, Ваш материал очень меня заинтересовал. Соглашусь с коллегами, что все гениальное - просто. У Вас очень интересные идеи, а главное - они работают! Повышается мотивация - будет успех. Для учителя сейчас мотивация учащихся, наверное, самая большая проблема. То, что Вы предлагаете, решает эту проблему. Большое спасибо!
Диана Шевкетовна Люманова # 25 февраля 2015 в 21:40 0
Добрый вечер. Великолепная подборка идей. Особенно заинтересовалась приёмом «Горячий стул». Думаю, что его оценят и мои ученики. Скажите, пожалуйста, как добавить вашу статью в закладки?
Лариса Павловна Крупейченко # 11 марта 2015 в 19:56 0
Диана Шевкетовна, в самом начале материала есть сердечко. Просто нужно на него нажать.
Мария Алексеевна Лаврентьева # 13 апреля 2015 в 19:00 0
Материал очень ценный и разнообразный. В рамках ФГОС дети должны быть вовлечены в разные виды деятельности (урочную, внеурочную), быть субъектами образовательного процесса. Такие приёмы работы как раз и представляют системно - деятельностный подход, как предписано новыми стандартами. Спасибо!
Назия Замиловна # 6 ноября 2016 в 19:07 0
Лариса Павловна! Спасибо за интересный материал.