Автор: Проскуровская Оксана Георгиевна, учитель начальных классов, МБОУ «ООШ № 33», г. Новокузнецка Кемеровской обл..
Описание работы: материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам – психологам, когда необходимо отследить девиантное поведение младшего школьника. Методика является авторской.В основе методики лежит метод наблюдения.
Цель: - Выявить уровень девиантного поведения младшего школьника.
Ход проведения:
Диагност наблюдает за поведением во время уроков, поведением во внеурочное время, во время посещения столовой, поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий, поведением во время перемены, во время игр и самостоятельно заполняет карту наблюдения за младшим школьником. Карта заполняется индивидуально на каждого младшего школьника. Характеристика уровней сформированности девиантного поведения (высокий, средний, низкий) по которым диагностируемый получил больше всего критериев отражена в Таблице № 1.
Диагност должен учитывать, классифицируя и наблюдая, особенности поведения: стабильность проявления, частоту проявления, особенности личности, характер и мн.др..
Таблица № 1
Карта наблюдений девиантного поведения младшего школьника
Виды наблюдения.
|
Проявление наблюдения
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
Поведение во время уроков
|
*ходит во время уроков, встаёт с места;
*не выполняет учебные задания во время уроков;
*отвлекается, поворачивается,
разговаривает;
*недисциплинирован;
*раздражителен;
*пассивен в деятельности;
*прогуливает уроки без уважительной
причины;
* резкая смена настроения.
|
*иногда проявляет
недисциплинированность;
*частично учебные задания во время уроков;
*не всегда отвечает на устные вопросы,
реагирует агрессивно;
*иногда проявляет раздражительность;
*иногда или редко пропускает занятия без
уважительной причины;
*редко отмечается резкая смена настроения;
*иногда не контролирует себя;
|
*дисциплинирован;
* активно участвует в процессе урока;
*доброжелателен;
*чётко выполняет инструкции;
*всегда присутствует на занятиях;
*усидчив;
*является лидером;
* умеет себя контролировать;
|
Поведение во внеурочное время
|
*агрессивен;
*нарушает нормы и правила поведения в
учреждении на перемене и после уроков;
* провоцирует конфликты;
*вспыльчив;
*является неформальным отрицательным лидером;
*не выполняет общественные поручения
|
* редко вспыльчив;
*может иногда нарушать нормы поведения;
* иногда является неформальным
отрицательным лидером;
* редко принимает участие в жизни класса,
|
*общается со всеми одноклассниками;
*соблюдает нормы поведения
*независим от других;
*может организовать группы по
интересам;
* является лидером;
*умеет критически мыслить,
принимать адекватные решения.
*неконфликтен;
*участвует в общественной жизни
класса;
*охотно выполняет общественные
поручения;
|
Поведение во время посещения
столовой
|
*агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, (толкается, плюётся,
пинается, огрызается)
*не соблюдает правил поведения в столовой;
*проявляет неадекватные реакции
(кидается едой, переворачивает стулья, кричит);
*стремится привлечь к себе внимание;
*пассивен;
*зависим от других
|
*иногда агрессивно ведёт себя по
отношению к одноклассникам, взрослым
(толкается, плюётся, пинается, огрызается)
*не часто, но нарушает правила поведения в столовой;
*иногда привлекает к себе внимание
асоциальным поведением;
*может проявлять раздражительность;
|
*аккуратен;
*сдержан;
* соблюдает правила поведения в
столовой;
|
Поведение во время
посещения театров, выставок, экскурсий
|
*неустойчивость поведения;
*грубит;
*неадекватно реагирует на замечания
учителя;
*проявляет негативные реакции в
отношении увиденного;
* громко смеётся, разговаривает, кричит
*проявляет протестные реакции;
|
*в некоторых моментах проявляет
неустойчивость в поведении;
*может неадекватно отреагировать на
замечания взрослого, одноклассника;
*иногда проявляет протестные реакции;
*не часто проявляет негативные реакции в
отношении увиденного;
|
*активно участвует в процессе
знакомства с новым;
*интересуется увиденным;
*соблюдает правила посещения
общественных мест(театров, выставок, экскурсий);
* умеет логически мыслить,
принимать адекватные решения.
*самодисциплинорован.
|
Поведение во время
перемены, во время игр.
|
*поддаётся влиянию;
* является асоциальным лидером;
* без причины может накинуться,
ударить сверстника;
*придумывает или участвует в
агрессивных играх
|
* иногда привлекает к себе внимание
асоциальным поведением;
* может быть асоциальным лидером;
* редко придумывает или участвует в
агрессивных играх
|
*соблюдает правила игр;
* может организовать группы по
интересам;
* является лидером;
|
Обработка результатов
Высокий уровень: предполагает оценку «3»
Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:
ходит во время уроков, встаёт с места; не выполняет учебные задания во время уроков; отвлекается, поворачивается, разговаривает; недисциплинирован; раздражителен; пассивен в деятельности; прогуливает уроки без уважительной причины; резкая смена настроения; агрессивен; нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков; провоцирует конфликты; вспыльчив; является неформальным отрицательным лидером; не выполняет общественные поручения; агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не соблюдает правил поведения в столовой; проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит); стремится привлечь к себе внимание; пассивен; зависим от других; неустойчивость поведения; грубит; неадекватно реагирует на замечания учителя; проявляет негативные реакции в отношении увиденного; громко смеётся, разговаривает, кричит; проявляет протестные реакции; поддаётся влиянию; является асоциальным лидером; без причины может накинуться, ударить сверстника; придумывает или участвует в агрессивных играх. Можно говорить о высоком уровне девиантного поведения младшего школьника.
Средний уровень: предполагает оценку «2»
Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:
иногда проявляет недисциплинированность; частично учебные задания во время уроков; не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно; иногда проявляет раздражительность; иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины; редко отмечается резкая смена настроения; иногда не контролирует себя, редко вспыльчив; может иногда нарушать нормы поведения; иногда является неформальным отрицательным лидером; редко принимает участие в жизни класса
иногда агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, взрослым (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не часто, но нарушает правила поведения в столовой; иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; может проявлять раздражительность, в некоторых моментах проявляет неустойчивость в поведении; может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника; иногда проявляет протестные реакции; не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного; иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; может быть асоциальным лидером; редко придумывает или участвует в агрессивных играх. Отмечается средний уровень девиантного поведения.
Низкий уровень: предполагает оценку «1»
Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:
дисциплинирован; активно участвует в процессе урока; доброжелателен; чётко выполняет инструкции; всегда присутствует на занятиях; усидчив; является лидером; умеет себя контролировать; общается со всеми одноклассниками; соблюдает нормы поведения; независим от других; может организовать группы по интересам; является лидером; умеет критически мыслить, принимать адекватные решения; неконфликтен; участвует в общественной жизни класса; охотно выполняет общественные поручения; аккуратен; сдержан; соблюдает правила поведения в столовой; активно участвует в процессе знакомства с новым; интересуется увиденным; соблюдает правила посещения общественных мест(театров, выставок, экскурсий); умеет логически мыслить, принимать адекватные решения; самодисциплинорован; соблюдает правила игр; может организовать группы по интересам; является лидером. Поведение младшего школьника в N(норме).
Рекомендуем посмотреть:
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке